Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:51, реферат
Благополучие нашего общества все в большей степени стало зависеть от земельных, водных, лесных и климатических ресурсов, наличия многообразных полезных ископаемых, экологически чистой воздушной среды. Все указанные ресурсы имеют одну общую, характеризующую их основу - они являются природными ресурсами и представляют собой запасы почвенного плодородия, различных видов сырья и энергии, металлов и строительных материалов.
Введение………………………………………………………………………………….
1. Природные ресурсы …………………………………………………………………..
2.Направления природоохранительной и природопользовательной политики страны…………………………………………………………………………………….
3.Государственные органы управления природоохранной и природопользовательской деятельностью…………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Природные ресурсы …………………………………………………………………..
2.Направления природоохранительной
и природопользовательной политики
страны………………………………………………………………
3.Государственные органы
управления природоохранной и природопользовательской
деятельностью……………………………………………
Библиографический список…………………………………………………………….
Введение
Благополучие нашего общества все в большей степени стало зависеть от земельных, водных, лесных и климатических ресурсов, наличия многообразных полезных ископаемых, экологически чистой воздушной среды. Все указанные ресурсы имеют одну общую, характеризующую их основу - они являются природными ресурсами и представляют собой запасы почвенного плодородия, различных видов сырья и энергии, металлов и строительных материалов. Исходя из этого, экономика природопользования, как научная дисциплина связана с системой мероприятий по непрерывному обеспечению народного хозяйства различными видами природных ресурсов. Прежде всего, топливом для получения энергии, минеральными удобрениями для получения высоких урожаев, водой для питья и орошения, а также бытовых и промышленных нужд, металлами для машиностроения и множеством других природных сырьевых материалов, необходимых производству и населению.
1.Природные ресурсы страны
Без непрерывного снабжения природными ресурсами всех отраслей и сфер народного хозяйства невозможно расширенное воспроизводство в обществе и нормальное функционирование рынка. В связи с этим в методологическом плане важно отметить и подчеркнуть обоснованное наукой и важное в экономике природопользования положение о том, что природные ресурсы с точки зрения их воспроизводства и использования, подразделяются на две различные категории. Ресурсы возобновляемые, происхождение которых связано с солнечным теплом и светом. К таким ресурсам относятся дождевая вода, энергия ветра, животный и растительный мир, микроорганизмы, продовольствие, леса и другие. Каждый из указанных ресурсов является возобновляемым, благодаря тому, что постоянно воспроизводится за счет солнечной энергии, достигающей земной поверхности. К невозобновляемым ресурсам относятся минерально-сырьевой комплекс. К ним относятся: горючие ископаемые (нефть, газ, уголь, сланцы, торф), распространенные металлы (железо, алюминий, марганец и др.), редкие металлы (медь, цинк, свинец, никель и др.), агрохимическое и химическое сырье (азот, фосфор, калий, кальций, сера и др.), строительные материалы (бытовой камень, цемент, строительный камень, песок, глина и др.) Указанная категория ресурсов создается в природе длительное время (миллионы и миллиарды лет), поэтому с позиций практического удовлетворения потребностей человеческого общества такие природные ресурсы принято считать невозобновляемыми. В настоящее время, в связи с ростом населения и его потребностей, природные ресурсы становятся важнейшей частью жизнеобеспечения людей и в целом общественного развития, экономического роста государства, темпов воспроизводства национального и мирового валового внутреннего продукта. Сегодня четко просматриваются такие острые глобальные проблемы как растущая зависимость развитых стран от ресурсов сырья и топлива развивающихся государств, что ведет к возникновению в отдельных регионах мира политических и военных проблем. В связи с возрастающими масштабами добычи природных ресурсов усиливается антропогенное давление на окружающую природную среду. Кроме того, все больше строится антропогенных объектов, которые человек создает для обеспечения и удовлетворения своих растущих потребностей производственного и социального характера. Все указанные и другие объективные процессы сужают границы естественной экологической системы, той части природной среды, в которой живые организмы (растения, животные) и неживые (костные) элементы природы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменными процессами, веществом и энергией. По В.И. Вернадскому этот обмен в ходе времени выражается закономерно меняющимся, непрерывно стремящимся к устойчивости равновесием. Поэтому на современном этапе взаимодействия биосферы и социальной системы неизмеримо возрастают требования к рациональному природопользованию. В системе этих эколого-экономических требований важное место занимает экономика природопользования. Эта дисциплина является специальным разделом общей экономики, ее задачей является научная разработка наиболее эффективного использования и потребления природных ресурсов и применения экономически целесообразных и рациональных методов предотвращения и ликвидации загрязнений и разрушений окружающей среды. Эти две стороны, выражающие собой эколого-экономический характер и сущность, содержат широкую и сложную систему мер, обеспечивающую экономность непосредственно в процессе природопользования. То есть потребление меньшего количества природных сырьевых ресурсов на получение единицы конечного продукта, а также предполагают научно обоснованную минимизацию затрат на охрану природы и улучшение экологического качества окружающей человека среды. Таким образом, эффективность природопользования - это эффективность социально-экономической и экологической результативности использования природных ресурсов и эксплуатации природной среды. Эта эффективность измеряется в экономических и внеэкономических показателях. Она включается в валовой продукт и выражается во внутриобщественном обороте экономических средств и ресурсов.
Примером выражения эффективности природопользования являются следующие данные Госдоклада «О состоянии окружающей природной среды РФ в 2000 году»: «Минерально-сырьевая продукция является главной составляющей Российского экспорта. В 1992-2000 г.г. экспорт минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивал 65-70 % всех валютных поступлений в Россию. За 2000 г. в федеральный бюджет поступило 63,8 млрд. руб. платежей за пользование недрами, в числе 50,8 млрд. руб. акцизов при добыче нефти и газа, 38,6 млрд. руб. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, 25,9 млрд. руб. оставлено горнодобывающим предприятиям для ведения геологоразведочных работ. Общая сумма горных налогов составила в 2000 г. - 226 млрд. рублей. Однако при этом недостаточно средств выделяется на охрану недр, в горную экологию, ликвидацию бесхозных выработок, внедрение прогрессивных, экономичных и малоотходных технологий». Здесь достаточно ясно просматривается фактическая эффективность природопользования, то есть эколого-экономическая результативность использования природных ресурсов в Российской Федерации.
Разработка и практическое осуществление ключевых концептуальных положений эколого-экономической политики и рационального природопользования тесно и непосредственно связаны с переходом страны к устойчивому развитию при эффективном использовании ресурсов и возможностей всех субъектов Российской Федерации. Среди многих направлений природоохранительной и природопользовательной политики страны, например, на первый план выдвигаются следующие:
- законодательное решение
вопросов эффективного
- совершенствование
- объединение большинства
действующих и предлагаемых к
разработке природоохранных и
природно-ресурсных
- совершенствование работы
по экологическому образованию,
подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров, просвещению,
воспитанию и усилению роли
общественности в сфере
Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, научно – исследовательские учреждения и иные организации.
Основными задачами Министерства природных ресурсов Российской Федерации являются:
1) разработка и проведение
государственной политики, осуществление
государственного управления в
сфере изучения, воспроизводства, использования
и охраны природных ресурсов (недр,
водных объектов, лесов, объектов
животного и растительного
2) разработка и реализация
мер, направленных на
3) координация деятельности
других федеральных органов
4) комплексная оценка
и прогнозирование состояния
окружающей природной среды и
использования природных
5) организация и координация
выполнения обязательств, вытекающих
из членства Российской
Министерство природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с возложенными задачами осуществляет следующие функции:
в области реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды
1) разрабатывает с участием
других федеральных органов
2) разрабатывает и организует
выполнение федеральных
3) в установленном порядке
разрабатывает проекты
4) организует и осуществляет
лицензирование видов
5) обеспечивает организацию и проведение государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию водохозяйственных и других объектов;
в области управления государственным фондом недр
1) организует и обеспечивает
государственное геологическое
изучение недр территории
2) разрабатывает стратегию
и основные направления
3) организует проведение
конкурсов и аукционов на
в области управления использованием и охраной водного фонда
1) устанавливает для субъектов
Российской Федерации лимиты
водопользования (водопотребления
и водоотведения) по водным объектам,
отнесенным к федеральной
2) обеспечивает составление прогнозов, разработку схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов;
3) выдает, регистрирует, приостанавливает
действие и аннулирует в
в области управления использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов и ведением лесного хозяйства
1) организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, выполнение мер по лесному семеноводству, рациональное использование земель лесного фонда, сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов;
2) обеспечивает осуществление
прав владения, пользования и
распоряжения лесным фондом, государственный
учет лесного фонда, производит
в установленном порядке
3) обеспечивает проведение
лесоустройства, устанавливает порядок
и методику проведения