Использование наблюдения в процессе опытов с растениями и животными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Природа - источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.
Важнейшая задача - ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер. Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется ее совершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны.
Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач мой.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

В старшей группе впервые  организуются дежурства в уголке природы. Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон. Фиксация в календаре природы наблюдений организовывалась с ознакомления детей со страницей календаря, условными обозначениями; учим рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики дней недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.

1. Вызываем интерес к  явлениям природы, используя стихи,  загадки, музыку. Затем знакомим  их со страницей календаря  в зависимости от времени года, например: «Сентябрь», обращаем внимание  на разлиновку, клеточки дней  недели, погоды, место для рисунка  на тему «Живая природа».

Рассказываем, что сегодня - в понедельник - начнутся наблюдения за природой на участке и что результаты наблюдений надо зарисовать в календаре  с помощью условных обозначений (значков).

2. Ознакомление детей  со значками. Демонстрируем страницу  «Условные обозначения», уточняем  последовательность дней недели, цвет каждого дня, рассматриваем  с детьми значки, обозначающие  явления погоды, животных.

Для уточнения понимания  символики значков проводим с  детьми игровые упражнения типа: «Я загадала день недели, который обозначается голубым (желтым или др.) цветом. Какой это день? Покажите его в календаре». Или: «Я загадала воробья. Каким значком он обозначается. Покажите».

3. Формирование практических  умений в изображении значков.  Предлагаем детям с помощью  трафарета нарисовать 3 - 4 квадратика - «дни недели», затем закрасить  контуры двумя способами - без  трафарета и с ним. Обращаем  внимание на тщательность закрашивания, уточняем, какой день (по цвету)  изобразил тот или иной ребенок.

Дети упражняются в  рисовании значков, обозначающих погодные явления, учатся рисовать фигурку человека, раскрашивать этот значок в соответствии с погодой, изображать птиц, насекомых.

Дети рисуют новые квадратики и учатся изображать в них солнечную  или дождливую погоду, пробуют  рисовать значками птиц, насекомых.

На прогулке организуем наблюдение за погодой. Предлагаем всем рассмотреть  небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь. Дает по состоянию неба определение  погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Затем дети определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым  его можно обнаружить). В свою очередь мы даем другое определение погоды: ветренная (тихая). В заключение обсуждаются температурные особенности погоды. Обращаем внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагаем дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог, например: сегодня погода солнечная, тихая, теплая. Предлагаем детям запомнить это определение, чтобы после прогулки зафиксировать результаты наблюдения в календаре природы.

В группе все собираются возле календаря, выясняют, какими значками и где следует отметить погоду. Помогаем тем, кто захочет, нарисовать значки, закрасить клеточку дня недели (понедельника).

Рассматривая с детьми страницу календаря, подводим итог: «Целую неделю в конце сентября мы с вами наблюдали за осенней природой; каждый день отмечали погоду, рассматривали  растительность нашего участка, искали животных. Все это отображено в календаре. Пройдет время, мы забудем про сентябрь, но календарь напомнит нам, что было в эти дни».

Календари используем в итоговых беседах о том или ином времени  года. Они помогают подвести детей  к простейшим формам обобщения.

После каждой прогулки или  экскурсии придя в группу, дети рисуют то, что им больше всего запомнилось.

Также для закрепления  и систематизации знаний детей о  природе в течение года используем настольно - печатные игры, диафильмы. Анализируя проделанную практическую работу, можно сделать следующие  выводы:

- У детей старшего дошкольного  возраста значительно развивается  способность к аналитико-синтетической  деятельности. Дети шестого года  жизни не ограничиваются познанием  отдельных конкретных фактов, внешних  свойств явлений, а стремятся  проникнуть в суть, понять причины  явлений. Учитывая это, в старшей  группе усложняются задачи и  программа ознакомления с природой.

- В старшей группе необходимо  формировать умение обобщать  и классифицировать объекты природы  по ярким и существенным признакам  и связям. Вторым направлением  в практической работе был  подбор материала для работы  с детьми. Он включал в себя  конспекты экскурсий, наблюдений, календарь природе, конспект занятия  по ознакомлению с природой, беседы.

Данный материал представлен  в приложении к работе.

 

Заключение

Одним из средств всестороннего развития и воспитания детей является ознакомление с природой.

Процесс познания окружающей природы затрачивает не только область  умственного развития ребенка, но и  способствует формированию гуманного  отношения к природе.

Программа воспитания и обучения в детском саду определяет основные задачи, содержание и принципы организации  работы по ознакомлению детей с природой в соответствии с их возрастными  особенностями.

В ходе ознакомления расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются  познавательные способности, воспитывается  должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем  знаний о предметах, явлениях неживой  и живой природы, воспитание интереса к ней.

Формами организации работы по ознакомлению детей с природой являются занятия, экскурсии, наблюдения, прогулки, работа в уголке природы и на участке, игровая деятельность.

Каждая из форм работы предполагает использование педагогом различных  методов и приемов.

 

Список литературы

1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» - М., 1991 г.

2. Буре Р.О. «Воспитание дошкольников в труде» - М., 1971 г.

3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М., 1973 г.

4. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М., 1980 г.

5. Горизенко Е.В. «Природа и люди» - М., 1976 г.

6. «Дошкольная педагогика» / Под  редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина - М., 1986 г.

7. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» - М., 1981 г.

8. Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» - М., 2000 г.

9. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных» / Под редакцией И.Ф. Виноградовой - М., 1988 г.

10. Каменева Л.А. «Как знакомить дошкольников с природой» / Под редакцией П.Г. Саморуковой - М., 1983 г.

11. Ковалев А.Г. «Воспитание чувств» - М., 1971 г.

12. Компалецева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» - М., 1985 г.

13. Лучич М.В. «Детям о природе» - М., 1973 г.

14. Лучич М.В. «Прогулки с детьми в природу» - М., 1969 г.

15. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду» - М., 1989 г.

16. «Наблюдение и труд детей  в природе» / Составиталь А.Ф. Мазурина - М., 1976 г.

17. Николаева С.И. «Методика экономического воспитания в детском саду» - М., 2000 г.

18. «Система эстетического воспитания  в детском саду» / Под редакцией  Н.А. Ветлучиной - М., 1962 г.

19. Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» - Минск, 1976 г.

20. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» - М., 2001 г.

21. «Экологическое и эстетическое  воспитание детей» / Под редакцией  Л.П. Песко - М., 1984 г.

 

Приложение №1
Экскурсия в осенний  парк (старшая группа)
Программное содержание

1. Конкретизировать представление  об осенних изменениях в природе.

2. Уметь видеть изменения продолжительности  дня; распускание листьев на  деревьях; появление семян, плодов, начало листопада.

3. Закреплять умение подбирать слова - признаки: дерево (большое, красивое, яркое, разноцветное, осеннее).

4. Формировать понимание слова  осень - богатая, щедрая, добрая, запасливая.

5. Воспитывать в ребенке умение  видеть красоту осени, любоваться  ее великолепным нарядом.

6. Видеть зависимость состояния  природы от продолжительности  дня (светового).

7. Вызвать эмоциональное отношение  к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их с художественным  образом.

8. Воспитывать эстетическое чувство.

9. Обогащать словарный запас  детей по данной теме. Формировать  связанную диалоговую речь.

Предварительная работа

Экскурсия в парк в середине осени:

1. Ежедневные наблюдения за изменениями  в природе;

2. Чтение книг «Осень» Н. Калинина, «Кто как одет» Э. Шим, «Полянка в лесу» М. Пришвин, «Готовятся к зиме» А. Бианки;

3. Рассматривание картины «Золотая  осень»;

4. Заучивание стихотворений.

Ход экскурсии

В группу входит взрослый, одетый в  костюм осени. Здоровается: «Я осень  золотая, в гости к вам пришла и подарков много вам я принесла. Приглашаю вас в парк, полюбоваться на яркий, разноцветный наряд природы. Я вам принесла волшебный сундучок, в который вы будете складывать дары осени, которые найдете на прогулке».

Воспитатель:

- Спасибо тебе Осень за твой  сундучок и приглашение. Мы  сейчас же с ребятами отправимся  в парк. А тебя Осень мы приглашаем  подольше погостить у нас.

Дети все вместе говорят:

Осень, осень, гости недель восемь,

С громами сильными,

С дождями с ливнями,

Льется дождик с неба

Больше будет хлеба.

Осень: - Ну, спасибо дети, а сейчас я отправлюсь в другой детский  сад, чтобы всех ребят пригласить в осенний парк.

Дети идут по дорожкам парка. Останавливаются  там, где лучше просматриваются  все деревья.

- Ребята посмотрите, как красиво  вокруг, все деревья словно нарядились  к празднику. Почему? (Наступила  золотая осень). Вот мы и пришли  в гости к осени.

 

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых.

Подольше б золото не сбросили

Стал бы лес багрян и тих.

По чаще б солнышко усталое

Гостило б в золотом лесу.

Чтоб защитить от ветра малого

Лесную позднюю красу.

Летом в начале сентября деревья  еще зеленые. Теперь березки, клены  окрасились в желтый цвет. Осины - красные. Между ними елочки зеленеют. Давайте обратим внимание на то, что каждое дерево окрашено по разному. Как вы думаете ребята, почему листья на деревьях меняют свою окраску? (Потому, что солнце мало греет. Дни стали короче)

Утром, когда вы встаете в детский  сад еще темно, вечером тоже рано темнеет. Растения получают мало света.

А в листьях всегда есть желтая краска и зеленая. Только летом, когда  листья получают много света, они  зеленого цвета. Осенью, когда солнечного света становится меньше, листья теряют зеленую окраску и получают желтый, оранжевый или красный цвет.

А теперь найдите листья самой разной окраски и расскажите, какие они. (Лист красный, желтый, зеленый, красивый, нарядный, яркий, разноцветный, золотой).

Как называется время года, когда  начинается листопад? (Осень)

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых

Мы букет хороший сделаем  из них.

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам  пришла.

Ребята давайте сложим красивые, разноцветные осенние листочки в  сундучок. Это первый подарок осени, который мы нашли.

- Дети, отгадайте загадку.

Весной зеленела

Летом загорела

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Рассмотрите ее. Листочки у рябины ажурные, расположенные попарно. Так  и кажется, что кто-то набросил на рябину сплетенное кружево. Но вот порывистый, осенний ветер скоро сорвет все листочки с рябины. Останутся только ягоды. Долго будут гореть они как костер. Потом прилетят птицы, чтобы полакомиться ягодами рябины.

Вот какой подарок осени - плоды  рябины. Они очень красивы и  полезны. В них много витаминов. Давайте положим в наш сундучок немного ягод рябины и листьев.

- Послушайте стихотворение, которое  поможет нам отыскать, еще один  подарок осени.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый

Значит дуб выносливый,

Значит закаленный.

Информация о работе Использование наблюдения в процессе опытов с растениями и животными