Контрольная работа по "Экологии городских систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 21:41, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие «город». Планировочная структура города.
Под городом понимают населенный пункт, государственным законодательством отнесенный к категории городов (городских поселений). Численность населения городов, как правило, не менее 2-3 тыс., но иногда и несколько сот человек. Жители города и основном заняты трудом в промышленности, управлении, науке и культуре, сферах обслуживания, но не в сельскохозяйственном производстве.

Вложенные файлы: 1 файл

ккр Урбоэк.docx

— 72.60 Кб (Скачать файл)

1.  Понятие «город». Планировочная  структура города.

Под городом понимают населенный пункт, государственным законодательством  отнесенный к категории городов (городских поселений). Численность  населения городов, как правило, не менее 2-3 тыс., но иногда и несколько  сот человек. Жители города и основном заняты трудом в промышленности, управлении, науке и культуре, сферах обслуживания, но не в сельскохозяйственном производстве.

Внешними и социальными  чертами города служат: многоэтажное (хотя бы частично) строительство, широкое  развитие общественного транспорта и каналов связи, превышение, как  правило, застроенной и замощенной части территории над садово-парковыми  пространствами, концентрация стоков и различных загрязнителей (средний  уровень загрязнения воздуха  твердыми частицами примерно в 150 раз  выше, чем над морем), относительное  разнообразие социального выбора, так  называемые болезни урбанизации, в  том числе связанные с более легким распространением инфекций при большой плотности населения.

Различают малые (10-50 тыс.), средние (95-100 тыс.), большие (100 250 тыс.), крупные (250-500 тыс.) и крупнейшие (свыше 500 тыс жителей). В городах сосредоточена большая часть населения. Например, в Крыму почти 78%.

В разных странах используют различные критерии определения  города - численность населения, плотность  населения или застройки, преобладающий  тип занятий населения, исторически  сложившийся статус города, административные функции.

Основными структурно-планировочными элементами города являются:

• общественный центр;

• селитебные территории;

• промышленные объекты;

• ландшафтно-рекреационные зоны.

Общественный центр представляет собой места концентрации объектов и учреждений культурно-бытового обслуживания населения. Число и состав таких  центров зависит от величины города и количества населения. Для определения  площади общественного центра ориентируются  на площадь 5,8 м2 на человека. Удельный вес территории центра по отношению к городской состовляет 3,5-5% -для крупных и крупнейших городов; и 6-8 % - для других городов.

Основными функциями общественного  центра являются: размещение офисов и  правительственных учреждений, торговля, бытовое и коммунальное обслуживание населения, а также размещение культурнопросветительских, зрелищных объектов, функции отдыха и туризма. Для полифункциональных центров также добавляются научно-исследовательские, административно-управленческие и образовательные функции.

Для селитебных территорий характерно преобладание жилой застройки. Формирование взаимосвязанных озелененных  территорий общего пользования, магистральной  уличной сети.

Структурными элементами селитебной зоны являются:

• жилой квартал - имеет площадь до 20-50 га (включая полный комплекс учреждений и предприятий обслуживания местного значения);

• жилой район (микрорайон). Включает в себя жилые кварталы, площадью 80-460 га и объекты городского значения;

• жилой массив, (более 400 га).

Размеры площадей районов  меняются в зависимости от: исторического  развития города и от природных условий (рельефа, сейсмичности).

Промышленные объекты - это  функционально-специализированная часть  территории города, включающая объекты  материального производства, коммунального  хозяйства, производственной инфраструктуры, науки и научного обслуживания, подготовки кадров и других объектов материального  и нематериального производства, которые обслуживают предприятия  этой зоны.

Основной признак выделения  промышленной зоны — доля объектов с производственными функциями  не менее 60-65%. Производственные объекты  размещаются обычно компактно и  не включают функционально чужеродных объектов. Зона обеспечена транспортными  магистралями городского значения, которые  связывают эту зону с другими  зонами и формируют её планировочный  каркас. Для промышленной зоны характерно наличие одного или нескольких общественных центров. В зависимости от размеров зону разделяют на следующие структурные  элементы:

• промышленные районы (занимают площадь более 300-400 га, включают более 40 предприятий и 30-40 тыс. трудящихся);

• промышленные узлы (площадь около 120-130 га, 10-40 предприятий, 20-30 тыс. трудящихся);

• территориальные группы предприятий;

• отдельные предприятия.

Ландшафтно-рекреационная  зона представляет собой непрерывную  систему озеленённых территорий и других открытых пространств, например водохранилищ, в сочетании с загородными  зелеными территориями, формирующими комплексную систему.

Выделяют три типа зеленых  зон города.

• Озелененные территории общего пользования (городские сады, парки, детские, спортивные, выставочные парки, скверы, бульвары, парки и сады микрорайонов и межквартального озеленения, а также озелененные набережные).

В настоящее время применяются  следующие нормативные показатели озелененности города и его отдельных структурных элементов:

городские парки-85-80%; детские  парки - 40-55%; спортивные парки - 15-30%; ботанические сады - 40-70%; зоосады, зоопарки - 15-40%; скверы - 75-85%; бульвары - 60-75%.

Озелененные территории ограниченного  пользования (участки зеленого строительства  и зеленые хозяйства жилых  кварталов и микрорайонов без  сооружений, проездов, площадок, участки  зеленого строительства и зеленого хозяйства на предприятиях, в коммунальных зонах, санаториях)

Для территорий данного типа применяются следующие нормативы  уровня озеленённости:

жилые районы - не менее 25%;

участки школьных, детских  учреждений, ВУЗов - 45-65%;

общественные здания - не менее 40%;

объекты здравоохранения - 55-65%;

улицы - не менее 25%;

санитарно-защитные зоны- 60-80%.

В городах с предприятиями 1-го и 2-го класса опасности нормы  общегородского озеленения увеличиваются  на 15-20%.

Озелененные территории специального назначения (участки озеленения вдоль  дорог, магистралей, вокруг площадок, коммунальных производств, ЛЭП, полосы отчуждения вдоль  автомобильных и железных дорог).

Отдельно выделяются не озеленяемые  территории, т. е. водные объекты, участки, неудобные для озеленения, скалы, огороды, поля, луга.

В крупных городах зоны озеленения должны иметь плотность  не менее 10-15 м2/чел. при плотности жилых районов 6-8 м2/чел.

Одной из основных характеристик  города является его планировочный  каркас, с течением времени он практически  не меняется. Планировочным каркасом называют совокупность функциональных основных узлов и транспортных коридоров  города. В качестве экологического каркаса выступают экоцентры и экокоридоры.

Большинство городов имеют  следующую планировочную структуру: полосовидная (чаще всего вдоль рек), многолучевая (звездочная), многоядерная, кольцевая (поясная), компактная.

Как видим, город представляет собой полиструктурное образование с выделением множества структур, модели которых используются в зависимости от поставленных целей.

2.  Понятие «урбоэкосистема». Функции  городов.

Урбэкосистема - пространственно ограниченная природно техногенная система,сложный комплекс взаимосвязанных обмена вещества и энергии,автонмных живых организмов,абиотических элементов,природных и техногенных элементов,создающих городскую среду в жизни человека,отвечающую его биологическим, психологическим, этническим, трудовым, экономическим и социальным потребностям. ( по Лихачёвой).

Функции городов: Жилая, Транспортная, Промышленная, Столичная, Образовательная, Развлекательная, Фестивальная, Финансовая, Военная, Научная, Торговая, Портовая

3. Понятие «городской ландшафт».  Структура городских ландшафтов».

Урболандшафты(УЛТ) -  ландшафты(л-ты) самостоятельного - техногенного отдела геосферы, локализующиеся на территориях, где биосоциальный и техногенный компоненты являются ведущими, а процессы техногенеза (создания и функционирования техногенных л-тных комплексов) - структуроформирующими. (Тютюнник Ю.Г.)

Л-т города - индивидуальная л-тная категория; городские л-ты - типологические составляющие структуры л-та в целом (селитебные, пром., аквальные, лесные, лугопарковые и прочие л-ты в пределах города). Л-т города в целом - это классический техногенный л-т. Городские же л-ты могут быть как техногенными, так и не техногенными.

    Структура урболандшафтов (Ландшафтно-территориальная структура=ЛТС) определяется в каждом случае на основе тех целей и задач, кот. руководствуется исследователь. ЛТС можно рассм-ть с точки зрения неск. подходов и моделей: генетико-морфологической(объед.л-ты самого низкого ур-я(сходное происхождение)), позиционно-динамической (бассейновой,парадинам-й)( объединение по принципу связи одним потоком перенесения в-ва,Е *воздушным потоком,напр.*), парагенетической разнородные л-ты объед. общностью происхождения(овражно-балочные процессы)), биоцентрически-сетевой(для анализа системы зелен.насаждений в городах) и нуклеарной(ядерной) (предприятия-загрязнители, вокруг кот. форм-ся зоны влияния от источников выбросов). Ландшафтные ед. объединяются в различ.структуры в зависимости от функции по опред.критерию, принципу связи с потоками в-ва,Е. В зависимости от цели исслед-я выделяем искусств. типы ЛТС: анализ потоков загрязнения; анализ трансп.коммуникаций.

Функц-я классификация УЛТ: 1.селитебные-доминирующие. типообразующие признаки СТЛ - высота и плотность застройки, плотностью трансп. сети, наличием, плотностью и характером зеленых насаждений, с обеспеченностью инженерной инфраструктурой (электрическая, телефонная, тепловая, газовая и водо-канализационная сеть). маловысотные СТЛ(1-2 этажа, чаще 1), низковысотные(1-3 эт, чаще2), средневысотные(4-6),высотные(9-16), высокие:>16. 2.Промышленные (ПРЛ)на более высоких вровнях необходимо учитывать х-р преобразования в-ва и Е, инфраструктуры в энергопроизв.циклах, на более низких в технологических цепочках, а также учитывать градостроительные кл-ции предприятий и архитектурные кл-ции пром. зданий. 3. Транспортные ж/д, автотранспортные, авиационные, водного транспорта. Напр. Автотр. представлены л-тами автотр. предприятий, автовокзалов, АЗС, автостанций и автотранспортных путей сообщений.4. Садово-парковые(СПЛ) -СПЛ со структурой фитоценозов, созданной человеком и поддерживаемой им в функционально эффективном состоянии; - СПЛ с естественной структурой сообществ, изменяющейся в соответствии с прир. закономерностями. 5. Складские л-ты(СКЛ) – целенаправленного(готовой продукции, трансп. средств (гаражи, стоянки), с/х продукции, сырья (уголь, древесина и т.п.) и вынужденного складирования (паразитические-ком(свалки и пром.паразитические)). 6. Горнопром-е (ГПЛ) подземная(пустая порода-террикон) и открытая(«-«формы рельефа-отвалы и карьеры) добыча. не являются УЛТ, но тесно с ними связаны. 7. Аквальные (АКЛ) +береговая линия. 8.Агрол-ты (АГЛ) л-ты дачных массивов, тепличное производство, садово-питомниковое. ПЕРЕХОДНЫЕ ТИПЫ УЛТ: паразитические промышленные СКЛ (переходные к ГПЛ) и АГЛ дачных массивов (переходные к малоэт. СТЛ)

 

4. Пригородная зона(ПЗ) города. Определение границы пригородной зоны города.

ПЗ  участвует в обеспечении качества городской среды, ограничивает городскую систему, имеет определённые функции размеры и структуру, является частью стратегии терр-го планирования. Согласно ДБН 360-92 и ДБН Б. 1-3-97 разрабатывается совместно с генпланом развития города. ПЗ для городов от 250 тыс. чел. должна проектироваться вместе с генпланом в масштабах 1:25000, 1:5000 и 1:10000.

Функции ПЗ: средообразующая - обеспечивает город экологически чистой средой(снабжение О2,чистой водой,форм-е микроклимата); с/х - частичное обеспечение продуктами питания; историко-культурная - сохранение памятников природы, объектов ист и культ.наследия, и интересных свойств естественного л-та (редкие и эндемичные виды растений, геологические обнажения и др.); природно-заповедная - не всегда выполняется, но базируется на наличии ПЗ объектов в пределах ПЗ; производственная - размещение пром. производства(в т.ч. карьеров), складов, автотрасс и др.; рекреационная -организация зон отдыха; ассимиляционная-поглощение отходов города-КОС в Укромном, полигон ТБО в Каменке; резервная - зона дальнейшего развития города.

Вопрос о  границах ПЗ Для крупных городов Украины 35-40 км (>1млн), 250 тыс.чел-1 млн=20-25 км. Пригородная с/х зона выделяется обычно в границах тех низовых адм. районов или групп хозяйств, в которых специализация приобретает явно выраженный "пригородный" характер. Границы таких зон нестабильны, они изменяются в соответствии с ростом кол-ва населения города, ростом продуктивности с/х и другими факторами.

За общую границу ПЗ следует, принимать границу территории, настолько органически связанную с основным городом, что размещение и регулирование всех видов строительства в ее пределах целесообразно подчинить городскому Совету и осуществлять на основе общего плана.

Функционально ПЗ опред-ся как внеш. рубеж изохрона(доступности по времени)в теч. 2 ч.до центра города.Реальные границы ПЗ моделируются в зависимости от ландш.стр-ры окрестностей города и социально-экон. связей.

 

5. Природные условия, формирующие  геоэкологическое состояние города.

 Природные условия  являются, во-первых, необходимой основой,  своеобразным фундаментом для  создания городской среды и,  во-вторых, фактором, влияющим на  процесс ее функционирования. Для  различных городов роль природно-географических  условий вообще и отдельных  компонентов ландшафта в частности  различна. Они часто выступают  детерминантами стиля застройки отдельных участков территории города. Природно-географические факторы бывают также мезо- и макрогеографического характера. Например, для заполярного Норильска ни особенности рельефа, ни близость к морю, ни другие условия микрогеографического положения не играют такой важной роли в определении специфики городской среды, как нахождение в субарктическом климатическом поясе. Обусловленное этим, например, количество осадков и солнечных дней имеет большее значение, чем другие природно-географические особенности микро- и мезоположения города.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии городских систем"