Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 16:53, реферат

Краткое описание

Выбор этой темы обусловлен осознанием острых экологических про-блем, существующих сегодня в России и в мире. К концу ХХ века хрупкое равновесие между человеком и окружающим его миром нарушено и государства наконец начинают предпринимать активные действия для его восстановления. Решение экологических задач в России представляется особенно значимым в силу различных причин, главные из которых - огромные территория и население, большой ресурсный и экономический потенциал, а также то, что Россия пока не встала на выбранный демократический путь развития и переживаемый ей кризис может пагубно сказаться на экологической ситуации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Понятие устойчивого развития…………………………………………….4
2. Цели перехода России к устойчивому развитию…………………………6
3. Основные направления перехода России к устойчивому развитию……7
4. Этапы перехода России к устойчивому развитию……………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

 

Институт естественных наук

Кафедра экологии и природопользования

 

 

 

                            Лукьянова Екатерина Сергеевна    __________

                                                                                                                                 подпись

                             

   

 

 

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию

РЕФЕРАТ

 

по устойчивому развитию

 

 

 

 

 

____________________________              Преподаватель

                               подпись                                        Зализняк Е.А.

«_____»__________________20___г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград – 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

  1. Понятие устойчивого развития…………………………………………….4
  2. Цели перехода России к устойчивому развитию…………………………6
  3. Основные направления перехода России к устойчивому развитию……7
  4. Этапы перехода России к устойчивому развитию……………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………………..13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Выбор этой темы обусловлен осознанием острых экологических проблем, существующих сегодня в России и в мире. К концу ХХ века хрупкое равновесие между человеком и окружающим его миром нарушено и государства наконец начинают предпринимать активные действия для его восстановления. Решение экологических задач в России представляется особенно значимым в силу различных причин, главные из которых - огромные территория и население, большой ресурсный и экономический потенциал, а также то, что Россия пока не встала на выбранный демократический путь развития и переживаемый ей кризис может пагубно сказаться на экологической ситуации.

Тема интересна тем, что в настоящее время ей уделяется незаслуженно мало внимания, ведь концепция устойчивого развития принята почти всеми государствами, включая Россию, как основополагающая для развития всего мирового сообщества XXI века и поэтому имеет огромное значение и сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие устойчивого развития

 

 

Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Термин “устойчивое развитие” получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. специально созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию.

В концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию под устойчивым развитием понимается “стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы”.

Далее это представление конкретизируется: “Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям”.

Упомянутая выше Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была представлена Правительством РФ и утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. В Концепции отмечено, что “следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей”.

Данная Концепция была принята по рекомендации ЮНСЕД, в документах которой правительству каждой страны предлагалось разработать и утвердить свою национальную стратегию устойчивого развития. Концепция стала важной вехой на этом пути, а в настоящее время завершается работа над проектом Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.

Именно после ЮНСЕД стало понятным, что если не будут решены проблемы окружающей среды, то все завоевания цивилизации окажутся под угрозой уничтожения.

Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса.

Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой”. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества [5].

Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу. Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу [2].

 

 

  1. Цели перехода России к устойчивому развитию

 

 

Конечной целью перехода России к устойчивому развитию является формирование качественно нового общества, в котором важнейшим мерилом национального богатства станут духовно-нравственные ценности и знания свободного цивилизованного человека, живущего в гармонии с окружающей средой в состоянии физического, душевного и социального благополучия.

В обобщенном виде концептуальная схема перехода к устойчивому развитию должна предусматривать решение ряда принципиальных задач:

1) в процессе выхода страны из нынешнего социально-экономического кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации и заложить нормативно-правовые основы устойчивого развития;

2) добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации хозяйственной деятельности и осуществить институциональные и структурные преобразования, обеспечивающие возможность устойчивого развития;

3) ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем и на этой основе обеспечить их повсеместное сохранение и восстановление, и параллельно с этим создать социально-экономические условия, необходимые для полноценной здоровой жизни человека в условиях социальной справедливости;

4) на основе минимизации роста природоемких производств, усиления ориентации на духовно-нравственные ценности и потребности будущих поколений создать условия для гармонизации отношений человека и природы и армирования сферы разума [1].

Переход к устойчивому развитию на базе решения этих задач возможен только на путях динамично-сбалансированного развития триады: природа, общество, экономика при соблюдении объективных законов развития биосферы и возвышения духовно-нравственных начал в системе человеческих ценностей, ориентированных на выживание человека, формирование сферы разумного отношения к природе и восприятии этих идей населением.

Такая система ценностей, помимо мирового опыта, должна вобрать в себя многовековой опыт совместной жизни всех народов России, нормы и мораль их религий, национальных культур и традиций.

Путь освоения этих ценностей лежит через формирование разумных потребностей общества и каждого индивидуума, их ответственности перед будущими поколениями, понимание того, что высшие достижения человека кроются в нем самом - в его сознании, в накоплении им знаний, в развитии его духовных способностей. Это очень трудный и длительный процесс, требующий осознанных и целенаправленных усилий [2].

 

 

  1. Основные направления перехода России к устойчивому развитию

 

 

Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, переориентации на устойчивое развитие общественно-политической системы, социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в решении этой задачи, особенно в переходный период, является основополагающей. Такая переориентация должна в конечном счете сформировать достаточно надежные механизмы перехода к устойчивому развитию как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Целевая ориентация идеологии устойчивого развития на нужды и потребности людей, живущих в гармонии с окружающей средой, предполагает в качестве одного из основных направлений перехода России к устойчивому развитию проведение действенной социальной политики.

В соответствии с требованиями к устойчивому развитию, которые были выработаны на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, должна предусматриваться реализация комплекса мер, связанных с сохранением жизни и здоровья человека, борьбой c преступностью и нищетой, искоренением бедности, уменьшением дифференциации в доходах населения, повышением его уровня жизни, изменением структуры потребления, регулированием роста населения.

В рамках этой политики необходимо осуществить реформирование и развитие отраслей социальной сферы и сферы услуг. Учитывая конечную ориентацию перехода к устойчивому развитию на формировании духовно-нравственных ценностей, повышении уровня знаний и культуры человека, особое внимание должно быть сосредоточено на развитии просвещения, образования, науки, культуры и спорта.

Непреложным условием перехода к устойчивому развитию является стабилизация экономики и возобновление экономического роста, повышение эффективности производства. Вместе с тем развитие экономики не должно быть самоцелью, а лишь средством достижения социальных целей общества, при соблюдении экологических ограничений. Должны быть выработаны социально и экологически ориентированные экономические стимулы и механизмы повышения хозяйственно активности.

На ближайший период важнейшим направлением преобразования производства следует считать проведение его структурной перестройки. На смену ресурсо- и энергоемким, мало автоматизированным производствам должны придти наукоемкие, высокотехнологичные, автоматизированные системы производства. Роль науки в решении как этой проблемы, так и в целом проблемы перехода к устойчивому развитию, должна быть доминирующей.   Важнейшим направлением деятельности по обеспечению устойчивого развития является постоянный учет экологического фактора при принятии конкретных экономических решений.

Ближайшие экологические цели - предотвращение роста абсолютного и относительного загрязнения природной среды и ее отдельных компонентов, важное место здесь должно отводиться формированию: действенных нормативно-организационных механизмов регулирования природоохранной деятельности и природопользования; реформированию природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования; повышению эффективности государственного контроля за соблюдением установленных регламентов природопользования и охраны окружающей среды. Необходимо проведение мероприятий в области предотвращения опасных антропогенных изменений климата и адаптации к ним экономики страны.

Перспективным направлением должна стать разработка такого подхода к экономике, в рамках которого биосфера рассматривается не как один из ресурсов, а как фундамент жизни, основа жизнеобеспечения организмов и человека. При этом необходимо помнить, что различие между возобновимыми и невозобновимыми ресурсами после перехода порога хозяйственной емкости биосферы исчезает.

Развитием такого подхода могла бы стать разработка методов оценки хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем и оценка на этой основе допустимого уровня развития экономики и населения для территории России, других территорий и в целом для биосферы. Изменения в социально-экономической сфере и экологии требуют реформирования общественно-политической системы и адекватных институциональных преобразований, которые призваны обеспечить социальную стабильность общества.

Информация о работе Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию