Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:55, контрольная работа
Различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной экологической эффективности и демонстрировать ее, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики и целевых экологических показателей. Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами окружающей среды, включая устойчивое развитие.
Теоретическая часть…………………………………………………………………3
1. Экологический менеджмент……………………………………………………...3
2. Правовые формы возмещения вреда окружающей природной среде………...15
Практическая часть…………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
Второй тенденцией развития регулирования ответственности за причинение крупномасштабного вреда является отказ от принципа вины как одного из основных условий ответственности. Так, ст. 1079 ГК РФ, определяющая общие условия ответственности владельцев источника повышенной опасности, устанавливает лишь общие признаки источников повышенной опасности, по сути относя к компетенции суда вопрос о признании того или иного рода деятельности источником повышенной опасности.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" ВВАС РФ. 1996. N 6. вопрос об отнесении деятельности предприятия, учреждения, организации к числу представляющих повышенную экологическую опасность решается арбитражным судом в каждом конкретном случае самостоятельно. Однако в ст. 54 ФЗ "Об использовании атомной энергии" прямо установлено, что организация, эксплуатирующая атомную установку, отвечает за причиненный вред независимо от вины. Таким образом, в регулировании этого вопроса наметилась тенденция перехода от установления общих критериев отнесения той или иной деятельности к источникам повышенной опасности и соответственно отвечающим за причиненный вред без вины к четкому правовому закреплению перечня субъектов, отвечающих за вред независимо от вины. В правовом регулировании вопросов возмещения крупномасштабного вреда наблюдается также тенденция постепенного отказа от принципа полного возмещения вреда причинителями такого вреда в сторону установления максимальных пределов имущественной ответственности. Основная причина заключается в том, что в настоящее время многие виды хозяйственной деятельности связаны с опасностью причинения таких убытков, которые далеко превосходят финансовые возможности субъектов хозяйственной деятельности. Общие положения гражданского законодательства исходят из принципа полного возмещения вреда (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), а также из недопустимости снижения размера возмещения судом с учетом материального положения ответчика - юридического лица (п. 3 ст. 1083 ГК РФ). Однако специальное законодательство в ряде случаев устанавливает ограниченную ответственность. Так, в соответствии со ст. 55 ФЗ "Об использовании атомной энергии" максимальные пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, в отношении любого одного инцидента не могут быть больше размера, установленного международными договорами РФ.
Признавая в целом недопустимость отступления от принципа возмещения вреда в полном объеме, следует признать неизбежность в ряде случаев установления ограниченной ответственности. Законодательная констатация невозможности полностью компенсировать причиненные убытки субъектом ответственности создает правовые предпосылки закрепления источника получения недостающих средств. Государство вынуждено принимать на себя обязательства по ликвидации негативных последствий, неся субсидиарную ответственность в случаях ограниченной ответственности причинителей вреда, что следует признать еще одной тенденцией развития правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Суд Постановлением от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 ФЗ от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" СЗ РФ. 1997. N 50. Ст. 5711 Конституционный Суд РФ в названном Постановлении признал, что экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX века - катастрофа на Чернобыльской АЭС, - приведшая к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям, порождает особый характер отношений, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует с правом граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений статей 2 и 18 Конституции РФ, согласно которым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также из ст. 53 Конституции РФ, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.
2. Практическая часть
Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
Таблица 1. Оценка соответствия размера платежей и экологического ущерба от загрязнений атмосферы
Вещество |
т (Т) |
ПДК (мг/м3) |
А= 1/ПДК |
f |
mfA (усл. т/год) |
тyА (усл. т/год) |
Этилацетат |
0,0693 |
0,1 |
10,0 |
1,5 |
1,039 |
600,08 |
Ацетальдегид |
0,04867 |
0,01 |
100,0 |
0,5 |
2,43 |
4214,43 |
Формальдегид |
600,336 |
0,035 |
28,57 |
0,5 |
8575,79 |
14851905 |
Гептен |
204,199 |
0,065 |
15,38 |
0,5 |
1570,29 |
2719491 |
Аминосоединения |
84,3158 |
0,003 |
333,33 |
1,5 |
42157,47 |
24336669 |
Железа окислы |
10,2253 |
0,04 |
25,0 |
4,0 |
1022,53 |
221356,86 |
Сера |
137,196 |
0,05 |
20,0 |
1,0 |
2743,92 |
2376015,2 |
Полиэтилен |
14,3099 |
0,1 |
10,0 |
0,5 |
71,54 |
123912,29 |
Канифоль |
36,3006 |
4,0 |
0,25 |
1,5 |
13,61 |
7858,22 |
Сажа |
9528,29 |
0,15 |
6,66 |
0,5 |
31729,20 |
54949907 |
|
87887,81 |
99591929 | ||||
ΣmfА |
ΣmyA |
y = 3,3 руб./т*128*2,05 = 865,92 руб./т
Удельный ущерб (У атм.) = (3,3*128*2,05)*1,68*1 629,58 = 2 370 624,33 руб./год
Плата за выбросы в атмосферу (П1) = 1,68*1 634 682,82 = 2 746 267,14 руб./год
Плата за выбросы в атмосферу вредных загрязняющих веществ покрывает ущерб (излишек составляет 375 642,81 руб.).
Таблица 2. Оценка соответствия размера платежей и экологического ущерба от загрязнений гидросферы
№ п/п |
Вещество |
m (т) |
ПДК (мг/м3) |
А=1/ПДК (усл. т/т) |
mA (усл. т/год) |
1 |
Mn- марганец |
0,019 |
0,01 |
100 |
1,9 |
2 |
Нефтепродукты |
1,29023809 |
1,50 |
0,67 |
0,8644 |
3 |
Cl- хлор |
30,2855 |
0,03 |
33,33 |
1009,41 |
4 |
Fe- железо |
0,201 |
0,50 |
2,0 |
0,402 |
5 |
Ni - никель |
0,037 |
0,001 |
1000,00 |
37,0 |
6 |
NO2 |
0,12798 |
0,04 |
25,00 |
3,19 |
7 |
Zn- цинк |
0,022 |
0,05 |
20,00 |
0,44 |
8 |
Cr- хром |
0,045 |
0,015 |
66,66 |
3,0 |
9 |
SO4 |
66,2786 |
0,05 |
20,00 |
1325,57 |
10 |
Nh |
0,25536 |
0,1 |
10,00 |
2,55 |
Итого |
2384,33 | ||||
ΣmА |
Удельный ущерб (У гидр.) = 443,5 руб./т*128*2,05*1,57*2384,33 = 435 635 707,8 руб./год
Плата за выбросы в гидросферу (П2) = (443,5*128*2,05)*1,57*2384,33 = 435 635 707,8 руб./год
руб./год
Плата за выбросы в гидросферу вредных загрязняющих веществ покрывает ущерб.
Заключение
Проанализировав данные расчеты модно сделать следующие выводы:
По полученным
данным по атмосфере, плата за загрязнение
воздушной среды покрывает
По атмосфере мы наблюдаем такую же ситуацию, как и по атмосфере, то есть плата за загрязнение гидросферы покрывает удельный ущерб от загрязнения водной среды.
Список использованных источников
1.Арустамов, Э.А, Природопользование / Э.А. Арустамов. – М., 2005.
2.Глухов, В.В. Экономические основы экологии / В.В. Глухов. – СПб., 2003.
3.Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и природопользование в России / В.Ф. Протасов. – М., 1995.
4.Протасов, В.Ф. Экология. Термины и понятия / В.Ф. Протасов. – М., 2001.
5. Экономика природопользования и природоохранной деятельности: Учебное пособие : Крепша Н.В.- М., 2011