Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

В п. 1 ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ раскрывается содержание понятия «вред» и субъектный состав возникающего при его причинении обязательства. Речь идет о вреде, причиненном личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица. Это означает, что по нормам главы 59 вред подлежит возмещению, если он явился последствием нарушения личных неимущественных прав (благ) гражданина (здоровье, жизнь, честь, достоинство, деловая репутация, личная свобода, личная неприкосновенность и др.), а также имущественных прав граждан и юридических лиц.

Содержание

1 Проблемы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями 3
2 Граждане, как субъекты права природопользования 9
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

 

содержание

 

1 Проблемы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями 3

2 Граждане, как субъекты права природопользования 9

Список используемой литературы 16

 

1 Проблемы возмещения  вреда, причиненного экологическими  правонарушениями

 

Прежде чем говорить о  понятии экологического вреда (ущерба), рассмотрим как трактуется понятие  «вред» вообще в Гражданском Кодексе  РФ.

В п. 1 ст. 1064 Гражданского Кодекса  РФ раскрывается содержание понятия «вред» и субъектный состав возникающего при его причинении обязательства. Речь идет о вреде, причиненном личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица. Это означает, что по нормам главы 59 вред подлежит возмещению, если он явился последствием нарушения личных неимущественных прав (благ) гражданина (здоровье, жизнь, честь, достоинство, деловая репутация, личная свобода, личная неприкосновенность и др.), а также имущественных прав граждан и юридических лиц.

Принцип возмещения вреда  в полном объеме раскрывается в ст. 1082 ГК: вред может быть возмещен в  натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления  поврежденной вещи и т. п. либо путем  возмещения убытков. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимаются реальный ущерб (стоимость утраченного  имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного  права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший  получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право  не было нарушено).

При определении размера  возмещения убытков применяется  общее правило: размер вреда устанавливается  по ценам, существовавшим на момент возмещения вреда (ст. 393).

Иногда определить размер причиненного вреда затруднительно, например такое положение возникает  при причинении вреда окружающей среде, животному миру.

Если экономический вред можно определить как широкий  гражданско-правовой институт, то вред причиняемый нарушением экологических  требований, принято называть в доктрине экологического права экологическим  или экогенным вредом. Под таким  вредом понимается любое ухудшение  состояния окружающей природной  среды, произошедшее вследствие нарушения  правовых экологических требований, и связанное с ним умаление охраняемого законом материального  и нематериального блага.

 

Таблица 1 – Формы проявления вреда

Экономический вред

Экогенный вред

1.Потери товарной продукции  природы

1. Загрязнение природной  среды

2.Порча, утрата имущества,  сельхоз продукции, урожая, поголовье

2.Истощение природной  среды

3.Неиспользованные затраты,  упущенная выгода

3.Разрушение экологических  связей

4.Расходы на восстановление  нарушенного состояния природной  среды.

4.Антропогенный вред:

а) физиологический

б) генетический.


 

Данный перечень не является исчерпывающим, а лишь показывает наиболее характерные формы проявления вреда. Экогенный вред также может иметь  и другие значимые проявления, например касающиеся демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение рождаемости и т.д. Иногда отмечают другую форму вреда - моральный  вред от причинения ущерба окружающей природной среде. Такой вред может  заключаться в нравственных переживаниях в связи с потерей работ, физической болью причиненной повреждением здоровья, заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Таким образом, моральный вред, причиненный  уничтожением или повреждением окружающей природной среды, может быть также  возмещен в соответствии с общими принципами гражданского права, т.к. природа  удовлетворяет, в том числе и эстетические (духовные) потребности человека.

По отраслям права, предусматривающим  ответственность за экологические  правонарушения, последние делятся  на: административную, дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую. Так  же, как и в отношении выделения  видов ответственности, выделять иные виды правонарушений (международно-правовые, например) нецелесообразно, т.к. в конечном итоге они сводятся к названным  четырем видам.

Все экологические правонарушения (как и иные) разделяются на проступки  и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления - уголовную. Гражданско-правовая ответственность может быть возложена  наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение  к этим видам ответственности  не освобождает субъекта от обязанности  возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных  видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы  не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные  счета государственных экологических  фондов.

За совершение экологических  административных правонарушений могут  применяться: предупреждение, штраф, конфискация  орудий совершения правонарушения; лишение  специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Дисциплинарную ответственность  несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы  собственности.

Порядок привлечения к  дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством  о государственной службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении.

Общие положения о возможности  применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности  содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающей природной  среды». Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях.

Механизм возникновения  вреда и основные механизмы его  возмещения состоят в следующем:

  • страхование ответственности предприятием за вред, причиненный собственнику природного объекта;
  • страхование ответственности предприятием за вред, причиненный здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц;
  • негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;
  • обращение собственника природного объекта к загрязнителю с требованием возместить вред; либо обращение в суд с иском к загрязнителю;
  • негативное воздействие загрязненных природных объектов на здоровье и жизнь физических лиц;
  • обращение лиц к собственнику природного объекта с требованием о возмещении вреда, причиненного им загрязненным природным объектом;
  • обращение лиц к загрязнителю с требованием о возмещении вреда (если лицо не использовало предусмотренную п. 6 возможность);
  • обращение собственника загрязненного природного объекта в суд с иском к загрязнителю в соответствии с правом регресса;
  • обращение в специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды с заявлениями о защите нарушенных прав;
  • обращение в суд с иском к загрязнителю или собственнику загрязненного объекта;
  • обращение специально уполномоченных органов в суд в интересах государства или третьих лиц;
  • обращение страхователя к страховой организации о возмещении вреда, причиненного страховым случаем;
  • обращение страховой организации в суд по поводу оценки причиненного вреда третьим лицам или с регрессным иском к загрязнителю.

В случае удовлетворения заявленных требований о возмещении вреда:

I - собственник загрязненного  природного объекта возмещает  причиненный вред и возмещает  убытки добровольно; возможно участие экологического фонда;

II - загрязнитель (причинитель  вреда) возмещает вред в натуре  или возмещает причиненные убытки  добровольно (ст. 1082 ГК РФ);

III - страховая организация  осуществляет страховое возмещение  в пределах своей ответственности 

IV - в случае недостаточности  страхового возмещения, страхователь  возмещает разницу между страховым  возмещением и фактическим размером  ущерба;

V - Правительство РФ предоставляет  необходимые суммы до полного  возмещения убытков и вреда,  причиненных воздействием загрязненного  природного объекта, в той части,  в которой убытки и вред  превышают установленный для  данного предприятия-загрязнителя  предел.

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что  возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится по утвержденным в соответствующем порядке таксам и методикам исчисления размера ущерба.

Законом об охране окружающей природной среды также предусмотрено, что по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в  натуре путем возложения на ответчика  обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил  и средств. При этом непременно должно быть соблюдено одно условие: такое  решение может быть принято, если на данный способ возмещения вреда  согласились обе стороны. При  вынесении решения суд указывает  в нем конкретные мероприятия  по восстановлению окружающей природной  среды и сроки их исполнения.

 

2 Граждане, как  субъекты права природопользования

 

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах:

а) как возможный по закону обладатель такого права пользования 

б) как обладатель субъективного  права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом  прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования  землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным  воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов  – общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает  каждый человек в России, поскольку  он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь  в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные  ресурсы лишь для собственных  нужд, но не для осуществления предпринимательской  деятельности. Это прямо предусмотрено  водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской  деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты  только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь  субъектом права специального природопользования.

Аналогичным образом решен  вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать  в лесах, ст. 86 Лесного кодекса  РФ подчеркивает, что граждане могут  собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические  лица и граждане-предприниматели. Юридические  лица при этом выступают в двух качествах: как государственные  или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести  обязанности. Кроме того, чтобы субъект  права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право  на получение лицензии на водопользование  возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица – с  момента его государственной  регистрации (ст. 30 Водного кодекса  РФ).

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Субъекты права природопользования имеют право:

- использовать природный  объект в установленных пределах;

- выбирать способы своей  хозяйственной и иной деятельности;

- требовать возмещения  убытков и получения компенсаций  в связи с изъятием природного  объекта для государственных  или муниципальных нужд;

- защищать свое право  природопользования от нарушения. 

В ст. 58 Конституции РФ предусматривается  обязанность каждого сохранять  природу, бережно относиться к ее богатствам. Этой статье Конституции  РФ корреспондируют ст. 42 - об экологических  правах граждан - и ст. 36, где говорится  о свободном владении, пользовании  и распоряжении природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В Конституции РФ содержится также ряд норм, применение которых  предполагает исполнение экологических  обязанностей предпринимателями и  должностными лицами:

  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации (ст. 71);
  • обеспечение Правительством РФ проведения единой государственной политики в области экологии ( ст. 114);
  • поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию (п. 2 ст. 41).

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"