Использование наблюдения в процессе опытов с растениями и животными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Природа - источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.
Важнейшая задача - ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер. Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется ее совершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны.
Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач мой.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями  неживой природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами); с небесными явлениями (восходом и заходом солнца, луны, сменой фаз луны, место нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года); с водой - изменением ее состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней); с твердыми телами (песок, глина, камни), их свойствами; с воздухом, его движением и силой ветра; с электрическими и световыми явлениями (гроза, гром, молния, радуга, форма и расположение цветных полос); с растениями своего земельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья, кустарники, травянистые растения и грибы) - частями растений, их формой, цветом, изменением в процессе роста и по временам года, охраной растений; с животными домашними и дикими, распространенными в данной местности (внешний вид, строение отдельных органов, место обитания, изменение их жизни в разное время года, забота о животных и их охрана); с трудом по выращиванию растений и уходу за животными.

Дошкольников знакомят с  растениями и животными в среде  их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоемах и  т.д.), с тем чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений и животных, а также в то время, когда ярко проявляются намеченные для изучения явления природы.

Детей учат подмечать последовательность наступления явлений в природе (сезонные изменения, изменение растений и животных в процессе роста и развития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уходу за животными.

Учитывая возрастные особенности  детей, программа ознакомления с  природой дана концентрически: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются.

Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в такой  последовательности, которая отражает доступные пониманию детей связи  по временам года. Материал во всех группах, кроме раннего возраста, расположен по кварталам, соответствующим определенному  времени года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления  для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие проходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а так же повторность в наблюдении их.

Огромное значение в формировании представлений и понятий имеет  слово. Обогащение словаря детей  и овладение родным языком совершаются  в неразрывной связи с чувственным  познанием природы. Поэтому во всех группах материал по ознакомлению с  природой и развитию речи объединен.

В «Программе воспитания в  детском саду» материал ознакомления с природой распределен по видам  деятельности детей. Осуществление  его проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда  детей по выращиванию растений и  уходу за животными. Существует тесная связь между программным содержанием  ознакомления детей с природой на занятиях и в быту. Так, например, накопленные представления во время  наблюдений на прогулках, во время игр  и труда по уходу за растениями и животными уточняются, обобщаются и систематизируются на занятиях. В свою очередь знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют  в повседневной деятельности - в  игре, труде, наблюдениях. [4]

Общая цель планирования - это реализация «Программы воспитания в детском саду». Поэтому каждый отрезок времени должен планироваться исходя из предыдущих итогов и учитывая задачи последующей работы.

Ознакомление с природой является частью единого педагогического  процесса. Планирование этой работы предусматривает  отбор конкретного содержания формируемых  знаний о природе, умений и навыков, воспитание бережного, заботливого  отношения к природе, формирование эстетического воспитания, эстетических чувств.

Планирование природоведческой работы включает создание соответствующих  материальных условий - уголка природы, цветника, огорода, обеспечение оборудование для труда и игр в природе, технических средств обучения и  т.д.

В плане предусматривается  разнообразие форм работы. Их необходимость  определяется многообразием самих  объектов и явлений природы. Планируются  занятия, экскурсии, фронтальные наблюдения и труд, а так же индивидуальные наблюдения, трудовые поручения в  уголке природы, в огороде, цветнике, игры всей группой и небольшими подгруппами. Планирование работы в разнообразных  формах поможет воспитателю наиболее полно решить задачи воспитания детей. [10]

 

1.4 Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой

В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка  навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения. [10]

Руководя познанием природы  и приобретением детьми различных  навыков и умений, воспитатель  применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые  обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение  навыками. К таким методам относятся  наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы основанные на слове воспитателя - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество  различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки, загадки и т.д. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. К примеру, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы так же используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение - при обучении трудовым навыкам, проведение опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.

Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы  и зависит от природного окружения  дошкольного учреждения, места и  объекта наблюдений, а также от возраста детей и наложенного  ими опыта. [3]

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать  знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система  элементарных знаний у всех детей  группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе  и последовательности развиваются  их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у  ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор  методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних  занятиях формируются первичные  знания. С этой целью воспитатель  использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются  и углубляются знания. Кроме перечисленных  методов, на этих знаниях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение  и систематизация знаний. Для этого  используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и  играх дети применяют полученные знания на практике.

Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей и  средней - 2 занятия в месяц, в старшей - по 1 занятию каждую неделю. Начиная  со средней группы организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. [10]

Экскурсия - значение состоит  в том, что дети наблюдают явления  и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими  объектами. Дети нуждаются в знаниях  о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются  наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Можно организовать экскурсию  в парк, сквер, ближайший лес и  т.д. В городских условиях природа  отдыха связана с системой зеленых  насаждений.

Уже первые наблюдения детей  дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа  меняет свои краски, меняется жизнь  растений, птиц, животных. Меняется и  труд человека. [8]

Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь  он решает, что можно показать, что  надо взять с собой для сбора  и переноса растений и животных, как одеться. Такое короткое предварительное  сообщение создает хороший настрой  у детей, возбуждает интерес к  намеченной экскурсии.

Очень важно, чтобы дети почувствовали  природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту  листьев и т.д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии  является плановое наблюдение, которое  проводится со всеми детьми. При  этом возможно собрать небольшой  природный материал для дальнейшего  наблюдения над ним детьми (несколько  цветков, веточек и др.). [3]

Прогулки - здесь воспитатель  может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления  о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием  снега, набуханием почек, появлением травы  и т.п. Здесь можно организовать разнообразные игры с природным  материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.п.; у дошкольников накапливается  чувственный опыт, они видят природные  явления, в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках  дети испытывают удовольствие от общения  с природой.

Повседневные наблюдения не должны быть случайными, их надо заранее  продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации  ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные).

Большую работу во время  прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. [10]

Работа на земельном участке. Эта работа сочетается с наблюдением  и способствует накоплению знаний о  растениях и животных, совершенствованию  трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Работа в уголке природы. Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному  отношению к ним, овладевают элементарными  трудовыми навыками, приучаются к  совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. [3]

 

1.5 Отражение детьми знаний и впечатлений о природе в творческой деятельности

Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитание дошкольников, Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально - творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия.

Сопоставляя жизненные явления  с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед  другими. Лирика природы, по выражению  В.И. Лейсбона развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.

Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга  ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает  знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без  которого немыслима творческая деятельность.

Поэтические произведения о  природе являются наиболее эффективным  и специфическим средством развития творческого подхода ребенка  к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при  обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции способствуют отображению этих качеств  и в детских пейзажных рисунках.

Влияние выразительной стороны  поэтического образа на детский рисунок  проявляется в педагогике ребенком своего эмоционального отношения к  описанию природы, что значительно  повышает эстетические качества изображения.

Дети могут создавать  творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и  знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно  будут присутствовать в любом  детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.

Этот творческий процесс  у детей протекает по-разному. Например, четырех - пятилетние дети рисуют, исходя из личного опыта непосредственного  восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим изображением произведения. По мере повышения уровня восприятия художественного описания природы дошкольник начинает изображать картину уже согласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать его описанию. Дети шести лет стараются в рисунках по поэтическому произведению как можно теснее передать его содержание. Определенный запас поэтических образных представлений дает им возможность включать их в один рисунок, дополняя его образами, сложившимися во время наблюдений. При этом логическая связь между образами в рисунках не нарушается. Ребенок воспринимает целую ситуацию в произведении, в котором раскрываются не только пространственные, но и логические взаимосвязи, т.е. более глубокие зависимости: причинные, целевые, временные. [13]

Информация о работе Использование наблюдения в процессе опытов с растениями и животными