Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 16:53, реферат
Выбор этой темы обусловлен осознанием острых экологических про-блем, существующих сегодня в России и в мире. К концу ХХ века хрупкое равновесие между человеком и окружающим его миром нарушено и государства наконец начинают предпринимать активные действия для его восстановления. Решение экологических задач в России представляется особенно значимым в силу различных причин, главные из которых - огромные территория и население, большой ресурсный и экономический потенциал, а также то, что Россия пока не встала на выбранный демократический путь развития и переживаемый ей кризис может пагубно сказаться на экологической ситуации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Понятие устойчивого развития…………………………………………….4
2. Цели перехода России к устойчивому развитию…………………………6
3. Основные направления перехода России к устойчивому развитию……7
4. Этапы перехода России к устойчивому развитию……………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….14
Одной из ближайших задач в этой области является обеспечение демократических прав и свобод граждан. Решение этой задачи в настоящее время осуществляется в рамках формирования открытого общества, включающего правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.
Важным направлением укрепления демократической системы является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований для обеспечения устойчивого развития [6].
Вместе с тем, не приуменьшая роли демократических институтов в решении задач устойчивого развития, следует особо подчеркнуть основополагающую роль государства в этом вопросе. Формирование государственных институтов, обеспечивающих возможность реализации этой роли, является одним из ведущих направлений перехода к устойчивому развитию, особенно в ближайшее время.
Следует подчеркнуть, что роль государства особенно важна для обеспечения гарантированной безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах деятельности общества. С позиций перехода к устойчивому развитию обеспечение безопасности является важнейшим граничным условием, без соблюдения которого такой переход просто невозможен [3].
Переход к устойчивому развитию — процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей — рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей — совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно. Причем только для относительно ранних этапов могут быть разработаны соответствующие программные и прогнозные документы.
Большая продолжительность этого процесса заложена в самой сути понятия "устойчивое развитие", реализация идей которого возможна при условии учета интересов будущих поколений. Фактически можно говорить о том, что этот процесс является перманентным, так как по мере развития общества будет видоизменяться само представление об устойчивости развития.
В рамках сегодняшних представлений реализация концепции перехода к устойчивому развитию может быть осуществлена поэтапно.
На начальном этапе следует решить первоочередные задачи, связанные с обеспечением стабилизации социально-экономического развития при одновременном решении задач создания надлежащей нормативно-правовой базы по экологизации хозяйственной деятельности и решении неотложных задач по оздоровлению окружающей среды в зонах чрезвычайной экологической ситуации. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.
На следующем этапе возможна реализация основных элементов перехода к устойчивому развитию, связанных с экологизацией процесса социально-экономического развития и обеспечением на этой основе выхода страны на нормативный уровень состояния окружающей среды. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.
В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Учитывая наличие общего кризиса в стране, в рамках начального этапа следует выделить период ближайших нескольких лет, который должен рассматриваться как подготовительный период работы по переходу к устойчивому развитию. В этот период, когда будет приостановлено развитие кризиса в стране, должны быть конкретизированы основные положения и пути перехода России к устойчивому развитию. На этом этапе идея устойчивого развития сводится к требованию не усугублять вред, наносимый окружающей среде, а также ограничениям экологического характера, определяющим то, чего ни при каких обстоятельствах нельзя делать. По сути дела в этот период любая эффективная антикризисная программа в социально-экономической сфере может считаться элементом перехода к устойчивому развитию [4].
Важнейшим шагом в реализации концепции устойчивого развития могла бы стать разработка "Национального плана действий по охране окружающей среды и устойчивому развитию". Разработка такого документа стала бы естественным продолжением работы над концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Учитывая перманентный характер этого процесса, целесообразно уже в настоящее время решить вопрос о создании постоянно действующего Совета по устойчивому развитию. Этот орган мог бы работать в постоянном взаимодействии со всеми парламентскими, правительственными и президентскими структурами, общественными и научными организациями, занимающимися различными аспектами социально-экономического развития России [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На конференции в Рио-де-Жанейро так и не было достигнуто решение многих ключевых вопросов. Для того чтобы предотвратить экологическую катастрофу, неизбежную если не стремиться к концепции устойчивого развития, необходимо эффективное международное сотрудничество всех без исключения стан и народов мира.
В данный момент работа над концепцией устойчивого развития считают не завершенной. Определенный отпечаток накладывает и то, что основополагающий документ по устойчивому развитию был создан в результате длительного поиска компромиссов между людьми самых различных взглядов и убеждений.
На сегодняшний день не существует даже общепризнанного определения устойчивого развития. Особенно часто подчеркивается сложность практического применения концепции устойчивого развития.
Тем не менее практической реализации концепции устойчивого развития в мире уделяется все возрастающее внимание. Этим вопросам была посвящена Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). На ней международным сообществом был принят программный документ по реализации концепции устойчивого развития. Вопросам реализации этой программы была посвящена Специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН (23-27 июня 1997 года). Свои программы перехода к устойчивому развитию имеют многие страны мира. В Российской Федерации Концепция перехода к устойчивому развитию была принята в 1996 году. Значительное внимание вопросам практической реализации концепции устойчивого развития в последнее время уделяют многие международные организации, прежде всего ООН и Всемирный банк.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию