Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:32, курсовая работа
На сегодняшний день, тема курсовой работы актуальна. В связи с производством и продажей автомобилей количество их на улицах города увеличилось и объемы продаж бензина возросли в несколько раз. В данной курсовой работе рассчитаны выбросы автотранспорта оксидов азота, монооксида углерода, диоксида серы. А так же рассмотрены токсикологические характеристики вредных веществ и предложены мероприятия по их сокращению.
Газовые двигатели
в настоящее время являются модификацией
бензиновых двигателей. В них изменены
карбюраторы и имеются штуцера
для забора вакуума и охлаждающие
жидкости для обеспечения
Переход на газовое топливо позволит улучшить энергообеспечение страны, поскольку запасы газа на несколько порядков превышают запасы нефти.[5]
1.6 Влияние на человека автотранспорта
По воздействию на организм человека компоненты отработавших газов подразделяются на:
- токсичные – оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, альдегиды, свинцовые соединения;
- канцерогенные – бенз(а)пирен;
- раздражающего действия – оксиды серы, углеводороды.
Влияние компонентов ОГ на организм человека зависит от их концентраций в атмосфере и продолжительности воздействия.[7]
Таблица 1.2 – количество токсичных веществ в отработанных газах
Токсичные вещества |
Количество токсичных веществ, при сгорании 1 кг топлива в двигателе | |||
карбюраторном |
дизельном | |||
г |
% |
г |
% | |
оксид углерода |
225 |
73,8 |
25 |
25,58 |
оксиды азота |
55 |
18,1 |
38 |
38,8 |
углеводороды |
20 |
6,6 |
8 |
8,2 |
оксиды серы |
2 |
0,7 |
21 |
21,4 |
альдегиды |
1 |
0,3 |
1 |
1,0 |
сажа |
1,5 |
0,5 |
5 |
5,1 |
всего |
304,5 |
100 |
98 |
100 |
Оксид углерода – газ без цвета и запаха. При вдыхании попадает в кровь и образует комплексные соединения с гемоглобином – карбоксигемоглобин. Оксид углерода реагирует с гемоглобином в 210 раз быстрее чем кислород, что приводит к развитию кислородной недостаточности. Признаками кислородной недостаточности являются нарушения в центральной нервной системе, поражение дыхательной системы, снижение остроты зрения. Увеличенные среднесуточные концентрации оксида углерода способствуют возрастанию смертности лиц с сердечнососудистыми заболеваниями.
Оксид углерода в воздухе в зависимости от степени концентрации вызывает:
- слабые отравления через один час (С = 0,05% об.);
- потерю сознания через несколько вдохов (С = 1% об.).
Оксиды азота – смесь различных оксидов: NO2, N2O3, N2O4. Наибольшую опасность представляет NO2.
Воздействие оксидов азота на человека приводит к нарушению функций легких и бронхов. Воздействию оксидов азота в большей степени подвержены дети и люди, страдающие сердечнососудистыми заболеваниями. Оксиды азота в воздухе в зависимости от концентрации вызывают:
- раздражение слизистых оболочек носа и глаз (С = 0,001% об.);
- начало кислородного голодания (С = 0,002% об.);
- отек легких (С = 0,008% об.).
Сернистый ангидрид – бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворяется в воде, образуя сернистую кислоту. Длительное воздействие даже отдельно низких концентраций сернистого ангидрида увеличивает смертность от сердечнососудистых заболеваний, способствует возникновению бронхита, астмы и других респираторных заболеваний.
Сернистый ангидрид в воздухе в зависимости от степени концентрации вызывает:
- раздражение слизистой глаза, кашель (С = 0,001% об.);
- раздражение слизистой горла (С = 0,002% об.);
- отравление через 3 минуты (С = 0,004% об.);
- отравление через 1 минуту (С = 0,01% об.).
Углеводороды – группа соединений типа СхНу. Обладают неприятным запахом. В результате фотохимических реакций углеводородов с окислами азота образуется смог.
Бенз(а)пирен – полициклический ароматический углеводород (ПАУ). При нормальных атмосферных условиях – кристаллический продукт, плохо растворимый в воде. Попадая в организм человека, ПАУ постепенно накапливается до критических концентраций и стимулирует образование злокачественных опухолей.
Сажа – твердый фильтр ОГ, состоящий в основном из частиц углерода. Непосредственной опасности для человека не представляет. Влияние сажи проявляется в появлении неприятного ощущения загрязненности воздуха. Сажа является адсорбентом канцерогенных веществ (ПАУ до 2%) и способствует усилению влияния других токсических компонентов, например сернистого ангидрида.
Соединения свинца – появляются в ОГ в случаях применения тетраэтилсвинца – антидетонационной присадки к бензинам. Свинец способен накапливаться в организме, попадая в него через дыхательные пути, с пищей и через кожу. Поражает центральную нервную систему, кроветворные органы.[7]
Таблица 1.3 – Содержание вредных веществ в отработавших газах
Вредное вещество ОГ |
Содержание в ОГ ДВС | |
дизели |
бензиновые | |
оксид углерода |
0,005-0,05% об. |
0,25-10% об. |
оксиды азота в перерасчете на азот |
0,004-0,5% об. |
0,01-0,8% об. |
сернистый ангидрид |
0,003-0,05% об. |
- |
углеводороды в перерасчете на углеводород |
0,01-0,5% |
0,27-0,3% |
Бенз(а)пирен |
До 10мкг/м3 |
До 20 мкг/м3 |
сажа |
До 1,1 г/м3 |
До 0,4 г/м3 |
соединения свинца |
- |
выбрасывается до 8,5% соединений свинца (от количества, введенного в бензин с ТЭС) |
В таблице 1.3 представлены содержания вредных веществ в ОГ дизелей и бензиновых двигателей. В первую очередь воздействию токсических составляющих ОГ подвергается водитель автомобиля. Анализ воздуха в кабинах транспортных средств показал, что концентрация оксида углерода (особенно в кабинах грузовых автомобилей) может превышать предельно допустимые нормы.
Для многих крупных городов характерно превышение концентрации оксида углерода над предельно допустимой в 20 – 30 раз, с чем врачи связывают высокую смертность от инфаркта миокарда.
Концентрация
оксидов азота в городах
Продолжительность существования сернистого газа в атмосфере – в пределах 10 часов. Выбросы SO2 являются причиной выпадения сернокислотных осадков, способствующих закислению почвы, воды и разрушению облицовки зданий.
Содержание
углекислого газа в воздухе не
нормируется. Продолжительность
Высокое содержание свинца в организме человека приводит к хроническому отравлению.[6]
2 Основная часть. АЗС в городской черте г. Краснодара – источник загрязнения атмосферы
2.1 Характеристика расположения предприятия
Санитарно-защитная зона для АЗС согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 принято равной 50 метров. Нормативная санитарно-защитная зона соблюдается.
На территории расположены следующие здания и сооружения:
- операторная;
- заправочные островки;
- навес;
- резервуары стальные подземные горизонтальные цилиндрические двустенные для хранения нефтепродуктов объемом 25 м3 – 4 шт.;
- аварийный резервуар, объемом 10 м3 – 1 шт.;
- сливной колодец;
- противопожарный резервуар, объемом 100 м3 – 1 шт.;
- стела;
- флагштоки;
- колодец забора воды из пожарного резервуара;
- топливно-раздаточная колонка 6-пистолетная на 3 вида топлива двухсторонняя;
- площадка с контейнерами для сбора мусора;
- пожарный щит с ящиком для песка.
На основании сведений об особенностях производства составляется карта-схема предприятия (генеральный план).
2.2 Технологическое оборудование АЗС
К основному перечню технологического оборудования относится:
- оборудование для хранения нефтепродуктов на АЗС;
- оборудование для выдачи топлива и масел потребителям;
- оборудование для количественного и качественного учета нефтепродуктов;
- вспомогательное оборудование;
- оборудование для технологического обслуживания и ремонта автомобилей;
- оборудование для очистки ливневых и бытовых стоков;
- оборудование для экологической и пожарной безопасности АЗС.
Для эффективной
работы АЗС существует современная
технологическая система
Привезенное топливо из АЦ (автомобильная цистерна) через гибкий шланг поступает на входной фильтр топлива с огнепреградителем. Входной фильтр очищает топливо от окалины и грязи. Это первая степень грубой очистки топлива. Огнепреградитель исключает возможность попадания искры и пламени в резервуар. Шланг присоединяется к фильтру с помощью быстросъемной муфты, которая обеспечивает незамедлительное разъединении в случае необходимости.
При сливе топлива в резервуар пары топлива из резервуара интенсивно вытесняются в атмосферу. Чтобы этого не происходило, применят систему рециркуляции паров топлива, которая обеспечивает возврат паров из резервуара в герметичную горловину АЦ.
Топливо поступает из резервуара в ТРК через фильтр тонкой очистки от взвешенных частиц и ржавчины со стенок резервуара. Это вторая ступень очистки топлива. Третьей, последующей ступенью очистки топлива, являются фильтры, встроенные в ТРК.
Во время заполнения бензобака потребителя пары топлива вытесняются в атмосферу. Чтобы этого не происходило, применяют вторичную систему рециркуляции паров топлива, которая обеспечивает возврат паров топлива из бензобака потребителя через специальный раздаточный шланг ТРК и специальный трубопровод в резервуар. Для максимального отсоса паров, выходящих из бензобака, применяется специальная насадка на раздаточном кране.[5]
Чтобы не допустить больших колебаний давления, которые могут привести к деформации резервуара или отказу работы ТРК, применяется дыхательный клапан с огнепреградителем. При разрежении через дыхательный клапан в резервуар поступает в атмосферный воздух.
Сигналы от всех устройств и датчиков попадают на блок контроля и управления (БКУ), который в свою очередь выдает световые и звуковые сигналы на лицевую панель оператором АЗС о состоянии технологического оборудования.
Для управления ТРК используется система отпуска топлива, в которую входит системный блок компьютера, дисплей, клавиатура и контрольно-кассовая машина. Система отпуска топлива выдает сигналы управления ТРК и сигналы управления ККМ.
Основная цель
БКУ: отслеживание в автоматическом
режиме основных технологических параметров,
характеризующих общую
2.3 Токсикологическая характеристика загрязняющих веществ
Ежегодно в результате сжигания топлива в атмосферу поступает (с учетом очистки) более 20 млрд. т. диоксида углерода и более 700млн. т. других паро- и газообразных соединений.
Типичное содержание различных веществ в ОГ двигателей приведено в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Состав отработавших газов двигателей
Вещество |
Объемная доля, % | |
бензиновый |
дизель | |
О2 |
0,05 – 8,0 |
2,0 – 18,0 |
СО2 |
5 – 12,5 |
1 – 12 |
Н2О |
3 – 13 |
0,5 – 10 |
N2 |
74 – 77 |
76 – 78 |
NOx |
0,05 – 0,5 |
0,1 – 1,0 |
CO |
0,1 – 10 |
0,01 – 0,5 |
CxHy |
0,2 – 2,0 |
0,01- 5 |
альдегиды |
0 – 0,2 |
0 – 0,05 |
сажа |
до 100 мг/м3 |
до 20000 |
SOx |
0,003 мг/м3 |
0,015 |
бенз-а-пирен, мкг/м3 |
25 |
10 |
Информация о работе АЗС в городской черте г. Краснодара - как источник загрязнения атмосферы