Виды экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Содержание

Введение
1. Понятие, цели и задачи экологического контроля
2.Виды экологического контроля
2.1 Государственный экологический контроль
2.2 Государственный общий экологический контроль
2.3 Государственный специальный экологический контроль
2.4 Ведомственный и производственный экологический контроль
2.5 Муниципальный и общественный экологический контроль
3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения
4. Понятие, виды и структура экологических правонарушений
5. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
6. Административная ответственность за экологические правонарушения
7. Уголовная ответственность за экологические преступления
8. Конституционная ответственность за экологические правонарушения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

- обращения граждан, юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  с жалобами на нарушения их  экологических прав и законных  интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или)  индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими  обязательных требований, а также  получения иной информации, подтверждаемой  документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии  признаков таких нарушений.

При этом решение органа государственного контроля (надзора) о  проведении внепланового контроля должно быть мотивированным.

Экологическим законодательством  установлены некоторые особенности  проведения государственного экологического контроля. О некоторых таких особенностях выше уже говорилось.

Федеральным законом "О  защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)" установлен ряд ограничений  при проведении контроля (ст. 8). Так, должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

- проверять выполнение  обязательных требований, не относящихся  к компетенции органа государственного  контроля (надзора);

- осуществлять плановые  проверки в случае отсутствия  при проведении контроля должностных  лиц или работников проверяемых  юридических лиц или индивидуальных  предпринимателей либо их представителей;

- требовать представление  документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются  объектами мероприятий по контролю  и не относятся к предмету  проверки, а также изымать оригиналы  документов, относящихся к предмету  проверки;

- требовать образцы (пробы)  продукции для проведения их  исследований (испытаний), экспертизы  без оформления акта об отборе  образцов (проб) продукции в установленной  форме и в количестве, превышающем  нормы, установленные государственными  стандартами или иными нормативными  документами;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом  тайну и полученную в результате  проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством РФ;

- превышать установленные  сроки проведения мероприятий  по контролю.

Законом предусмотрены требования по оформлению результатов проведения контроля. По результатам проведения контроля должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы. Акт  составляется в двух экземплярах. Помимо таких данных, как дата, время  и место составления акта; наименования органа государственного контроля (надзора); фамилии и должности лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; даты проведения контроля, в нем  указываются: сведения о результатах  мероприятия по контролю, в том  числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых  возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при  проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами контроля.

Один экземпляр акта с  копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю  и индивидуальному предпринимателю  или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного  правонарушения должностным лицом  органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном  законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания  об устранении выявленных нарушений.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем обязательных экологических требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах своих  полномочий, предусмотренных законодательством  РФ, обязаны принять меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также  меры по привлечению лиц, допустивших  нарушения, к ответственности.

В случае если при проведении контроля будет установлено, что  товар (работа, услуга) может причинить  вред жизни, здоровью, окружающей среде  и имуществу потребителей, орган  государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению  причинения вреда, в том числе  путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка  в порядке, установленном законодательством  РФ, с последующим возмещением  затрат за счет виновного лица.

При этом орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Федеральным законом "О  защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)" установлены конкретные обязанности должностных лиц  органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий  по контролю (ст. 11). В частности, они обязаны:

- своевременно и в полной  мере исполнять предоставленные  в соответствии с законодательством  РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений  обязательных требований;

- соблюдать законодательство  РФ, права и законные интересы  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей;

- посещать объекты (территории  и помещения) юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей  в целях проведения мероприятия  по контролю только во время  исполнения служебных обязанностей  при предъявлении служебного  удостоверения и распоряжения  органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия  по контролю;

- не препятствовать представителям  юридического лица или индивидуального  предпринимателя присутствовать  при проведении контроля, давать  разъяснения по вопросам, относящимся  к предмету проверки;

- предоставлять должностным  лицам юридического лица или  индивидуальным предпринимателям  либо их представителям, присутствующим  при проведении контроля, относящуюся  к предмету проверки необходимую  информацию;

- знакомить должностных  лиц юридического лица или  индивидуального предпринимателя  либо их представителей с результатами  контроля;

- при определении мер,  принимаемых по фактам выявленных  нарушений, учитывать соответствие  указанных мер тяжести нарушений,  их потенциальной опасности для  жизни, здоровья людей, окружающей  среды и имущества, а также  не допускать необоснованные  ограничения прав и законных  интересов граждан, юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей.

Некоторые из этих обязанностей предусмотрены также в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Реализация названных  положений позволяет органам  государственного экологического контроля с необходимой степенью эффективности  осуществлять данную функцию государственного управления.

 

 

2.4 Ведомственный и производственный экологический контроль

 

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними прежде всего в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами, либо он может проводиться  также негосударственными структурами  федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении  объекты, являющиеся субъектами права  окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры  также заинтересованы, прежде всего  экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических  требований будет влиять на экономические  результаты их деятельности и прибыль.

Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов: а) спецификой отрасли; б) экологически значимыми задачами, стоящими перед  отраслью в целом и подведомственными  объектами и в) конкретными правами  и обязанностями подразделений  и лиц, осуществляющих ведомственный  контроль.

Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного  контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический  контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может  быть контроль, осуществляемый экологическими службами. Правда, в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на предприятиях часто отсутствуют. С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Федеральным законом "Об охране окружающей среды" установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст. 67).

Главной задачей производственного  экологического контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий  по рациональному использованию  природных ресурсов и охране окружающей среды; б) соблюдению нормативов предельно  допустимых воздействий на природу, установленных предприятию; в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических  требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются  уполномоченными должностными лицами. На предприятии это, как правило, руководитель.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические  службы считают своей задачей  защиту интересов предприятия любым  путем, в том числе посредством  сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным  органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства  правонарушениям.

Сотрудничество органов  государственного, ведомственного и  производственного экологического контроля - важный резерв повышения  эффективности природоохранной  деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта. Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в  силу правового статуса зависит  от позиции органов государственного экологического контроля. Важно при  этом реализовать не только административные методы, но и методы убеждения, воспитания.

 

2.5 Муниципальный и общественный экологический контроль

 

Важность организации  и осуществления муниципального экологического контроля обусловлена  тем обстоятельством, что источники  вредных воздействий на состояние  окружающей стороны расположены  на территориях муниципальных образований  и многие экологические проблемы носят прежде всего локальный  характер.

Требования о муниципальном  экологическом контроле предусмотрены  в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах.

Общие требования о муниципальном  экологическом контроле предусмотрены  Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 68). Закон устанавливает, что муниципальный экологический  контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными  ими органами. Осуществляется такой  контроль в соответствии с законодательством  Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

Полномочия по обеспечению  муниципального экологического контроля установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, важные задачи по охране окружающей среды могут  быть решены посредством контроля за использованием земель на территории муниципального образования. В соответствии с Земельным кодексом РФ органы местного самоуправления играют активную роль на стадии согласования отвода земельного участка под строительство.

Информация о работе Виды экологического контроля