Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:53, контрольная работа

Краткое описание

К химическим методам очистки сточных вод относят нейтрализацию, окисление и восстановление. Все эти методы связаны с расходом различных реагентов. Сточные воды, содержащие минеральные кислоты или щелочи, перед сбросом их в водоемы или перед использованием в технологических процессах нейтрализуют. Практически нейтральными считаются воды, имеющие рН 6,5 8,5.

Содержание

1. Перечислите химические методы очистки сточных вод и дать им характеристику…………………………………………………………………..3
2. Экологический контроль. Понятие, формы, система экологического контроля. Государственный экологический контроль……………………..10
Тест. Вариант 1…………………………………………………………..18
Задача……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 110.78 Кб (Скачать файл)

 

    1. Экологический контроль. Понятие, формы, система экологического контроля. Государственный  экологический контроль.

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции  государства. Он заключается в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологических  требований по использованию и охране окружающей природной среды и  обеспечению экологической безопасности общества. Различают:

1. Информационный  контроль - сбор и обеспечение информации для передачи ее соответствующим государственным органам в целях принятия предупредительных или карательных мер;

2. Предупредительный  контроль - предотвращение вредных последствий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды, несоблюдения нормативных актов;

3. Карательный  контроль - применение мер государственного принуждения к нарушителям.

Экологический контроль как  способ организационно-правового обеспечения  рационального экологопользования и сохранности экологической  системы представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения.

Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и  требованиями, содержащимися в нормативной  документации, утвержденной в установленном  порядке.

Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных  видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией РФ.

Государственная экологическая  экспертиза проводится в целях проверки соответствия намечаемой хозяйственной  и иной деятельности требованиям  экологического права. Она состоит  в проверке содержания представляемой на экспертизу проектной документации силами специально создаваемых экспертных комиссий., состоящих из компетентных специалистов - ученых и практиков, определении экологической допустимости проектируемой деятельности. Результаты государственной экологической  экспертизы в каждом случае оформляются  в виде заключения, которому придается  обязательная юридическая сила. Однако выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный  суд.

Государственная экологическая  экспертиза является обязательной мерой  охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию

хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать  вредное воздействие на окружающую среду. Финансирование и осуществление  работ по всем проектам и программам производится только при наличии  положительного заключения государственной  экологической экспертизы.

Экологический мониторинг - комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей среды и экологической безопасности.

Государственный экологический  мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством  РФ и законодательством субъектов  РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе  за состоянием окружающей среды в  районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также  в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Экологический мониторинг осуществляют: Департамент охраны окружающей среды  и экологической безопасности, Федеральная  служба по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды, специально уполномоченные в области регулирования использования  и охраны отдельных видов природных  ресурсов государственные органы РФ, другие федеральные органы исполнительной власти в рамках Единой государственной  системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). ЕГСЭМ решает следующие задачи: разработка программ наблюдений за состоянием окружающей среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах; организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга и другое.

Контроль за соблюдением  правил экологопользования бывает государственный, производственный, муниципальный и  общественный.

1. Государственный  контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 65 Закона). Под государственным контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.

Государственный экологический  контроль проводится в предупредительной  и текущей формах. Предупредительный  контроль осуществляется на стадиях  планирования или проектирования хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать  вредное воздействие на окружающую природную среду, реализации проекта, ввода объекта в эксплуатацию; текущий - реализуется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Названный контроль осуществляется в отношении соответствующих  объектов:

- в области использования  и охраны земель (постановление  Совета Министров - Правительства  Российской Федерации от 23 декабря  1993г. №1362 «Об утверждении Положения  о порядке осуществления государственного  контроля за использованием и  охраной земель);

- в области использования  и охраны недр (постановление  Правительства Российской Федерации  от 2 февраля 1998г. №132 «Об утверждении  Положения о государственном  контроле за геологическим изучением,  рациональным использованием и  охраной недр»);

- в области обеспечения  карантина растений на территории - в форме государственного фитосанитарного  контроля (Федеральный закон РФ  от 15 июля 2000г. «О карантине растений»);

- в области использования  и охраны водных ресурсов;

- в лесном хозяйстве;

- в сфере охраны атмосферного  воздуха (постановление Правительства  Российской Федерации от 24 ноября 1999г. №1292 «О специально уполномоченном  федеральном органе исполнительной  власти в области охраны атмосферного  воздуха»);

- в сфере охраны животного  мира.

Должностные лица органов  государственного экологического контроля имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону Российской Федерации  об охране окружающей природной среды (ст.70), они имеют право:

- принимать решения об  ограничении, приостановлении и  прекращении деятельности экологически  вредных объектов;

- налагать административный  штраф в установленном размере  за нарушение природоохранительного  законодательства;

- предъявлять иски о  возмещении вреда, причиненного  природной среде, и направлять  материалы для привлечения виновных  к уголовной ответственности;

- выдавать разрешения  на природопользование, устанавливать  государственную экологическую  экспертизу.

Государственный экологический  контроль осуществляют: федеральные  органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы; органы Государственного санитарно-эпидемиологического  надзора Минздрава РФ

Компетенция федеральных  органов санитарно-эпидемиологического  надзора в области государственного экологического контроля определяется законодательством РФ и соответствующими нормативными правовыми актами.

Главными задачами государственного экологического контроля являются:

- проверка выполнения  программ, планов и мероприятий  по охране окружающей среды;

- выявление нарушений  экологических требований при  подготовке, принятии и реализации  решений о развитии хозяйственной  и иной деятельности;

- проверка выполнения  экологопользователями норм (нормативов  и правил) экологопользования и  качества окружающей среды.

Государственный контроль за использованием и охраной отдельных  видов природных ресурсов осуществляется с целью проверки соблюдения хозяйствующим  субъектом нормативов использования  отдельных видов природных ресурсов и природных объектов, а также  выполнения мероприятий по воспроизводству  и охране природных ресурсов. Этот контроль осуществляется специально уполномоченными  федеральными органами государственной власти в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.

2. Производственный  контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды установленных законодательством (ст. 67 Закона).

3. Муниципальный контроль, т.е. контроль за выполнением правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей природной среды, ограниченный отраслевой сферой, осуществляется, например:

- Минсельхозом России (постановление  Правительства Российской Федерации  от 11 сентября 1998г. №1090);

- ФПС России (Указ Президента  Российской Федерации от 2 марта  1995г. №232);

- Минздравом России (постановление  Правительства Российской Федерации  от 3 июня 1997г. №659);

- МВД России (Указ Президента  Российской Федерации от 18 июля 1996г.  №1039);

- Государственным таможенным  комитетом (Указ Президента Российской  Федерации от 25 октября 1994г. №2014);

- Госгортехнадзором (Указ  Президента Российской Федерации  от 18 февраля 1993г. №234);

- Госстандартом и др.

Осуществляется общественными  и иными некоммерческими объединениями  в соответствии с их уставами, а  также гражданами в соответствии с законодательством (ст. 68 Закона).

Общественный экологический  контроль неразрывно связан с общественным экологическим движением. Основными  формами общественного экологического контроля являются:

- выяснение мнения граждан  путем участия их в референдумах, собраниях, сходах (вопросы по  отводу земель, строительстве и  др.);

- общественные слушания;

- затребование информации  о природоохранной деятельности  и состоянии охраны окружающей  природной среды;

- обжалование в судах  незаконных действий в сфере  экологии.

Наиболее массовыми добровольными  организациями до недавнего времени  были общества охраны природы, охотников  и рыболовов, дружины по охране природы  и т.д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы, привлечение  широких масс населения для участия  в природоохранных мероприятиях и т.д. Авторитет этих обществ  среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности и  заорганизованности, в последнее  время заметно снизился.

В середине 80-х гг., в связи  с возросшей социально-политической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации. Среди них - Социально-экологический  союз, ассоциация «Экология и мир», Центр экологической политики России, Экологический фонд и др. В 1997г. около 40 общественных организаций учредили Российский экологический конгресс, главная цель которого - объединение  усилий на решение актуальных экологических  проблем.

Еще ранее в Западной Европе (ФРГ, Дании и др.) возникло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жизни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т.д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Российское экологическое движение и Экологический  фонд России.

Кроме этого, можно выделить ведомственный контроль, который осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного контроля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно.

Предупредительное государственное  воздействие на экологических правонарушителей при условиях, определенных законодательством, «перерастает» в правоохранительную (принудительную) форму. Это выражается в применении общих правовых (административных, уголовных, гражданских) и специальных  мер (предупреждение, приостановление, закрытие) государственного экологического воздействия. К соответствующим  мерам следует отнести: платежи  за незаконную деятельность в области  добычи природных ресурсов, их изъятие  сверх лимитов, сверхнормативное загрязнение  любого вида; ограничение, приостановление  и прекращение любого вида хозяйственной  и иной деятельности; применение мер  эколого-правовой ответственности; специальные  меры, обеспечивающие ограничительный  и запретительный режим особо  охраняемых природных территорий, объектов, зон; меры защиты особо охраняемых видов  животных и растений, занесенных в Красную книгу, выражается в применении общих правовых (административных, уголовных, гражданских) и специальных мер (х законодательством).

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"