МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
Кафедра почвоведения, экологии
и природопользования
Контрольная работа по геоэкологии
На тему:
«ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И
УРБАНИЗАЦИИ»
Выполнила: студентка 56(к) гр.
фак. Земельный кадастр
Самигуллина А.А.
Проверила: Хуторова А.О.
Москва 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Геоэкологические
аспекты сельского хозяйства 3
2. Геоэкологические
аспекты транспорта 6
3. Геоэкологические
аспекты урбанизации 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Рост численности
населения и опережающий его
рост потребностей общества поставили
перед человечеством общемировые
задачи обеспечения продовольствием
необходимой калорийности и состава,
водой приемлемого количества
и качества, территорией, обеспечивающей
многие аспекты деятельности
человека, энергией, не вызывающей
глобальных геоэкологических кризисов,
продуктами индустриальной деятельности,
не приводящей к неприемлемому уровню
загрязнения экосферы. Эти потребности
неуклонно возрастают, переводя экосферу
из кризисного, но все же устойчивого состояния
к неустойчивому, а при дальнейшем развитии
неустойчивости - и к глобальной катастрофе.
Все эти и подобные потребности
удовлетворяются благодаря надежному
функционированию экосферы и ее процессов,
таких как глобальные биогеохимические
циклы, глобальный гидрологический цикл,
глобальный энергетический баланс и его
географическое распределение, синтез
и деструкция органического вещества,
системы циркуляции атмосферы и Мирового
океана и др. Значительная часть нужд человечества
обеспечивается также благодаря добыче
и переработке невозобновимых минеральных
ресурсов (нефти, угля, руд, металлов и
др.).
Во второй половине XX века
человечество впервые столкнулось
с глобальным геоэкологическим кризисом
антропогенного происхождения. Глубокие
исследования сложных, междисциплинарных
процессов глобальных изменений, их взаимодействия
с обществом, и разработка стратегий, основанных
на этом понимании, может стать важнейшим
вкладом геоэкологии в решение проблемы
выживания человечества.
Геоэкологические
аспекты сельского хозяйства
Сельское хозяйство
- наиболее широко распространенный
антропогенный фактор преобразования
экосферы, или, иными словами, глобальных
изменений. Это важнейшая система жизнеобеспечения
общества: сельское хозяйство обеспечивает
98-99% массы продуктов питания людей на
Земле, в том числе 87% белкового питания.
Поэтому чем выше численность населения
и больше его потребности, тем больше роль
сельского хозяйства и тем значительнее
его воздействие на экосферу.
Сельскохозяйственные
системы, как земледельческие,
так и животноводческие, занимают
в мире около 50 млн. км2, или
38% свободной от льда суши. Из них пашня
занимает около 30%, и пастбища - 70%.
Разнообразие типов
сельскохозяйственных систем огромно.
Оно зависит как от природных
условий, так и особенностей
применяемых технологий. Поэтому
сельскохозяйственные системы называют
так же агроэкосистемами. В простейших
системах земледелия агротехнические
операции сводятся, последовательно, к
несложной подготовке почвы к посеву,
заделыванию зерна во влажную почву, борьбе
с сорняками и вредителями, сбору того,
что выросло, переработке урожая и сохранению
части его в качестве семян для следующего
сельскохозяйственного года. С другой
стороны, в сложных системах уровень технологии
чрезвычайно высок. Например, в польдерах
Нидерландов осуществляется управление
оптимальным режимом развития растений.
Уровень капиллярной каймы грунтовых
вод регулируется таким образом, чтобы
корни культурных растений постоянно
находились в этой зоне, не выше и не ниже,
а питательные вещества в почве были бы
доступны растению в необходимом, но не
чрезмерном количестве. Соответственно,
и урожаи, получаемые в различных агроэкосистемах,
разнятся в десятки раз. Не менее велико
разнообразие животноводческих систем,
в зависимости от природных и хозяйственных
факторов. Наконец, существует большое
количество комбинаций типов земледелия
и животноводства.
Несмотря на свое
разнообразие, сельскохозяйственные
системы отличаются одной общей
особенностью: все они оказали
и продолжают оказывать глубокое
воздействие на экосистемы и
ландшафты. В процессе развития
агроэкосистем преобразуется растительность:
от естественного покрова - к пашне или
пастбищу. В земледельческих системах
естественный, флористически богатый
растительный покров, часто многоярусный,
замещается на единственную для данного
сезона или года культуру. Система коренным
образом трансформируется и упрощается.
При введении орошения
изменяется и тип водного режима:
от обычно непромывного к промывном
Как и земледелие, животноводство имеет
много разнообразных форм в связи с различиями
природных условий и уровней развития
общества. В животноводческихагроэкосистемахгеоэкологические
изменения более постепенны, но не менее
глубоки. Не случайно, одна из проблем
геоэкологии заключается в определении
того, каким было исходное, доантропогенное
состояние африканской саванны, поскольку
она постепенно трансформировалась под
влиянием многотысячелетнего и весьма
интенсивного выпаса скота. В засушливых
районах мира основная геоэкологическая
проблема пастбищного скотоводства - постепенное
истощение пастбищ, то есть прогрессирующее
антропогенное опустынивание вплоть до
уничтожения растительного и почвенного
покрова.
В умеренном поясе
преобладающее пастбищно-стойловое
животноводство также приносит
немало геоэкологических проблем, связанных
с загрязнением почвы и воды отходами
животноводства. Мы уже говорили о проблеме
накопления навоза в Нидерландах в связи
с понятием потенциальной емкости территории.
Эта проблема характерна для всех районов
интенсивного пастбищно-стойлового животноводства.
Естественные системы
отличаются высокой степенью
замкнутости баланса органического
вещества и других компонентов.
Разность между приходной и расходной
частями баланса вещества в природной
системе за год не превышает 1%, а обычно
меньше. За счет этой малой доли и происходит
направленная эволюция естественных систем.
В сельскохозяйственных же системах цикл
вещества разомкнут: вещество забирается
человеком из системы в виде урожая, а
семена, органические и минеральные удобрения,
а также и пестициды, в нее вносятся. Вынос
вещества составляет десятки процентов
(обычно 40-80%) от годовой продукции биомассы.
При этом чем продуктивнее агроэкосистема,
тем больше отчуждение продукции, и тем
система более неустойчива. Антропогенныйпривнос
веществ в агроэкосистему оказывается
на один-два порядка больше их естественного
поступления. Таким образом, система коренным
образом трансформируется.
Изменяются и физические
процессы. Водная и ветровая эрозия
почв усиливаются на один-три
порядка. Почва уплотняется под
воздействием сельскохозяйственных
машин и орудий. Структура теплового
баланса изменяется вследствие
изменения как величины альбедо,
так и затрат на эвапотранспирацию.
Соответственно изменяется и водный баланс,
и режим влаги в почве.
Биологические особенности,
такие как биомасса, ее прирост,
трофические соотношения, видовой
состав, включая микроорганизмов
и беспозвоночных и пр., коренным
образом меняются.
Вследствие эволюции
земледелия и животноводства
сокращается сложность структуры
ландшафтов, их устойчивость снижается
и может поддерживаться только
благодаря действиям человека.
Геоэкологические проблемы
сельского хозяйства относятся к категории
универсальных, то есть встречающихся
в мире повсеместно. Они - продукт некоординированных
действий миллионов крестьян.
Главная задача
каждого хозяина - максимизировать
урожай, сохраняя в то же время
(а по возможности и повышая)
естественное плодородие почв. Таким
образом, они, каждый на своем
поле, ведут постоянную и многовековую
работу по достижению устойчивого
сельского хозяйства. Результаты
их действий, сложенные вместе
по континентам и миру в
целом, имеют глобальное значение.
Не всё в мире
в процессе развития устойчивого
сельского хозяйства было успешным.
Пахотные площади увеличивались,
но во многих случаях вследствие
ухудшения состояния агроэкосистем
снижалась урожайность культур. Значительная
часть земель безвозвратно потеряна для
сельского хозяйства в результате водной
и ветровой эрозии почв, их засоления и
заболачивания, и антропогенного опустынивания.
Общая площадь безвозвратно потерянных
и сильно деградированных земель находится
в пределах 15 млн. км2 (11% свободной от льда
территории мира), то есть сравнима с современной
площадью пашни мира. Еще на 6 млн. км2 (5%
территории мира) биологическая продуктивность
значительно понижена в результате деятельности
человека. Деградация как природных систем,
так и агроэкосистем продолжается.
Сельское хозяйство
оказывает существенное влияние
на водный режим и водный
баланс как небольших территорий, так
и крупных, масштаба континентов или всего
мира. Как правило, увеличивается поверхностный
сток; соответственно снижается подземный
сток и запасы влаги в почве. О решающей
роли сельского хозяйства в многократном
увеличении эрозии почвы уже говорилось
выше.
Как уже обсуждалось
ранее, деградация почв и снижение
биологической продуктивности - одна
из важнейших, может быть, наиважнейшая
геоэкологическая проблема, потому, в
частности, что снижение биопродуктивности
сопровождается неуклонным ростом потребностей
населения мира в продуктах питания.
Выше уже отмечалось,
что растущий спрос на продовольствие
может быть удовлетворен двумя
путями: расширением пахотных площадей
и интенсификацией сельского
хозяйства. В обоих случаях
неизбежно усиление геоэкологических
проблем вследствие ухудшения состояния
земель и повышения транспорта наносов
и химических веществ. Таким образом, истинная
стоимость продуктов сельского хозяйства
(с включением геоэкологичских потерь
и затрат в величину стоимости) на перспективу
будет возрастать.
Геоэкологические
аспекты транспорта
Услуги транспорта играют
важную роль в экономике и повседневной
жизни людей. Транспорт - один из важнейших
компонентов общественного и
экономического развития, поглощающий
значительное количество ресурсов и
оказывающий серьезное влияние
на окружающую среду. Использование
практически всех видов транспорта
на всех континентах возрастает и
по объему перевозимых грузов, и
по количеству тонно-километров, и по
числу перевозимых пассажиров. Некоторые
виды транспорта уходят в прошлое (например,
морские пассажирские линии дальнего
плавания или гужевой транспорт
в развитых странах). Однако во многих
странах все еще используется
тягловая сила животных, передвижение
на велосипедах или пешком. Вместе
с тем, увеличивается использование
дальней авиации и трубопроводов
при относительно стабильном использовании
железнодорожного транспорта.
Но особенно большую
роль играет постоянное и неуклонное
увеличение использования автомобилей
для перевозки грузов и как
средство личного транспорта. Этому
сопутствует рост автомобильных,
в том числе скоростных дорог.
Около половины добываемой в мире нефти
используется для автомобильного транспорта,
рост которого значительно опережает
рост населения. Увеличение числа автомобилей
неразрывно связано с обсуждавшимися
выше процессами урбанизации. Многочасовые
заторы стали обычной картиной на улицах
многих городов мира. Не лучше ситуация
и в России. Количество автомобилей в Москве
в несколько раз превышает допустимое
для имеющейся сети городских дорог.
Транспорт - очень
важный неблагоприятный фактор
состояния окружающей среды:
Во-первых, почти все
виды транспорта загрязняют окружающую
среду, в особенности воздух, а
также и воду, и вызывают значительный
шум и вибрацию.
Во-вторых, поглощается
много земельных ресурсов для
транспортной инфраструктуры - автомобильных
и железных дорог, морских и
речных портов, трубопроводов, аэропортов
и пр. и связанных с ними
складов, вокзалов, причалов и
т.д. Транспортная инфраструктура
создает значительные по площади
техногенные ландшафты.
В-третьих, значительное
количество природных ресурсов
расходуется на производство
автомобилей и сооружение элементов
транспортной инфраструктуры.
В-четвертых, все
виды транспорта представляют
серьезную опасность для жизни,
здоровья и имущества людей.