Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:02, реферат
Общественная организация в целом представляет собой суммарный результат взаимодействий между отдельными членами сообщества и в то же время накладывает ограничения на типы индивидуальных взаимодействий, которые могут и должны происходить. Изучению взаимодействий между членами сообщества посвящено много исследований.
5) защита территории, происходящая
только в пределах той области,
в которой данное животное
обосновалось и которую оно
охраняет от постороннего
6) материнская агрессия со
7) инструментальная агрессия –
реакция, усвоенная в результате
подкрепления каким-либо
8) агрессия, связанная с полом. Она
провоцируется теми же
Эту первую попытку классификации агрессивного поведения нетрудно подвергнуть критике. Куда отнести агрессию самки против самки? Или отцовскую агрессию? Многие авторы, вероятно, выделили бы хищническое поведение в совершенно особую категорию, не относящуюся к агрессии. Классификацию Мойера следует рассматривать как временную систему, на основе которой можно будет разработать приемлемую «таксономию» агрессивного поведения. Подобный дифференцированный подход к агрессии противостоит взгляду на агрессию как на некое «единое побуждение».
Социальное облегчение
«Социальным облегчением» называют феномен, который состоят в том, что одно лишь присутствие или поведение другой особи повышает вероятность, степень проявления или частоту какой-то формы поведения. Зайонц (Zajonc, 1965) подразделяет явления социального облегчения на две категории:
1) эффект аудитории, когда «облегчающие» особи являются пассивными наблюдателями,
2) эффект совместного действия, когда обе особи участвуют в одном и том же поведении.
Зайонц сделал обзор исследований по социальному облегчению у животных. Как у крыс, так и у домашних кур проявление пищевой реакции облегчается при виде другой особи, поедающей корм. Ларссон (Larsson, 1956) обнаружил облегчение копулятивного поведения у крыс в присутствии другой копулирующей пары. Сходные результаты были получены в отношении локомоторного исследовательского поведения крыс и скорости выработки у цыплят реакции клевания в ответ на определенный стимул.
Иногда присутствие другой особи не облегчает проявление данной реакции, а затрудняет его. Например, тараканам в присутствии другой особи требовалось больше времени на освоение сложного лабиринта, чем тогда, когда они обучались в одиночестве (Gates, Allee, 1933, Zajonc, Heingartner, Herman, 1969). Зайонц истолковал эти результаты в рамках классической теории научения Спенса: он считает, что. присутствие другого организма повышает уровень «активации» животного. Предполагается, что повышение уровня активации облегчает доминантные реакции, которые возникают часто, и тормозит второстепенные реакции, вероятность проявления которых ниже. Независимо от того, насколько верно это объяснение, облегчение поведенческих реакций под влиянием одного лишь присутствия другого организма интересно само по себе.
Подражание друг другу
Подражание состоит в том, что животное научается какой-то реакции, изначальная вероятность которой низка, в результате наблюдения за этой реакцией у другого животного. Присутствие второго животного оказывает здесь на поведение первого не только облегчающее, но и направляющее влияние. Например, Дарби и Риопель показали, что макаки-резусы способны обучаться, наблюдая за реакциями других обезьян в пробах с выработкой различения предъявляемых стимулов. При правильном выборе одного из двух стимулов обе обезьяны получали награду. Результаты у наблюдавшей обезьяны были лучше,. если животное, которому она подражала, допускало ошибку, чем если оно делало правильный выбор. Холл и Госуэлл нашли, что молодые мартышки-гусары избегали открывать определенный ящик после того, как их матери, открыв его» проявили реакцию испуга. Подражание играет важнейшую роль в развитии поведения, особенно у таких млекопитающих, как приматы и хищные.
Кооперация в сообществе животных
Кооперация состоит в объединении и взаимодействии двух или более животных для выполнения какой-либо задачи. Классическое исследование в этой области принадлежит Кроуфорду. Шимпанзе сначала обучали поодиночке некоторой задаче, при выполнении которой они получали пищу. Они должны были нажимать четыре педали в определенном порядке: желтую, красную, зеленую, синюю. Если порядок нарушался, животное награды не получало. Затем двух обезьян помещали в две клетки так, что каждая из них имела доступ только к двум из четырех педалей. В этой ситуации для того, чтобы получить пищу, животные должны были действовать совместно. Это проявлялось в следующем:
1) обезьяны наблюдали за действиями своего партнера и соответственно координировали собственное поведение;
2) они добивались от партнера необходимых действий, жестами показывая ему, что нужно нажать на ту или иную педаль; при этом одна из шимпанзе тянула, толкала или поворачивала своего партнера к педали.
Конкуренция в сообществе
В большинстве случаев конкуренция между двумя организмами возникает из-за какого-то ресурса, количество которого ограничено. Если одно животное получает доступ к этому ресурсу, то второе оттесняется. Таким образом, конкурентная ситуация отличается от кооперативной тем, что здесь успех одного животного понижает, а не повышает вероятность получения награды другим животным Бейрофф изучал конкуренцию на лабораторных крысах. Он заставлял пару крыс плыть под водой против течения к выходу. Животное, добиравшееся до выхода первым, он выпускал, второе же оставлял на короткое время под водой. Пары составлялись из крыс, плававших с одинаковой скоростью. Как правило, крысы в условиях конкуренции плыли быстрее, чем поодиночке. Но в этих и других работах по изучению конкуренции была одна- трудность: требовалось показать, что успешность выполнения задания повышалась именно из-за конкуренции, а не в результате одного лишь присутствия другой особи (социальное облегчение). В экспериментах, в которых собаки должны были бегать, чтобы получать награду, они бегали быстрее, когда их выпускали парами, а не поодиночке. Но когда в эксперимент помимо парности (т. е социального облегчения) вводили конкуренцию, скорость бега уменьшалась.
Стремление животных находиться вместе (аффилиация)
Животные многих видов проявляют тенденцию приближаться к особям того же вида и держаться около них. Возможность находиться вместе с особью своего вида может даже служить единственным подкреплением, когда животное обучают выполнению какой-либо произвольной задачи Подобную реакцию аффилиации было легче вызвать у диких обезьян, чем у обезьян, выращенных в ограниченной лабораторной среде. Было проведено много исследований для выяснения факторов, определяющих сходные аффилиативные реакции у лабораторных крыс.
Информация о работе Взаимодействие между животными в сообществе