Международное право окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.
Задачи контрольной работы:
• изучение роли международного экологического права;
• рассмотрение принципов международного права окружающей среды;
• выявление международных экологических правонарушений

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Общие положения и понятие международного права окружающей среды……………………………………………………………………………3
1.1 Понятие международного экологического права………………………..3
1.2 Принципы международного права окружающей среды…………………4
Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды…………………………………………………………………………….7
2.1 Международные экологические организации……………………………7
Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды……………………………………………………………………….....10
3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения…..10
3.2 Международный экологический суд………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 34.14 Кб (Скачать файл)

Тема: Международное  право окружающей среды

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Общие положения  и понятие международного права  окружающей среды……………………………………………………………………………3

1.1 Понятие международного экологического права………………………..3

1.2 Принципы международного права окружающей среды…………………4

Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды…………………………………………………………………………….7

2.1 Международные экологические  организации……………………………7

Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды……………………………………………………………………….....10

3.1 Международная ответственность  за экологические правонарушения…..10

3.2 Международный экологический  суд………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………..15

Список используемой литературы……………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа  всегда будет основой и источником жизни человека. По отношению к  человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением  его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную и другие.

Окружающая природная  среда – совокупность естественных систем, природных объектов и природных  ресурсов, включая атмосферный воздух, воду, земли, недра, флору и фауну, а также климат в их взаимосвязи  и взаимодействии.

Благоприятная природная  среда – такое состояние природных  объектов, формирующих созданную  человеком окружающую среду, а также  качество жизни и условий, которое  соответствует законодательно установленным  стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической  устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства

Охрана окружающей природной  среды – деятельность по сохранению и восстановлению (если оно нарушено) благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению ее деградации в  процессе общественного развития, поддержанию экологического равновесия.

Цель контрольной работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Задачи контрольной работы:

• изучение роли международного экологического права;

• рассмотрение принципов  международного права окружающей среды;

• выявление международных  экологических правонарушений;

Методологической основой  контрольной работы являются труды учёных в области международного права, права окружающей среды, а также нормативные документы, законодательные акты в области экологического права.

 

Глава 1. Общие  положения и понятие международного права окружающей среды

1.1 . Понятие международного экологического права

Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. В отечественной литературе более распространено название "международное право окружающей среды". Термин "экологическое право" представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления.1

Международное экологическое  право начало складываться как обычное  право, прежде всего, это касается его  норм и принципов. Именно так утвердился основной принцип международного экологического права - принцип ненанесения вреда  природе другого государства  действиями, совершаемыми на собственной  территории. Сложился наиболее общий принцип - принцип защиты окружающей среды. Идет становление принципа ответственности за нанесение вреда природе другого государства. Особо отмечу кардинальный принцип, который был сформулирован в Декларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. следующим образом: "Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно". 2

Важным источником международного экологического права являются договоры. За последние годы принят целый комплекс универсальных конвенций в этой области, которые дают представление  и о предмете данной отрасли международного права. Прежде всего, это Конвенция  о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия  на природную среду 1977 г., а также  Конвенция о защите озонового  слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих  видов диких животных 1979 г., Конвенция  о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Источники международного права  окружающей среды.

Под источниками международного права понимаются соответствующие  правовые формы, в которых выражаются нормы международного права - международные  обычаи, общие принципы, международные  договоры, решения международных  судов, международные доктрины.

Все источники международного экологического права по юридической  силе подразделяются на две группы:

1) Источники, содержащие  нормы и правила, признанные  государствами в качестве обязательных  норм: международные договоры, резолюции  ряда международных организаций,  обязательные для их участников, международный обычай и общие  принципы.

2) Источники, которые содержат  рекомендации по охране окружающей  среды (так называемые нормы международного «мягкого» права). Такие рекомендации выполняются государствами добровольно в силу их высокой «нравственной ценности» и авторитета. В их числе следует отметить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и рекомендации международных конференций.

 

1.2 Принципы международного права окружающей среды

Принципы международно-правового  регулирования в целом принято  подразделять на три группы: общие (общепризнанные) принципы международного права; принципы международного права, имеющие природоохранное  значение; специальные (отраслевые) принципы международного права окружающей среды.

Специальные принципы сформулированы в Стокгольмской декларации3 и иных документах. Следует выделить следующие основные принципы:

1. Принцип рационального  использования природных ресурсов, обязывающий государства так  осуществлять управление и использование  природными ресурсами, чтобы не  причинять ущерба целостности  экологических систем.

2. Принцип предотвращения  загрязнения окружающей среды  означает, что государства не  должны загрязнять окружающую  среду путем внесения в нее  различных вредных веществ, которые  по своей опасности или в  силу большого количества, превышают  способности окружающей среды  к их обезвреживанию и самовосстановлению.

3. Принцип суверенитета  государств над своими природными  ресурсами означает суверенное  право государств разрабатывать  собственные природные ресурсы  согласно своей политике в  области природопользования, охраны  окружающей среды и развития. Правда, он уже давно не имеет  абсолютного характера.

4. Принцип непричинения  вреда окружающей среде за  пределами национальной юрисдикции  обозначает определенные границы,  но осуществлению государством  суверенитета над природными  ресурсами. Из него следует  требование к государствам обеспечивать, чтобы деятельность, которая ведется  под их юрисдикцией или контролем,  не причиняла ущерба окружающей  среде других государств или  районов. При этом даже наличие  вооруженного конфликта не освобождает  стороны от выполнения данного  требования.

5. Принцип охраны окружающей  среды в период военных конфликтов  прямо вытекает из вышеприведенного. Он наиболее полно сформулирован  в Конвенции 1976 г. о запрещении  военного или любого иного  враждебного использования средств  воздействия на природную среду.

6. Принцип оценки воздействия  на окружающую среду. В последние  годы увеличивается количество  общепризнанных принципов международного  экологического права предупредительного  характера, т.е. не связанных  с возмещением уже причиненного  вреда, а нацеленных на некие  превентивные меры. Этот принцип  был заложен в Конвенции об  оценке воздействия на окружающую  среду в трансграничном контексте  1991 г., Конвенции ООН по морскому  праву 1982 г. (ст. 206), а также в  многочисленных региональных договорах  - Конвенции по защите окружающей  среды региона Красного моря  и Аденского залива 1982 г., Конвенции  по сохранению и развитию морской  среды региона Карибского бассейна 1983 г. и т.д.

7. Принцип ответственности  за ущерб системам окружающей  среды других государств или  международным пространствам. В  системе мер ответственности  по международному праву не  применяются уголовная или административная  ответственность. Основной вид  ответственности за международное экологическое правонарушение - возмещение имущественного ущерба. Наиболее разработанным и часто применяющимся видом ответственности является возмещение ущерба, причиненного в случае загрязнения моря нефтью (Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.) и ответственность за ущерб, причиненный использованием ядерных энергетических установок4.

Другим вариантом разрешения международных экологических споров является рассмотрение дел в Международном  суде экологического арбитража и  примирения, который был учрежден как неправительственная организация  в ноябре 1994 г. Рассмотрение споров ведется по принципу третейского  суда, т.е. стороны заранее признают решение для себя обязательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Международное  сотрудничество в сфере охраны окружающей среды 

2.1 Международные экологические организации

В настоящее время в  мире функционирует более 100 различных  международных организаций, в той  или иной степени занимающихся проблемами охраны окружающей среды (схема 2). Все  международные организации, участвующие  в отношениях, урегулированных международным  правом окружающей среды можно разделить  на две большие группы: международные  правительственные и международные  неправительственные (общественные) организации.

Международные правительственные  организации, подразделяемые, в свою очередь, на глобальные (всемирные) и  региональные.

Организация Объединенных Наций  является наиболее авторитетной из глобальных международных организаций. Наряду с рассмотрением экологических  вопросов на заседании Генеральной  Ассамблеи, а также принятием  различных резолюций и проведением  конференций, при ООН создан специализированный орган - ЮНЕП (Программа ООП по окружающей среде). Структура ЮНЕП включает Совет  управляющих - главный межправительственный орган, руководящий ее политикой, Секретариат  во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды. По своей  юридической природе ЮНЕП относится  к числу вспомогательных органов  ООН, хотя и пользуется определенной автономией при принятии решений. Из числа

реальных результатов  деятельности ЮНЕП следует отметить инициативу ЮНЕП по подписанию государствами  Монреальского протокола в 1987 г., который должен содействовать уменьшению ущерба, причиненного химическими веществами озоновому слою атмосферы; Базельской конвенции, инициированной ЮНЕП в 1989 г., которая направлена па обеспечение  контроля за международными перевозками  и удалением опасных отходов; организация и проведение международной  конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. и т. д.

Специализированные международные  организации. Кроме ООН, под ее эгидой действуют другие специализированные международные организации:

а) Международное агентство  по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и  защита окружающей среды».

б) Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО). Основной ее экологической  функцией является содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению, а также учет и охрана природных  объектов, отнесенных к объектам всемирного наследия.

в) Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ), основная экологическая  функция которой - изучение вопросов охраны здоровья человека в аспекте  его взаимодействия с окружающей средой.

г) Сельскохозяйственная и  продовольственная организация  объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной  и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических  ресурсов и т.д.

д) Международная морская  организация (ИМО) занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует  в разработке международных конвенций, но борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.

е) Всемирная метеорологическая  организация ООН (ВМО) исследует  воздействие человека на природу  и климат планеты посредством  ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды.

Международные неправительственные (общественные) организации экологической  направленности. Их роль в международном  праве окружающей среды постоянно  возрастает.

Кроме движения «Гринпис»  в мире действуют такие международные  экологические неправительственные  объединения, как «Экология», «Зеленый крест» и другие.

Более известны такие международные  неправительственные организации  экологической направленности, как  Международный союз охраны природы  и природных ресурсов - МСОП, Всемирный  фонд диких животных - ВФДЖ, Международный  совет по праву окружающей среды - МСПОС и др.

Основным нормотворцем в  международном праве является государство. Именно поэтому роль неправительственных  природоохранительных организаций  в международном нормотворчестве  ограничена. Однако крупнейшая из них - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, используя консультативный статус при некоторых органах и учреждениях ООН, имеет возможность официально представлять собственную точку зрения на проекты документов, рассматриваемых на международных конференциях, в межправительственных органах.

Информация о работе Международное право окружающей среды