Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:39, реферат
Первый этап – примитивные знания, накопление фактического материала. О том, что разные виды животных связаны с определенными условиями, что их численность зависит от урожая семян и плодов, которыми они питаются, наверняка знали древние охотники уже 100-150 тыс. лет назад. О зависимости растений от внешних условий хорошо знали и первые земледельцы за много веков до новой эры (10-15 тыс. лет назад). Севооборот сельскохозяйственных культур применяли в Египте, Китае и Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земле-делия была у индейцев майя в древней Америке. Элементы экологии отражены в эпических произ-ведениях и легендах: в древнеиндийских сказа-ниях «Махабхарта» (VI-II вв. до н.э.; сведения о повадках и образе жизни 50 животных), в рукописных книгах Китая и Вавилона (сроки посева и сбора диких и культурных растений, способы обработки земли, виды птиц и зверей).
Период наивной экологии – до середины 19 в. (1-5 этапы)…………………….……3
Период аутэкологических исследований (факториальная экология) – с сере дины 19 в. до середины 20 в. (6 этап)…………………………………………..……11
Период синэкологических исследований – с 1936 г. до наших дней (7-8 этапы)…………………………………………………………………………………..…13
Причины отставания общей экологии от других наук………………………….…20
Список литературы………………………………………………………………….21
Появились
работы, в которых авторы понимают
среду обитания, как совокупность
действующих экологических факторов.
В 1832 г. О. Декандоль обосновал необходимость
выделения новой отрасли наук "Эпирреалогии".
Он писал: "…Растения не выбирают условия
среды, они их выдерживают или умирают.
Каждый вид, живущий в определенной местности,
при известных условиях представляет
как бы физиологический опыт, демонстрирующий
нам способ воздействия теплоты, света,
влажности и столь разнообразных модификаций
этих факторов…".
Пятый
этап – становление эволюционной
экологии. Профессор Московского
университета Карл Францов Рулье (1814-1858)
четко сформулировал мысль о том, что
развитие органического мира обусловлено
воздействием изменяющейся внешней среды:
"…Ни одно органическое существо не
живет само по себе; каждое вызывается
к жизни и живет только постольку, поскольку
находится во взаимодействии с относительно
внешним для него миром. Это закон общения
или двойственности жизненных начал, показывающий,
что каждое существо получает возможность
к жизни частию от себя, а частию из внешности…".
Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах
(160 работ) заложил основы экологии животных,
поставил проблемы адаптации, миграции,
изменчивости, ввел понятие "стация".
Он ближе всех подошел к эволюционной
теории Дарвина, но прожил всего 44 года...
Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885),
опубликовавший в 1855 г. работу «Периодические
явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской
губернии». Значимость этой магистерской
диссертации Н.А. Северцева для науки можно
оценить тем, что через 100 лет в 1950 г. эта
работа была переиздана, и она не утратила
своего значения и сегодня. Важнейшей
вехой в развитии экологических представлений
о природе явился выход знаменитой книги
Ч. Дарвина (1809-1882) о происхождении видов
путем естественного отбора, жесткой конкуренции.
Это
великое открытие в биологии явилось
мощным толчком для развития экологических
идей. У Дарвина было много последователей.
Один из них – немецкий зоолог Эрнст Геккель
(1834-1919). "Я докажу! " – девиз Э. Геккеля.
В 8 лет прочитал Робинзона Крузо, долго
грезил дикарями, приключениями. Пробивной,
мечтавший и добившийся мировой славы,
он добился открытия филогенетического
фак-та в Йенском университете, много лет
успешно изучал радиолярии, прекрасно
рисовал, но мог делать выводы, не подкрепленные
фактами и потому ошибочные. Им было придумано
много разных терминов для классификации
отделов наук; много лет он искал одноклеточный
организм, давший начало всему живому;
искал общий закон, который бы объяснил
все явления. Вскоре после выхода в свет
учения Ч. Дарвина – в 1866 г. он предложил
термин для новой науки – «экология»,
который впоследствии получил всеобщее
признание. Именно 1866 г. следует считать
годом рождения экологии. В конце XIX она
представляла собой науку об адаптации
организмов к климатическим условиям,
но лишь через 100 лет превратилась в целое
мировоззрение – общую экологию. В 1895
г. датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел
термин «экология» в ботанику для обозначения
самостоятельной научной дисциплины –
экологии растений.
Таким
образом, общим для периода наивной
экологии, продолжавшегося с начала
развития цивилизации до 1986 г., является
накопление и описание колоссального
фактического материала и отсутствие
системного подхода в его анализе.
Период факториальной
экологии – с середины 19
в. до середины 20 в. (6
этап)
Шестой
этап. Теория Ч. Дарвина дала большой
толчок развитию аутэкологического направления
– изучение естественной совокупности
видов, непрерывно перестраивающихся
применительно к изменению условий среды,
со второй половины середины XIX и до середины
XX века было господствующим.
Одновременно
стали проводиться исследования по надорганизменным
биологическим системам. Этому способствовало
формирование концепции биоценозов, как
многовидовых сообществ. В 1877 г. немецкий
гидробиолог К. Мебиус (1825-1908) на основе
изучения устричных банок в Северном море
разработал учение о биоценозе, как сообществе
организмов, которые через среду обитания
теснейшим образом связаны друг с другом.
Именно его труд "Устрицы и устричное
хозяйство" положил начало биоценологическим
– экосистемным, исследованиям и в дальнейшем
обогатилось методами учета количественных
соотношений организмов. Термин "биоценоз"
широко используется современными учеными.
Учение о растительных сообществах, благодаря
С.И. Коржинскому (1861-1900) и И.К. Пачоскому
(1864-1942) выделилось в фитосоциологию, или
фитоценологию, позднее в геоботанику.
Исключительно велики заслуги В.В. Докучаева
(1846-1903). Он создал учение о природных зонах
и учение о почве, как особом биокосном
теле (системе). Показал, что почва - это
неотъемлемый компонент практически всех
экосистем суши нашей планеты. Теоретические
разработки В.В. Докучаева ("Учение о
зонах природы") положили начало развитию
геоботаники и ландшафтной экологии. Идея
В.В. Докучаева о необходимости изучения
не отдельных компонентов биоценозов,
а связей, существующих между телами, явлениями
и средой (водой, землей), между мертвой
и живой природой, между растениями, животными
и минеральным "царством", т.е. закономерностей
функционирования природных комплексов,
получила развитие в "Учении о лесе"
Георгия Федоровича Морозова (1867-1920). Г.Ф.
Морозов дал первое научное определение
леса, как географического фактора – глобального
аккумулятора солнечной энергии, влияющего
на климат, почвы, на уровень кислородного
и углеродного баланса планеты и регионов.
Особенно широко исследования
надорганизменного уровня
Рис
6. Леонтий Григорьевич Раменский - великий
русский геоботаник, сформулировавший
закон эеологической индивидуальности
видов и создавший теорию экологического
континуум.
В
учебнике по экологии Ч. Элтона впервые
отчетливо выделено направление
популяционной экологии. Большой
вклад в эту область внесли
Е.Н. Синская (экологический и географический
полиморфизм видов растений), И.Г. Серебряков
(новая классификация жизнен-ных форм
растений), Л.Г. Раменский (закон индивидуальности
видов и теория экологи-ческого континуума
экологической), М.С. Гиляров (почва – переходная
среда в завоева-нии членистоногими суши),
С.С. Шварц (эволюционная экология ® палеэкология),
и др.
В
1926 г. была опубликована книга В.И. Вернадского
"Биосфера" в которой впервые
показана планетарная роль биосферы,
как совокупности всех видов живых
организмов. В 30-40-е годы составлены новые
по экологии животных (К. Фредерикс – 1930
г., Ф. Болденгеймер – 1938). В это же время
вышло много монографий и учебных пособий
по географии растений, экологии животных
и растений.
Период
синэкологических исследований
– с 1936 г. до наших дней
Рис
7. Английский геоботаник Тенсли - один
из создателей науки об экосистемах.
Седьмой
этап отражает новый подход к исследованиям
природных систем – в основу его
положено изучение процессов материально-
Рис
8. Владимир Николаевич Сукачев один из
создателей учения о биогеоценозах (экосистемах).
В
общей экологии с этого времени
четко выделились два направления
– аутэкология и синэкология. В фитоценологии
всеобщее признание получила парадигма
дискретности растительного покрова,
что объясняется стремлением к классификационным
работам.
Почти
одновременно с А.Тенсли, В.Н. Сукачев
в 1942 г., следуя Г.Ф. Морозову, разработал
систему понятий о лесном биогеоценозе,
как о природной системе, однородной по
всем параметрам (растительному покрову,
миру животных и микроорганизмов, по поверхностной
горной породе, гидрологическим, почвенным,
микроклиматическим условиям, по типу
взаимодействий, обмена веществом и энергией
между его компонентами и между ними и
другими явлениями природы).
Биогеоценоз
В.Н. Сукачева – практически полный
аналог экосистемы А. Тенсли. Главное
в его понятии – общая идея
о единстве живой и неживой
природы, общности круговорота веществ
и превращениях энергии, которые можно
выразить через объективные количественные
характеристики. В том же 1942 г. американским
ученым Р. Линдеманном были изложены основные
методы расчета энергетического баланса
экологических систем. С этого времени
экосистемные исследования являются одними
из основных направлений в экологии, а
количественные определения функций экосистем
и их компонентов (запасы и фракционная
структура растительной массы, пулы углерода
и др. химических элементов, параметры
трофических цепей, и др.) являются одним
из основных методов, дающими возможность
прогнозировать и моделировать биологические
процессы. Последнее, в свою очередь, вылилось
в теоретическую, или количественную,
экологию, которая становится все более
востребованной (изучение динамики экосистем,
их продуктивности, моделирование экологических
процессов исключительно важны для экологических
прогнозов, разработки природоохранных
мер, профилактики эпидемических ситуаций
и пр.). Работа по международным экологическим
программам МАБ и ЧиБ (Человек и биосфера).
Восьмой
этап. В современной биосфере одним
из наиболее значимых факторов, определяющих
ее состояние, стала деятельность человека.
Возникающие в связи с этим проблемы выходят
за рамки экологии как биологической науки,
приобретают направленный социальный
и политический характер (движения "зеленых",
борьба за охрану природы, постановка
экологических вопросов в повестки дня
политических организаций, и пр.). Решение
их должно включать все естественные науки
вкупе с хозяйственно-экономическими,
социальными, политическими аспектами,
что входит в задачи социальной экологии,
в которой особое положение занимает экология
человека (медико-биологический и социальный
подходы).
Крупный
российский ученый-теоретик, наш современник
Н.Ф. Реймерс (1931-1993) общую экологию представил,
как вершину естествознания – мегаэкологию,
вокруг которой концентрируются другие
научные дисциплины, связанные с актуальными
проблемами цивилизации и угрозой экологического
кризиса. Другой российский ученый – Н.Н.
Моисеев (1917-2000), специалист в области системного
анализа, моделирования и прогнозирования,
математик с мировым именем считает, что
дальнейшее развитие цивилизации должно
происходить через коэвалюцию (совместную
эволюцию) человеческого общества и биосферы
– к ноосфере.
Особую
и важнейшую роль в становлении
и развитии экологии сыграл Владимир
Иванович Вернадский – создатель учения
о биосфере, намного опередивший свое
время. Открытие биосферы В.И. Вернадским
в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим
научным открытиям человечества, соизмеримым
с теорией видообразования, законом сохранения
энергии, общей теорией относительности,
открытием наследственного кода у живых
организмов и теорией расширяющейся Вселенной.
В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле
- явление планетарное и космическое, что
биосфера - это хорошо отрегулированная
за много сотен миллионов лет эволюции
общепланетарная вещественно-энергетическая
(биогеохимическая) система, обеспечивающая
биологический круговорот химических
элементов и эволюцию всех живых организмов,
включая и человека. Не только составом
атмосферы и гидросферы обязаны мы работе
биосферы, но и сама земная кора – это
продукт биосферы.
Может
показаться странным утверждение о
том, что В.И. Вернадский открыл биосферу.
Что ее открывать? Это не микроб какой-то.
Биосфера огромна, и с ней постоянно имеет
дело каждый из нас. Мы живем, мы постоянно
обитаем в ней. Да, мы обитаем в ней, но
очень мало задумываемся о том, что этот
наш хрупкий дом уникален во Вселенной,
что механизмы, его поддерживающие, очень
тонкие, и могут легко сломаться не только
от падения большого метеорита на Землю,
но и от нашего неразумного поведения.
«Спички
детям не игрушка», - говорят родители
и прячут подальше спички от детей,
чтобы они не сделали пожар
и не сожгли дом, а вместе с домом и самих
себя. Современное человечество в биосфере
очень напоминает этих глупеньких шаловливых
детей, которым в руки попали «спички»
- мощные механизмы, прогрессивные технологии.
Спрятать бы подальше от шалунов эти «спички»,
- да некому этого сделать. Нет родителей
дома, дети предоставлены самим себе.
Рис 9. Виктор Борисович Сочава - российский геоботаник, внесший большой вклад в развитие экологии и биогеографии.
Кроме
уже упомянутых выше имен, становление
экологии в первой половине и в середине
ХХ века в России было связано с именами:
Б.Г. Иоганзена, Г.А. Викторова, В.Н. Беклемишева,
П.Д. Ярошенко, В.Г. Карпова, Г.И. Поплавской,
Т.А. Работнова, Т.К. Горышиной, В.Д. Александровой,
Б.А. Тихомирова, В.И. Василевича, Л.Е. Родина,
Е.М. Лавренко, В.Б. Сочавы и др. Из зарубеж-ных
ученых ХХ столетия следует выделить следующих:
А. Пирса, В. Шелфорда, В. Мак-Дуголла, Ю.
Одума, Э. Пианку, Р. Риклефса, Ф. Рамаду
и др. Многие из перечисленных исследователей
являются авторами моногра-фий, учебников
и учебных пособий.