Влияние различных отраслей народного хозяйства на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены основные техногенные системы, действующие на природную среду. Этот вопрос очень актуален в настоящее время. Осознание масштабов загрязнения от каждой отрасли позволит разработать эффективные меры по защите и охране окружающей среды.

Содержание

Введение 3
1 .Влияние отраслей промышленного производства на
окружающую среду 4
1.1 Электроэнергетика 4
1.2 Металлургия 6
1.3 Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая
промышленность 8
1.4 Химическая и нефтехимическая промышленность 10
1.5 Угольная промышленность 12
1.6 Вооруженные силы и оборона 14
1.7 Лесная и деревообрабатывающая промышленность 17
1.8 Промышленность строительных материалов 19
1.9 Машиностроение 21
1.10 Пищевая промышленность 22
1.11 Легкая промышленность 26
2. Влияние транспорта на состояние природной среды 27
Заключение 31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние нар.хоз. на ОС.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Крупные карьеры минерального строительного  сырья уничтожают 
почвы на значительных площадях и вызывают эффект гидрогеологической 
депрессионной воронки, в результате чего понижается уровень подземных 
вод на территории, в 10-15 раз превышающей площадь открытых разработок.

Ежегодно  отраслью используется около 500 млн. м  свежей воды, 60% 
которой в среднем расходуется на производственные нужды.

В загрязненных стоках, поступающих в водоемы, присутствуют 
взвешенные вещества, нефтепродукты, аммонийный азот, нитраты, фосфор, 
магний, железо и др.

Ежегодно  в результате производственной деятельности предприятий 
отрасли образуется около 50 тыс. га площади нарушенных земель, в том 
числе отработанных 24 тыс. га.

Промышленность  строительных материалов использует и попутные 
продукты других отраслей промышленности (черной и цветной металлургии, 
тепловых   электростанций,   химической   промышленности   и   др.),   чем оказывает положительное влияние на экономику предприятий различных 

отраслей и весьма ощутимо снижает вредное воздействие промышленности 
на окружающую среду.

Переработка отходов позволяет  высвободить дефицитные земельные 
угодья, отводимые под отвалы, и весьма существенно уменьшить 
загрязнения природной среды. На сегодняшний день разработаны и 
внедряются технологии использования отходов гипсового производства 
легких бетонов. При этом получают распространение технологии 
безавтоклавного производства крупных блоков и других стеновых 
материалов, что существенно снижает энергоемкость производства и 
тепловое загрязнение окружающей среды. 

1.9 Машиностроение

Основными источниками загрязнения  атмосферы являются литейное 
производство, цехи механической обработки, сварочные и покрасочные цехи 
и участки. По валовому выбросу вредных веществ в атмосферу доля 
машиностроительного комплекса составляет около 6% выбросов в атмосферу 
всей промышленностью России.

Выбросы предприятий комплекса в атмосферу  характеризуются 
присутствием в них оксида углерода (36,9% суммарного выброса в 
атмосферу), диоксида серы (22,1%), различных видов пыли и взвешенных 
веществ (21,5%), оксидов азота (8,45%), а также таких вредных веществ, как 
ксилол - 1,8%, толуол - 1,3, ацетон - 0,7, бензин - 0,5, бутилацетат - 0,35, 
аммиак - 0,2, этилацетат — 0,07, серная кислота - 0,07, марганец - 0,02, хром 
- 0,01, свинец - 0,01% и др.Из наиболее опасных загрязняющих веществ, 
выбрасываемых в атмосферу, значительна доля комплекса в выбросе 
шести валентного хрома - 137,9 т, или 43% выброса всей промышленности 
ежегодно.Предприятиями машиностроения ежегодно используется около 3,5 
млрд. м3 свежей воды. Ежегодный сброс сточных вод в поверхностные 
водоемы составляет около 2 млрд. м3, в том числе загрязненных сточных вод 
0,95 млрд. м , что составляет 9,4% общего объема сброса сточных вод этой 
категории всей промышленности России. В то же время доля нормативно- 
очищенных сточных вод, сбрасываемых в водоемы, по отношению ко всему 
объему стоков, прошедших очистные сооружения на предприятиях, 
продолжает оставаться незначительной и составляет только 20%. Это связано 
с неудовлетворительной работой очистных сооружений, а также с 
отсутствием их на некоторых предприятиях.  Со сточными водами 
сбрасывается значительное количество загрязняющих веществ, в первую 
очередь нефтепродуктов, сульфатов, хлоридов, взвешенных веществ, 
цианидов, соединений азота, солей железа, меди, цинка, никеля, хрома, молибдена, фосфора, кадмия. 

1.10 Пищевая промышленность

Предприятия пищевой промышленности перерабатывают огромное 
количество продуктов сельского хозяйства, речного и морского промысла.

Так же как  и в других отраслях промышленности, выбрасывающих 
загрязняющие вещества в атмосферу, пищевая промышленность 
выбрасывает твердые, жидкие и газообразные вещества. Однако, за 
исключением аэрозолей, выбросы пищевой промышленности в общем не 
образуют упорядоченной системы. Такие загрязнения, как оксиды серы, 
оксид углерода и оксиды азота, не являются типичными, кроме выбросов из 
вспомогательных систем. Проблема выбросов пищевой промышленности 
больше касается разнообразных процессов, связанных главным образом с 
выбросами сильно пахнущих веществ. Множество разнообразных 
технологических операций связано с обработкой сыпучих продуктов (сахар, 
соль, зерно, мука, чай, крахмал и т.п.), при работе с которыми необходимо 
прибегать к пылеудалению.

Основными источниками образования вредных веществ, 
выбрасываемых в атмосферу, в отрасли являются шелушители, 
нейтрализаторы, сепараторы, мучные силосы, технологические печи, 
фасовочные автоматы, табакорезательные машины, линии по производству 
парфюмерных изделий, мясоперерабатывающие производства, заводы 
растворимого кофе и цикория, предприятия по производству мясокостной 
муки и клеев на органической основе.

Рассмотрим  особенности загрязнения воздушной  среды некоторыми 
основными отраслями пищевой промышленности.

Наиболее распространенным видом предприятий пищевой 
промышленности являются хлебозаводы. Наружный воздух на хлебозаводах 
в основном загрязняется продуктами сгорающего в хлебопекарных печах 
топлива. 

Внутренний  воздух хлебозавода может содержать  оксид и диоксид 
углерода, акролеин и в некоторых случаях (при неотлаженном 
технологическом процессе) мучную пыль. Технологический выброс из 
хлебопекарной печи, кроме водяных паров, оксида и диоксида углерода, 
может содержать пары этилового спирта и некоторые другие ингредиенты, 
состав которых недостаточно хорошо изучен.

В цехах  кондитерского производства и вентиляционных выбросах 
могут присутствовать пыли (сахарная, крахмальная, како, сухого молока, 
талька, пектина, порошкообразного агара), а также триоксид серы, метанол, 
аммиак, хлор и некоторые другие вещества.

Основными производственными участками, где  может происходить 
выделение пыли в воздух, являются операции загрузки, измельчения, 
дозирования и транспортировки сыпучих материалов.

Предприятия пищевых концентратов выделяют в воздух различные 
пыли: при производстве пряностей - пыль перца, корицы, корицы с сахаром 
и гвоздики, в других производствах - пыль муки, сахара, крахмала, сухого 
молока, цикория, какао и т.д.

Обжарка кофе сопровождается выделением в воздух кофеина.

В производстве синтетических моющих средств выделяются в воздух 
пыли моющих порошков, особенно на операциях их фасовки.

В производстве пивобезалкогольных напитков выделяются зерновая 
пыль, споры микроорганизмов зерна и солода. В солодовенных цехах воздух 
может загрязняться спорами плесневых грибков. Брожение сусла (при 
производстве пива и кваса) связано с образованием значительного 
количества диоксида углерода, который попадает в воздух.

В производстве виноградных вин и шампанского  также выделяется в 
воздух в процессе брожения диоксид углерода. Другим вредным веществом, 
выделяющимся при производстве вин, является диоксид серы. 

Мясокомбинаты и мясоперерабатывающие предприятия  являются 
одним из источников интенсивного загрязнения воздуха, неприятно 
пахнущими веществами.

Ежегодно  предприятиями отрасли выбрасывается  около 400 тыс. т 
вредных веществ, 44% которых проходит очистку.

Очистные  сооружения не обеспечивают должной  очистки, а 
устаревшее технологическое оборудование затрудняет меры по 
предупреждению образования загрязнения (в частности, выбросы аммиака в 
холодильных установках).

На собственные  нужды предприятиями пищевой  промышленности 
ежегодно используется около 60 млн. м воды, объем сбросов составляет 46 
млн. м. Доля загрязненных сточных вод к общему объему вод достигает 
около 77%, что говорит о низкой эффективности работы имеющихся 
очистных сооружений.

В производственном цикле в воду поступают различные  загрязняющие 
вещества, в числе которых преобладают отходы производства, унесенные 
водой компоненты сырья и материалов. В основном это органические 
вещества животного происхождения. В сточных водах содержатся остатки 
корма, поваренная соль, моющие, дезинфицирующие вещества, нитраты, 
фосфаты, щелочи, кислоты, возможно присутствие болезнетворных 
микроорганизмов.

Отходы  производства составляют в среднем 20-22% от массы 
перерабатываемого растительного сырья (около 200 тыс. т яблочных 
выжимок, очисток овощей, плодовых косточек, выжимок винограда, семян 
томатов и др.).

Отходы  сохраняют многие полезные свойства первичного сырья и 
могут использоваться в качестве вторичных ресурсов для производства 
кормовой, пищевой и технической продукции. В последние годы из-за общего спада производства переработка отходов производства практически не производится. В связи с тем, что масса отходов консервного производства не высушивается в необходимые сроки и не перерабатывается, в зонах 
расположения консервных заводов, особенно крупных, в период сезона 
большое количество отходов и испорченного сырья загрязняет окружающую 
среду.

На консервных предприятиях используется большое количество воды 
(мойка и очистка сырья, мойка тары и др.). Вода в значительной степени 
загрязняется и при сливе ухудшает состояние вредных ресурсов.

Остро стоит  вопрос утилизации побочных продуктов  и отходов, 
поскольку большое количество предприятий сбрасывает их в водоемы, 
сильно ухудшая экологическую обстановку вокруг заводов. 

1.11 Легкая промышленность

В последние годы наибольший спад производства произошел именно в  легкой промышленности 947%0, соответственно уменьшилась нагрузка на 
окружающую природную среду.

В выбросах предприятий легкой промышленности присутствуют 
диоксид серы (31% суммарного выброса в атмосферу), оксид углерода 
(29,4%), твердые вещества (21,8%), оксиды азота (8,9%), бензин (2,3%), 
этилацетат (1,9%), бутилацетат (0,65%), аммиак (0,3%), ацетон (0,2%), бензол 
(0,2%), толуол (0,18%), сероводород (0,09%), оксид ванадия (V) (0,04%) и 
другие вещества.

Основное  негативное воздействие легкая промышленность оказывает 
на водные объекты. Из общего объема сброса сточных вод 97% приходится 
на сброс в поверхностные водные объекты, 87% которых сбрасываются в 
водоемы загрязненными.

Основными источниками загрязнения водоемов являются текстильные фабрики и  комбинаты, а также процессы дубления кож. Сточные воды текстильной промышленности характеризуются наличием в них взвешенных веществ, сульфатов, хлоридов, соединений фосфора и азота, нитратов, СПАВ, железа, цинка, никеля, хрома и других веществ. В сточных водах кожевенной промышленности присутствуют соединения азота, фенола, 
СПАВ, жиры и масла, хром, алюминий, сероводород, метанол, 
формальдегид. 

2. Влияние транспорта  на состояние природной среды

Воздействие транспорта и обеспечивающей его функционирование 
инфраструктуры на окружающую природную среду сопровождается 
значительным загрязнением окружающей среды. В качестве основных видов 
воздействия транспортно-дорожного комплекса России можно отметить 
загрязнение атмосферного воздуха токсичными компонентами отработанных 
газов транспортных двигателей, выбросы в атмосферный воздух 
стационарных источников загрязнения, загрязнение водных объектов, 
образование производственных отходов и воздействие транспортного шума.

С транспортно-дорожным комплексом связаны газообразные, жидкие и твердые отходы, которые поступают  в атмосферу, поверхностные водоемы и подземные воды, почвы, морские воды. В результате сжигания 
органического топлива в двигателях транспортных средств в атмосферу 
поступает значительное количество углекислого газа и вредных веществ - 
свинца, сажи, углеводородов, оксидов углерода, серы и азота.

Ежегодно  около 53% выбросов загрязняющих веществ  в атмосферу 
приходится на выбросы от транспортных и других передвижных средств, в 
том числе автомобильных, воздушных, водных, железнодорожных, 
тракторов и самоходных машин.

Автомобильный транспорт относится к основным источникам 
загрязнения окружающей среды в большинстве крупных городов, при этом 
на 90% воздействие в атмосферу связано с работой автотранспортных 
средств на линии, остальной вклад вносят стационарные источники (цехи, 
участки, станции технического обслуживания, стоянки и т.д.).

В крупных  городах России доля выбросов от автотранспорта 
соизмерима с выбросами от промышленных предприятий. В городах с менее 
развитой промышленностью вклад автотранспорта в суммарное загрязнение 
атмосферного воздуха возрастает и в отдельных случаях достигает 80-90%. 

Отработанные  газы автомобильных двигателей содержат около 
двухсот веществ, большинство из которых токсичны. В выбросах 
карбюраторных двигателей основная доля вредных продуктов приходится на 
оксид углерода, углеводороды и оксиды азота, в выбросах дизельных 
двигателей - на оксиды азота и сажу.

Рассматривая  воздействие на окружающую среду  отдельных видов 
автотранспорта, следует отметить, что определяющая (56%) доля выбросов 
всех вредных веществ принадлежит грузовым автомобилям. Около 50% 
соединений свинца в атмосферу от легковых автомобилей и /3 диоксида 
азота от грузовых автомобилей.

Потоки  автомобильного транспорта являются основным источником 
шума в городах любой величины. Они не только создают 80% всех зон 
акустического дискомфорта городов, но и определяют максимальное 
превышение уровней шума над нормативным. Это связано главным образом 
с тем, что транспортные магистрали проходят в непосредственной близости 
от жилой застройки. В настоящее время уровни шума на городских улицах 
составляют 65-85 дБ, причем наиболее характерными являются уровни 70- 
75дБ (при норме менее 70 дБ). Автотранспортные потоки создают 
дискомфортные условия проживания в среднем для 30% городского 
населения страны.

Информация о работе Влияние различных отраслей народного хозяйства на окружающую среду