Международное право окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.
Задачи контрольной работы:
• изучение роли международного экологического права;
• рассмотрение принципов международного права окружающей среды;
• выявление международных экологических правонарушений

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Общие положения и понятие международного права окружающей среды……………………………………………………………………………3
1.1 Понятие международного экологического права………………………..3
1.2 Принципы международного права окружающей среды…………………4
Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды…………………………………………………………………………….7
2.1 Международные экологические организации……………………………7
Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды……………………………………………………………………….....10
3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения…..10
3.2 Международный экологический суд………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 34.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Международные  правонарушения в области окружающей среды 

3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения

Проблема международной  ответственности государств является одной из сложнейших в международном  праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она  является коренной для обеспечения  международного правопорядка. Под международной  ответственностью за экологические  правонарушения понимается наступление  для субъекта международного права  окружающей среды, нарушившего предусмотренные  им требования, неблагоприятных последствий.

Основанием применения международной  ответственности служит экологическое  правонарушение, которое проявляется  в основном либо в невыполнении субъектом  международного права окружающей среды  взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства  и т.п.

Важным элементом международного экологического правонарушения служит причинно-следственная связь между  противоправным поведением субъекта международного права и причиненным экологическим  ущербом. Существенное значение имеет  вина правонарушителя. Одновременно в  современной международной практике применяется и безвиновная или объективная ответственность.

В соответствии с современным  международным правом международные  правонарушения подразделяются на преступления и деликты.5 Это — международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение

рассматривается как преступление перед международным сообществом  в целом. В соответствии с международными нормами права окружающей среды  международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, — такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным  преступлением, признается международным  деликтом, или ординарным правонарушением.

В международном праве  предусмотрено два вида ответственности  государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность  применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного  возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния  природной среды. Международная  практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной  среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.

Нематериальная (политическая) ответственность применяется в  разных формах: сатисфакции6, применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают  меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические  правонарушения. В некоторых международных  актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность  регулируется достаточно подробно.

Так, Брюссельская конвенция  о гражданской ответственности  за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) установила объективную ответственность  судовладельца за ущерб от загрязнения  нефтью, причиненный в территориальных  водах прибрежного государства  судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в  коммерческих целях. Собственник судна  отвечает за всякий ущерб от загрязнения  моря, который явился результатом  утечки или слива нефти.

Данная Конвенция предусматривает  обязательное страхование ответственности  за ущерб от загрязнения при перевозке  судном более 2000 т нефти наливом. В качестве альтернативы страхованию  Конвенция дает владельцу судна  возможность предоставить иное финансовое обеспечение, к примеру, гарантию банка  или свидетельство, выданное международным  компенсационным фондом, на сумму, соответствующую пределу ответственности, установленному Конвенцией. Каждому судну, выполнившему это требование, выдается

свидетельство. При его  отсутствии судну может быть запрещено  заходить или покидать порт государства  — участника Конвенции.

В Брюссельской конвенции  установлен предел ответственности, равный 210 млн. условных золотых франков (2 тыс. франков за 1 регистровую тонну  вместимости судна). Собственник  судна может быть освобожден от ответственности, если докажет, что ущерб:

• явился результатом военных  действий, враждебных действий или  стихийного явления;

• был всецело вызван действием или бездействием третьих  лиц с намерением причинить ущерб;

• был всецело вызван небрежностью или иным неправомерным  действием правительства или  другого органа власти, отвечающего  за содержание в порядке огней  и других навигационных средств. Женевская конвенция о гражданской  ответственности за ущерб, причиненный  при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и  внутренним водным транспортом (1989 г.), установила, что за ущерб, причиненный  любым опасным грузом в ходе его  перевозки, с момента инцидента  ответственность несет перевозчик. Как и по Брюссельской конвенции, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб явился результатом  военных действий, враждебных действий или стихийного явления; вызван действием  третьих лиц с намерением причинить  ущерб.

Особый пример возложения международной ответственности  за вред, причиненный природной среде, представляет ответственность, применяемая  вследствие военных действий. Несмотря на действие Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду (1977 г.), в ходе войны в Персидском заливе осуществлялось преднамеренное крупномасштабное разрушение природной среды в военных  целях. Уже через несколько дней после начала войны действия иракских войск привели к разливу 6—8 млн. баррелей кувейтской нефти в воды Персидского залива. За 4 дня бомбардировок  Ирак взорвал большую часть из 1250 нефтяных скважин Кувейта, в результате чего возникли пожары на почти 600 нефтяных скважинах и были залиты нефтью огромные площади страны. Совет Безопасности ООН в резолюции № 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность Ирака перед иностранными государствами, физическими и юридическими лицами за ущерб, нанесенный окружающей среде, и за уничтожение природных ресурсов в результате вторжения в Кувейт. В соответствии с этой резолюцией был создан фонд, средства в который должны поступать от Ирака в сумме, составляющей около четверти его годовых доходов от добычи нефти. Эти средства предназначались для покрытия ущерба, который, по оценкам, достигал 50 млрд. долл.

 

3.2 Международный экологический суд

В практической деятельности мирового сообщества возникают экологические  споры, требующие разрешения международными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана «камера по экологическим  вопросам».

По инициативе группы юристов  на учредительной конференции, проведенной  в Мехико в ноябре 1994 г., был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный  экологический суд). Он является неправительственной  организацией. Первый состав судей  включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда.

Деятельность Международного экологического суда регулируется его  уставом, в соответствии с которым  суд разрешает международные  споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в  трех формах:

а) путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе  на основе юридического анализа конкретной ситуации;

б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое  устраивает обе стороны. Решение  может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе;

в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному  желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.

Рассмотрение споров в  Международном экологическом суде основано на принципах третейского  суда. Стороны сами принимают решение  об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более  судей для рассмотрения дела.

Круг лиц, которые могут  обращаться в Международный экологический  суд, неограничен. Это могут быть частные лица, общественные организации, государственные органы, включая  правительства.

Международный экологический  суд может рассматривать широкий  круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства  и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или  прекращением

экологически вредной  деятельности. Он рассматривает также  споры, касающиеся использования и  охраны разделяемых двумя и более  государствами природных ресурсов. В числе некоторых других —  споры о защите экологических  прав граждан.

Рассмотрение дел в  Международном экологическом суде основано на международном праве  окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками  отдельных стран или регионов – они приобрели глобальный характер. Необходимость их решения в общепланетарном  масштабе предполагает объединение  усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях  охраны окружающей среды. Окружающая нас  среда представляет собой единое целое, составную часть планетарной  экологической системы.

Несовершенное развитие технологии переработки отходов, а также  безответственное отношение к проблемам  захоронения мусора могут привести к захламлению большого количества земель. Вопрос о способах захоронения  вредных отходов поднимался не раз  в последние годы, но еще до конца  не установлено, какие из отходов  и в какой мере вредят здоровью человека. Сжигание мусора может привести к отравлению воздуха, и уже сейчас создает новый вид еще более  опасного отхода — токсичной золы. Если при сжигании уничтожается до 90% массы мусора, то 10% сохраняется  в виде золы и пепла, в которых  концентрируются наиболее ядовитые вещества, в частности, тяжелые металлы. Выбор места захоронения высокотоксичной  золы — еще более трудная задача, чем захоронение несложных отходов.

Перечисленные проблемы требуют  безотлагательных мер по сокращению степени экологической опасности, к ним относятся:

-          распространение достоверной информации  об экологической опасности;

-          рыночные механизмы и ужесточение  действующих правил;

-          жесткий контроль за выполнением этих правил.

Все эти меры направлены на обеспечение экологически устойчивого  развития, включая переход от социально-экономического к социально-экологическому развитию, базирующемуся на природосберегающем экономическом механизме удовлетворения потребностей в научно-техническом  прогрессе, экологическом образовании, международном управлении экологическим  риском, главным образом, риском хозяйственной  деятельности и природных стихийных процессов.

 

Список используемой литературы

1.         Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец  А.Е. Экологическое право России: курс лекций. – Волгоград: «Панорама», 2006. – 288 с.

2.         Ахатов А.Г. Экология и международное  право. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1996 .— 512 с.,

3.         Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая  охрана окружающей среды и  права человека. Учебное пособие.  – Минск, 1999. – 345 с.

4.         Бринчук М.М. Экологическое право  (право окружающей среды): Учебник  для вузов. – М.: Юристъ, 1998. –  688 с.

5.         Говоруха Л.С. Основы общей  экологии и международное сотрудничество  в области охраны природы. –  Киев, 1991. – 256 с.

6.         Ерофеев Б.В. Сборник новейшего  экологического законодательства  РФ. – М., 1996. – 467 с.

7.         Ерофеев Б.В. Экологическое право  России. Учебник. Издание ВТОрое, перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 1996. – 624 с.

8.         Федцов В.Г., Федцова А.В., Ежов Ю.А. Экологическое право России: Курс лекций. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. – 574 с.

9.         Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

10.      http://revolution.

11.      Охрана  окружающей среды. Постатейный  комментарий к закону России. – М.,1993.

12.      Петров  В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. – М.: БЕК, 1996. – 487 с.

13.      Трунцевский  Ю.В. Экологическое право России: Учебное пособие. – М.: Изд-во  ПРИОР, 1999. – 112 с.

1 Исследованиями в этой области известны С. В. Виноградов, О. С. Колбасов, А. С. Тимошенко, В. А. Чичварин Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. М., 1998. с - 126. .

2 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996. с - 104.

3 1972 г., Всемирной Хартии природы, принятой ГА ООН 28 октября 1982 г., Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г.

4 см. например, Венская конвенция об ответственности за ядерный ущерб 1963 г.

5 Понятие международного преступления определено в ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разработанного Комиссией международного права.

Информация о работе Международное право окружающей среды