Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

В п. 1 ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ раскрывается содержание понятия «вред» и субъектный состав возникающего при его причинении обязательства. Речь идет о вреде, причиненном личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица. Это означает, что по нормам главы 59 вред подлежит возмещению, если он явился последствием нарушения личных неимущественных прав (благ) гражданина (здоровье, жизнь, честь, достоинство, деловая репутация, личная свобода, личная неприкосновенность и др.), а также имущественных прав граждан и юридических лиц.

Содержание

1 Проблемы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями 3
2 Граждане, как субъекты права природопользования 9
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

Экологические обязанности  классифицируются Законом «Об охране окружающей природной среды» по стадиям  и по видам хозяйственной деятельности.

А. По стадиям. Выделяются следующие  узловые моменты хозяйственной  деятельности: размещение, проектирование, строительство, реконструкция. Ввод в  эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов.

Б. По видам хозяйственной  деятельности: в сельском хозяйстве, при мелиоративных работах, при  эксплуатации энергетических объектов, в городах и иных населенных пунктах, при использовании радиоактивных  материалов, химических веществ, при  исполнении обязанностей по охране среды  от вредного биологического воздействия, от шума, вибрации, магнитных полей  и иных вредных физических воздействий, от производственных и бытовых отходов.

Должностные лица государственного экологического контроля, в частности, имеют право принимать решения  об ограничении, приостановлении, прекращении  работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей  вред среде и несущей потенциальную  опасность для здоровья человека.

Этим правам соответствуют  обязанности всех организаций и  должностных лиц исполнять данные решения, а банковские учреждения обязаны  прекращать финансирование запрещенной  деятельности до отмены решения о  ее запрете.

Овладение минимумом экологических  знаний, необходимых для формирования экологической культуры, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях независимо от их профиля обеспечивается обязательным преподаванием основ  экологических знаний.

Руководители любого ранга, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние  на окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую  подготовку, которая учитывается  при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. Лица, не имеющие необходимой подготовки, согласно ст. 75 Закона «Об охране окружающей природной среды» не допускаются  к выполнению работы, требующей соответствующих  экологических знаний.

Поскольку большая часть  природных богатств страны находится  в собственности государства, оно  предоставляет их в пользование  гражданам и юридическим лицам  посредством выдачи специальных  документов на пользование - лицензий. Лицензирование - это один из способов, с помощью которого государство  осуществляет регулирование и контроль в сфере природопользования и  охраны окружающей среды.

Лицензия представляет собой  разрешение на ведение определенного  вида деятельности до использованию  природных ресурсов, например, заготовку  древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разработку земель, осуществление охоты и т. д.

В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или  приравненных к ним разрешительных документов:

  • при использовании лесов - лесорубочный и лесной билеты,
  • вод - лицензии на водопользование и разрешительные лицензии,
  • недр - лицензии на пользование недрами,
  • животного мира - долгосрочные и именные разовые лицензии,
  • атмосферного воздуха - разрешения на выброс загрязняющих веществ и др.

Виды лицензий, их форма  и содержание, а также порядок  и условия выдачи регулируются законодательством: федеральными законами.

В содержание лицензий на право  пользования природными ресурсами, как правило, входят сведения о предоставляемом  природном объекте, субъекте права  природопользования, о целях и  способах использования природного объекта, его пространственных границах, сроках, объемах и условиях пользования, требованиях по рациональному использованию  и охране окружающей природной среды  и др.

Лицензии выдаются специально уполномоченными федеральными органами экологического управления и их территориальными подразделениями. Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Министерства природных  ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной  службы лесного хозяйства России и др.

Лицензия предоставляется  на основании заявления лица, желающего  стать природопользователем. В большинстве  случаев процедура предоставления лицензии достаточно сложна и предполагает принятие компетентным государственным  органом (Правительством РФ, органом  исполнительной власти субъекта РФ, специально уполномоченным органом экологического управления) решения о предоставлении природного ресурса в пользование, а также может включать предварительное  проведение конкурсов или аукционов (например, при получении концессии  на пользование недрами и лесами) или последующее заключение договора на пользование природным ресурсом в соответствии с лицензией (например, при предоставлении водных объектов). Предусмотрена также обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование.

Государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет право приостановить  или аннулировать ее действие при  наличии оснований, установленных  законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования. Так, согласно ст. 53 Водного кодекса  РФ лицензия на водопользование может  быть аннулирована до истечения срока  ее действия по решению специально уполномоченного органа управления использованием и охраной водного  фонда по основаниям прекращения  права водопользования, предусмотренным  Водным кодексом.

Основаниями прекращения  права природопользования также  являются юридические факты, конкретные перечни которых содержатся в  земельном, лесном, водном и других подотраслях экологического законодательства применительно к особенностям использования  отдельных видов природных ресурсов.

Некоторые из этих оснований  являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, право водопользования  прекращается вследствие естественного  или искусственного исчезновения водного  объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ). Однако большинство юридических  фактов могут быть основаниями прекращения  права пользования всеми видами природных ресурсов.

К ним относятся:

  • истечение срока пользования природным объектом;
  • отказ природопользователя от использования природного объекта;
  • ликвидация юридического лица или смерть гражданина-природопользователей.

Общими основаниями принудительного  прекращения права пользования  природными ресурсами являются:

  • изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд;
  • использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением;
  • нарушение правил рационального использования или охраны природного ресурса. Это могут быть нарушения условий лицензии или договора на право пользования природным объектом, неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяйственного использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др.

В последних двух случаях  прекращение права природопользования применяется в качестве санкции  за нарушения законодательства об использовании  и охране окружающей природной среды. При этом принудительное изъятие  природного объекта не освобождает  виновное лицо от юридической ответственности  за совершенное правонарушение.

 

Список используемой литературы

 

  1. Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть общая: Курс лекций. Барнаул: Изд-во Алтай. ун-та, 2009
  2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 2008
  3. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов по спец. «Правоведение». М.: Дашков и К.,2011
  4. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ООО «Профобразование», 2010
  5. Ерофеев Б.В. Экологическое право. Т. 1. М.: Ин-т международного права и экономики, 2005
  6. Земельное право России / Под ред. В.В. Петрова. М.: Юнити,2011
  7. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2009
  8. Основы знаний о праве и государстве: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.М. Шафирова. Красноярск, 2008
  9. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов - М.: Изд-во БЕК, 2007
  10. Петров В.В. Экологическое право России. М.: Дашков и К.,2011
  11. Практикум по экологическому праву России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова .- М.: Юрист,2011
  12. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: Россия Молодая, 2010
  13. Экологическое право России / Под ред. В.Д. Ермакова, А.Е. Сухарева. СПб.: Питер- пресс,2011
  14. Экологическое право России: Сб. нормативных правовых актов и документов / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Юнити- Дана,2010
  15. Экологическое право РФ: Курс лекций / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Изд-во ЛЕНЭПУ, 2009
  16. Яковлев В.Н. Экологическое право. – СПб.: Нева- пресс,2011

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"