Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:30, курсовая работа
Предметом исследования является охрана окружающей среды. Цель данной курсовой работы является исследование охраны окружающей среды, как задачи государственного управления. Для раскрытия поставленной цели требуется решение следующих задач:
Исследовать охрану окружающей среды, как задачи государственного управления;
Изучить и выявить проблемы государственной экологической политики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Охрана окружающей среды, как задача государственного управления…………………………………………………………………….5
Объекты и принципы охраны окружающей среды………………….5
Основные направления государственной политики по охране окружающей среды………….…………………………………………7
2. Государственная экологическая политика………………………………….10
2.1. Понятие государственной экологической политики………………….10
2.2. Проблемы государственной экологической политики………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2. Государственная
экологическая политика……………………
2.1. Понятие государственной экологической политики………………….10
2.2. Проблемы государственной экологической политики………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Охрана окружающей среды — система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека. Важнейшие факторы окружающей среды — атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. Охрана окружающей сркды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.
В настоящее время в России многие организации и предприятия заинтересованы в том, чтобы добиться экологической эффективности, контролируют воздействие своей деятельности, продукции и услуг на окружающую среду. Всё это делается в условиях всё большего ужесточения законодательства, направленных на охрану окружающей среды, а так же в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами охраны окружающей среды, включая устойчивое развитие. Задача состоит в том, чтобы такую работу по охране окружающей среды проводили не отдельные предприятия и организации, а решались эти вопросы на государственном уровне и были задействованы все организации и предприятия, оказывающие влияние на окружающую среду. Такая работа должна проводиться в рамках структурированной системы административного управления на всех уровнях (государственном, отраслевом, субъектов РФ).
Предметом исследования является охрана окружающей среды. Цель данной курсовой работы является исследование охраны окружающей среды, как задачи государственного управления. Для раскрытия поставленной цели требуется решение следующих задач:
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, каждая глава имеет по два подпункта и заключения. В ведении описываются цель и задачи курсовой работы. Первая глава называется «Охрана окружающей среды, как задача государственного управления». Она состоит из двух подпунктов. В ней рассматриваются объекты и принципы охраны окружающей среды, а также основные направления государственной политики по охране окружающей среды. Вторая глава называется «Государственная экологическая политика». Данная глава содержит два подпункта, в которой рассматриваются понятие и проблемы государственной политики. В заключении излагается основной вывод.
1.1. Объекты и принципы охраны окружающей среды.
Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований. Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех. Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».
Охрана окружающей природной среды складывается из:
— правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
— материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
— инженерной охраны, разрабатывающей
природоохранную и
В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:
— естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
— земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
Особо охраняются государственные
природные заповедники, природные
заказники, национальные природные
парки, памятники природы, редкие или
находящиеся под угрозой
Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:
— приоритет обеспечения
благоприятных экологических
— научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
— учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов;
— недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека;
— право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;
— неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного законодательства1.
В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы охраны окружающей среды стали одной из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей. Долгие годы процессы ухудшения окружающей среды были обратимыми, т.к. затрагивали лишь ограниченные участки, отдельные районы и не носили глобального характера, поэтому эффективные меры по защите среды обитания человека практически не принимались. В последние же 20—30 лет в различных районах Земли начали появляться необратимые изменения природной среды или возникать опасные явления. В связи с массированным загрязнением окружающей среды вопросы ее охраны из региональных, внутригосударственных выросли в международную, общепланетарную проблему. Все развитые государства определили охрану окружающей среды одним из наиболее важных аспектов борьбы человечества за выживание.
Передовые промышленные страны выработали ряд ключевых организационных и научно-технических мероприятий по охране окружающей среды. Они заключаются в следующем: определение и оценка основных химических, физических и биологических факторов, отрицательно влияющих на здоровье и работоспособность населения, с целью выработки необходимой стратегии снижения отрицательной роли этих факторов; оценка потенциального воздействия токсичных веществ, загрязняющих окружающую среду, для установления необходимых критериев риска в отношении здоровья населения; разработка эффективных программ предупреждения возможных производственных аварий и мер по снижению вредных последствий аварийных выбросов на окружающую среду. Кроме того, особое значение в охране окружающей среды приобретает установление степени опасности загрязнения окружающей среды для генофонда, с точки зрения канцерогенности некоторых токсичных веществ, содержащихся в промышленных выбросах и отходах. Для оценки степени риска массовых заболеваний, вызываемых возбудителями, содержащимися в окружающей среде, необходимы систематические эпидемиологические исследования.
Учитывая, что в действующем законодательстве отсутствует разграничение функций в области охраны окружающей среды и в связи с этим не уточнена компетенция федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны окружающей среды, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Система государственного управления охраной окружающей среды направлена на: реализацию и совершенствование государственной политики в области охраны окружающей среды; создание безопасной производственной среды в организациях; защиту законных интересов работников, пострадавших от загрязненной окружающей среды и профессиональных заболеваний; обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны окружающей среды: работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
В основу охраны окружающей среды положены следующие принципы государственной политики Российской Федерации, обеспечивающие решение задач:
2. Государственная экологическая политика
2.1. Понятие государственной экологической политики
Государственная экологическая политика является одним из важнейших факторов управления социально-экологической ситуацией.
По нашему мнению, под государственной экологической политикой следует понимать систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством с целью управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны, целью которой является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы.
К основным направлениям современной экологической политики Российской Федерации в настоящее время можно отнести, в частности; формирование нового правового и экономического механизма регулирования влияния хозяйственной, военной и иной деятельности на окружающую среду; совершенствование природоохранного законодательства и его адаптация к новой социально-экономической модели; развитие стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере экологии с учетом требований по включению Российской Федерации в международную систему экологической безопасности; создание единой системы государственного экологического мониторинга; стимулирование внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; развитие института экологической экспертизы; развитие предпринимательства в сфере экологии; расширение участия граждан в принятии решений в сфере экологии; укрепление международного сотрудничества в области защиты природы; создание системы непрерывного экологического образования и т.д.
Наиболее существенное влияние на практическую реализацию концептуальных основ экологической политики, по нашему мнению, оказывают такие факторы, как: реальная степень обострения экологических проблем на территории конкретного государства; характер социально-экологических проблем, порождаемых ухудшением экологической ситуации; научная неопределенность в решении ряда принципиально важных вопросов функционирования экосистем; ресурсные, в том числе и финансовые ограничения; реальный уровень развития ресурсосберегающих и природоохранных технологий, в том числе технологий утилизации и уничтожения отходов; экономическая эффективность производства и конкурентноспособность экологически чистой продукции; социальные реакции населения; международные обязательства.
В нынешней обстановке экономического кризиса прямо зависят от государства и определяются его экологической политикой: перевод конверсируемых предприятий оборонного комплекса на выпуск природоохранного оборудования; государственные гарантии кредитов на закупку и внедрение "чистых" технологий, на закупку или лизинг экологически чистой зарубежной техники; налоговое стимулирование внедрения прогрессивных технологий и т.д.; разрешение или запрещение Госгорпромнадзором России эксплуатации изношенного экологически опасного оборудования на транспорте, в промышленности, строительстве и горнодобыче и т.д. Таким образом, активная государственная экологическая политика и учет экологической ситуации в остальных областях государственной политики представляют собой в нынешних условиях главную предпосылку разрешения экологических проблем.