Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).
Введение
1. Понятие, цели и задачи экологического контроля
2.Виды экологического контроля
2.1 Государственный экологический контроль
2.2 Государственный общий экологический контроль
2.3 Государственный специальный экологический контроль
2.4 Ведомственный и производственный экологический контроль
2.5 Муниципальный и общественный экологический контроль
3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения
4. Понятие, виды и структура экологических правонарушений
5. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
6. Административная ответственность за экологические правонарушения
7. Уголовная ответственность за экологические преступления
8. Конституционная ответственность за экологические правонарушения
Заключение
Список литературы
- обращения граждан,
При этом решение органа государственного контроля (надзора) о проведении внепланового контроля должно быть мотивированным.
Экологическим законодательством
установлены некоторые
Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлен ряд ограничений при проведении контроля (ст. 8). Так, должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
- проверять выполнение
обязательных требований, не относящихся
к компетенции органа
- осуществлять плановые
проверки в случае отсутствия
при проведении контроля
- требовать представление
документов, информации, образцов (проб)
продукции, если они не
- требовать образцы (пробы)
продукции для проведения их
исследований (испытаний), экспертизы
без оформления акта об отборе
образцов (проб) продукции в установленной
форме и в количестве, превышающем
нормы, установленные
- распространять информацию,
составляющую охраняемую
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Законом предусмотрены требования
по оформлению результатов проведения
контроля. По результатам проведения
контроля должностным лицом (лицами)
органа государственного контроля (надзора),
осуществляющим проверку, составляется
акт установленной формы. Акт
составляется в двух экземплярах. Помимо
таких данных, как дата, время
и место составления акта; наименования
органа государственного контроля (надзора);
фамилии и должности лица (лиц),
проводившего мероприятие по контролю;
даты проведения контроля, в нем
указываются: сведения о результатах
мероприятия по контролю, в том
числе о выявленных нарушениях, об
их характере, о лицах, на которых
возлагается ответственность за
совершение этих нарушений; сведения об
ознакомлении или об отказе в ознакомлении
с актом представителя
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами контроля.
Один экземпляр акта с
копиями приложений вручается руководителю
юридического лица или его заместителю
и индивидуальному
В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
При выявлении в результате
проведения мероприятия по контролю
нарушений юридическим лицом
или индивидуальным предпринимателем
обязательных экологических требований
должностные лица органов государственного
контроля (надзора) в пределах своих
полномочий, предусмотренных
В случае если при проведении
контроля будет установлено, что
товар (работа, услуга) может причинить
вред жизни, здоровью, окружающей среде
и имуществу потребителей, орган
государственного контроля (надзора) обязан
довести до сведения потребителей информацию
об опасном товаре (работе, услуге),
о способах предотвращения возможного
вреда, принять меры к недопущению
причинения вреда, в том числе
путем приостановления
При этом орган государственного
контроля (надзора) может обращаться
в суд с требованием о
Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлены конкретные обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю (ст. 11). В частности, они обязаны:
- своевременно и в полной
мере исполнять
- соблюдать законодательство
РФ, права и законные интересы
юридических лиц и
- посещать объекты (территории
и помещения) юридических лиц
и индивидуальных
- не препятствовать
- предоставлять должностным
лицам юридического лица или
индивидуальным
- знакомить должностных
лиц юридического лица или
индивидуального
- при определении мер,
принимаемых по фактам
Некоторые из этих обязанностей предусмотрены также в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Реализация названных положений позволяет органам государственного экологического контроля с необходимой степенью эффективности осуществлять данную функцию государственного управления.
2.4 Ведомственный и производственный экологический контроль
Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними прежде всего в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.
На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами, либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль.
Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов: а) спецификой отрасли; б) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами и в) конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.
Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.
Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами. Правда, в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на предприятиях часто отсутствуют. С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Федеральным законом "Об охране окружающей среды" установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст. 67).
Главной задачей производственного экологического контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию; в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.
Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятии это, как правило, руководитель.
Эффективность ведомственного
и производственного
Сотрудничество органов
государственного, ведомственного и
производственного
2.5 Муниципальный и общественный экологический контроль
Важность организации
и осуществления муниципального
экологического контроля обусловлена
тем обстоятельством, что источники
вредных воздействий на состояние
окружающей стороны расположены
на территориях муниципальных
Требования о муниципальном
экологическом контроле предусмотрены
в экологическом
Общие требования о муниципальном
экологическом контроле предусмотрены
Федеральным законом "Об охране окружающей
среды" (ст. 68). Закон устанавливает,
что муниципальный
Полномочия по обеспечению
муниципального экологического контроля
установлены Федеральным