Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:39, реферат
Первый этап – примитивные знания, накопление фактического материала. О том, что разные виды животных связаны с определенными условиями, что их численность зависит от урожая семян и плодов, которыми они питаются, наверняка знали древние охотники уже 100-150 тыс. лет назад. О зависимости растений от внешних условий хорошо знали и первые земледельцы за много веков до новой эры (10-15 тыс. лет назад). Севооборот сельскохозяйственных культур применяли в Египте, Китае и Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земле-делия была у индейцев майя в древней Америке. Элементы экологии отражены в эпических произ-ведениях и легендах: в древнеиндийских сказа-ниях «Махабхарта» (VI-II вв. до н.э.; сведения о повадках и образе жизни 50 животных), в рукописных книгах Китая и Вавилона (сроки посева и сбора диких и культурных растений, способы обработки земли, виды птиц и зверей).
Период наивной экологии – до середины 19 в. (1-5 этапы)…………………….……3
Период аутэкологических исследований (факториальная экология) – с сере дины 19 в. до середины 20 в. (6 этап)…………………………………………..……11
Период синэкологических исследований – с 1936 г. до наших дней (7-8 этапы)…………………………………………………………………………………..…13
Причины отставания общей экологии от других наук………………………….…20
Список литературы………………………………………………………………….21
Здесь
мы поместили портреты далеко не всех
ученых, внесших большой вклад
в создание и развитие науки экологии.
Но вглядитесь внимательно в их лица,
и вы убедитесь в том, насколько
проницателен их взгляд. Они уже
ушли в мир иной, а их гениальными прозрениями
мы пользуемся сегодня, наши дети и внуки
будут пользоваться завтра.
Рис
10. Евгений Михайлович Лавренко - российский
геоботаник, внесший большой вклад в развитие
геоботанической картографии и теорию
степных экосистем.
Нелегким
был путь этих людей на Земле. Всякому,
кто приносит новое и непонятное,
в нашем обществе уготованы тернии. Редко,
кто из этих мыслителей при жизни заслужил
положенные ему лавры. Слава к ним пришла
либо в конце жизни, либо после смерти.
Но что им слава... Ведь они первыми проникли
в неведомое, первыми увидели и поняли
то, что до них не видел и не понимал никто.
Все они по-настоящему были счастливыми
людьми.
На
занятиях и в дальнейшей своей
жизни вы еще познакомитесь с
работами многих из них и расскажите
о них своим ученикам.
Таким
образом, мы выделили восемь этапов в
становлении и развитии экологии:
Первый
этап – отражает примитивные знания,
накапливаемые людьми, в т.ч. первобытными,
в процессе тесного общения с
природой и ведения натурального
хозяйства. Начался за много веков до новой
эры и завершился в первые века до новой
веры.
Второй
этап – накопление фактического материала,
но уже античными учеными, средневековый
застой. Период: I-III век до н.э. – XIV век
н.э.
Третий
этап – продолжение сбора и первые
попытки систематизация колоссального
фактического материала, накопленного
с началом великих географических открытий
и колонизацией новых стран – в эпоху
Возрождения. Период: с IV по XVIII век включительно.
Четвертый
этап – связан с крупными ботанико-географическими
открытиями, способствовавшими дальнейшему
развитию экологического мышления; предпосылка
экологических идей; выделены экология
растений и экология животных. Период:
конец XVIII – начало XIX века.
Пятый
этап – становление эволюционной
экологии, углубление экологических исследований,
начало изучения взаимосвязей. Период:
с начала XIX века до второй половины (1866
г.) XIX века
Шестой
этап – определение понятия "экология",
доминирование исследований аутэкологического
направления – изучение естественной
совокупности видов, непрерывно перестраивающихся
применительно к изменению факторов среды,
т.е. факториальной аутэкологии. М.С. Гиляров
называл этот этап временем факториального
редукционизма. Период: со второй половины
(1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века.
Седьмой
этап отражает новый – системный,
подход к исследованиям природных
систем, формирование общей экологии,
как самостоятельной фундаментальной
биологической науки, доминирование синэкологического
направления – изучение процессов материально-энергетического
обмена, развитие количественных методов
и математического моделирования. Период:
40-70 гг. XX века. Специфика этого этапа –
мнение о примате конкурентных отношений
в биоценозах и принижение значимости
эволюционных факторов, господство парадигмы
дискретности.
Восьмой этап – "экологизация" науки; становление экологических наук, учитывающих деятельность Человека, т.е. социальной и политической направленности. Возрастание интереса к изучению популяций (демэкология), динамики формирования биогеоценозов в связи с антропогенными нарушениями. Большое внимание уделяется стационарным исследованиям. Основная методология – системный анализ. Одно из главных направлений – длительный экологический мониторинг разных уровней (наземный, региональный, глобальный и пр.). Период: с 80-х годов XX века по настоящее время. Специфика – отказ от примата конкурентных взаимоотношений в ценозе; в фитоценологии смена парадигмы дискретности на парадигму континуальности; развитие методов и теории экологического мониторинга.В последнее десятилетие произошло объединение ряда тенденций последних периодов. Учеными признается как континуальность, так и дискретность растительного покрова – в природе есть и то и это, формируется новая парадигма – биологического разнообразия.
Причины
отставания общей
экологии от других
наук.
Обобщая вышесказанное,
Причины
отставания:
Недооценка
потребности в открытии общих
законов развития живого вещества;
изучение взаимоотношений организмов
друг с другом и со средой должно идти
с учетом огромного разнообразия животного
и растительного мира и их взаимозависимости.
Многие направления экологии находятся
на аналитической стадии.
Между науками, а,
Отсутствие
реальных перспектив развития общей
экологии, существовавшее вплоть до середины
прошлого столетия. Недопонимание того,
что методы общей экологии отличаются
от методов, используемых в смежных науках
(так, нельзя в экосистеме измерять физиологические
параметры в одном месте, невозможно выделив
один фактор в природе, устранить измеряемой
характеристикой проявление остальных)
и что нельзя лабораторные методы переносить
на природу.
Лишь в конце XX произошло осознание того, что деятельность человека часто не только наносит вред окружающей среде, но и угрожает самому существованию человечества. При этом в изменении структуры и динамики экосистем резко возросла роль случайных факторов, нередко приводящих к катастрофам с многочисленными человеческими жертвами. Человечество лишь в последние десятилетия начало всерьез осознавать важность для себя экологических проблем. Ведь вопрос стоит однозначно - быть или не быть на Земле технократической цивилизации. Этим и объясняется повальная экологизация, как самой науки, так и других направлений человеческой деятельности, экологизация всевозможных производств, связанных с потреблением природных ресурсов.
Список
литературы
Степановских
А.С. Общая экология: Учебник для вузов.
М.: ЮНИТИ, 2001.
Шилов
И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.
Радкевич
В.А. Экология. Минск: Вышэйшая школа, 1998.
159 с.
Плавильщиков Н.Н. Гомункулус. М.: Детгиз, 1958. 431 с.