Методика преподавания предмета "Я в мире"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

Природосообразности учета типологических психологических особенностей детей 6-10 лет. Исходя из этого, принят концентрический принцип расположения учебного материала, предполагающий выделение протяженных во времени содержательных линий;
преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начального образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;

Вложенные файлы: 1 файл

Методика Я в мире. Екатерина.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Государственное высшее учебное заведение

Севастопольский индустриально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

по дисциплине «Методика изучения предмета «Я в мире»

специальность 5.01.01.02 «Учитель начальных классов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Выполнила студентка

группы УЗ-14

заочной формы обучения

Кудекова Екатерина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь

2014г.

 

1.Основные структурные  компоненты содержания  школьного учебного курса «Я в мире».

 

Основные структурные компоненты содержания школьного учебного курса «Я в мире»:

 

Природосообразности учета типологических психологических особенностей детей 6-10 лет. Исходя из этого, принят концентрический принцип расположения учебного материала, предполагающий выделение протяженных во времени содержательных линий;

преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начального образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;

интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность всех примерных программ, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;

коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретного предмета, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими;

интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного учебного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений.

 

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу содержат три компонента: знать/понимать перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний;уметь владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение, деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); третий компоненте использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объединяет группу умений, которыми ученик может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне учебного процесса.

 

2. Образовательные  цели и задачи учебного курса  «Окружающий мир» или «Человек  и мир».

 

     Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

 

Основными целями образовательного процесса являются:

создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребёнка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

- последовательное  формирование у учащихся целостной  картины окружающего мира;

- создание  содержательной пропедевтической  базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных курсов;

- формирование  предметных умений, универсальных  учебных действий и информационной  культуры;

- выработка  нравственно-этических и безопасных  норм взаимодействия с окружающим миром;

- создание  условий для самопознания и  саморазвития младших школьников.

При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:

- развитие  познавательной активности и  самостоятельности в получении  знаний об окружающем мире;

- ознакомление  с взаимосвязями человека и  природы, человека и общества;

- усвоение  учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях  окружающего мира;

- освоение  общенаучных и специфических  методов познания окружающего  мира и разных видов учебной деятельности;

- формирование  умений добывать информацию из  различных источников и представлять  её в разных формах;

- воспитание  любви к природе и своему  Отечеству, бережного отношения  ко всему живому на Земле, сознательного  отношения

к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

3. Подготовить  сообщение на тему: «Понятие об  окружающем мире. Составные понятия «окружающий мир».

       Если попытаться рассмотреть понятие “окружающая среда” в широком смысле слова, то это планета Земля, тонкая жизненная оболочка, называемая биосферой, и космическое пространство, окружающее Землю. Окружающая среда, определяемая таким образом, включает в себя весь материальный мир, окружающий человека.

Но так как человек живет не только в природе, но и в обществе, то окружающей средой называется как природная, так и общественная среда. Все чаще подчеркивается, что окружающая человека среда - это совокупность физических, химических и биологических агентов и социальных факторов, влияющих непосредственно или косвенно, моментально или более продолжительно на все живые существа и деятельность людей.   

    У термина “окружающая среда” существуют различные толкования. Чаще всего считается, что окружающая (жизненная) среда - это целостная среда, с которой сталкиваются коллективы людей, с которой они взаимодействуют и реагируют на нее, включая в игру все элементы среды. В зависимости от уровня технической цивилизации групп людей и от влияния природной среды жизненную среду скорее можно назвать преимущественно произведением людей или части природы. Но в то же время окружающая среда определяется и как материальная среда, в которой человек живет и работает, а основными элементами являются воздух, питьевая вода, пища, предметы широкого потребления, растительный и животный мир, почва, а также объекты, созданные человеком, т.е. физическая среда, окружающая человека в данном пространстве и времени. Поскольку с развитием человека она принимает в истории различные формы, то окружающая среда также понимается и как часть всеобщей природной среды, формирующейся с появлением человека и его деятельным отношением к природной среде. В целом же, ее основные формы сводятся к трем основным: абиогенная, биогенная, социогенная. Первая, абиогенная форма, включает естественный и искусственный неорганические (природные и антропогенные) компоненты, т.е., с экологической точки зрения, сюда входит то, что не разрушается. Вторая, биогенная форма, включает естественный биокосный, искусственный биокосный, собственно-биотический, искусственно-биотический компоненты, которые связаны с воздействием человека на природу, когда окружающая среда постепенно утрачивает природные свойства, и проявляется это в нарушении природного равновесия (важно также понимать, что определенная биогенная форма может существовать при соответствующей абиогенной). Третья, социогенная форма, идентична с антропогенным компонентом. Она в настоящее время является главным звеном социоэкосистемы. Это ярко выражается в концентрации населения на Земле (городские населенные пункты, частично и сельские), в культурных и аграрных сферах и в экологических разрушениях, угрожающих любой форме жизни.

      Человек имеет право не только на свободу и равенство, но и, в свою очередь, на адекватные жизненные условия в среде, качество которой обеспечивает возможность достойной и благополучной жизни. Поэтому каждый человек свято обязан хранить и улучшать эту среду для современных и будущих поколений.

Структура окружающей среды 
Окружающая среда состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной. В широком смысле природный компонент (или часть) включает в себя все пространство, прямо или косвенно доступное человеку, т.е. планету Земля и окружающее космическое пространство (включая и ближние небесные тела). В то же время природный компонент - это часть биосферы, где человек может жить независимо от того, идет ли речь о дикой природе или о природе, которая в большей или меньшей степени - результат творчества людей, если смотреть в более узком смысле. Общество, точнее, социальные процессы и образования, через которые и с помощью которых нередко, когда речь идет об окружающей среде, различают естественную и искусственную среду, составляет общественный компонент (или часть окружающей среды). Природной средой обозначают ту часть среды, которую человек существенно не изменил или вообще не изменял. Искусственной средой обозначают среду, которую человек существенно изменил и все больше изменяет.

       Человек на протяжении истории, будучи в большей или меньшей степени подчинен миру природы, создал (и создает) мир, несущий его печать, но и далее он живет за счет неорганической природы. И насколько человек универсальнее животных, настолько универсальнее область неорганической природы, за счет которой живет человек. Человек - часть природы. Поэтому к элементам окружающей среды, с которой связана физическая и духовная жизнь человека, могут быть отнесены атмосфера, гидросфера, литосфера, растения, животные и микроорганизмы.

        Атмосфера - воздушная оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, твердых и жидких материй. Ее масса приравнивается к 5, 15* 1015т. Главными составными частями атмосферы являются азот (78, 08%), кислород (20, 95%), аргон (0, 93%), диоксид углерода (0, 03%), а остальные элементы находятся в очень малых количествах. По химическому составу вся атмосфера подразделяется на нижнюю (до 100 км) - гомосферу, имеющую состав, сходный с приземным воздухом, и верхнюю - гетеросферу, неоднородного химического состава.

      Структура атмосферы подразделяется на несколько сфер: тропосфера (ее нижняя часть, простирающаяся до высоты 16-18 км, в которой сосредоточено более 80% массы всей атмосферы), стратосфера (располагается выше тропосферы до высоты 50-55 км. В ней присутствует пояс озона, отчего температура в последней повышена), мезосфера (верхняя граница этого слоя доходит до высоты 80 км. Ее особенность - резкое понижение температуры), ионосфера (термосфера) (располагается до высоты 800км. Для нее характерно повышение температуры до 1000° С).

Структура атмосферы относительно стабильна, хотя в ней происходят изменения, которые человек до конца еще не познал. С атмосферой человек связан двояко: во-первых, атмосфера содержит кислород, без которого человек не мог бы жить. Во-вторых, атмосфера защищает человека от смертоносных космических лучей и ультрафиолетовой радиации. В высших слоях стратосферы задерживаются вредные ионизированные лучи Солнца, и лишь немногие их них попадают на Землю, они необходимы для растительного мира и фотосинтеза.

Самым важным для биологических процессов в атмосфере является кислород. Однако атмосфера утрачивает свои естественные свойства из-за все большего присутствия в ней субстанций, чужеродных для ее природного состава. В ней становится все больше углекислого газа и меньше кислорода. Эти изменения приобретают угрожающие размеры. Начиная с 1850 г., ежегодно количество углекислого газа увеличивается на 10-12%, а количество кислорода в этот период уменьшилось на 10-12 миллиардов тонн (прежде всего вследствие уничтожения лесов).

Атмосфера состоит из гидросферы (водной оболочки Земли), которая включает Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), подземные воды, т.е. всю водную массу, существующую на земном шаре и в атмосфере; из литосферы - почва, на которой живут люди. Под почвой в экологии понимают поверхностный слой земной коры, который образуется и развивается в результате взаимодействия растительности, животных, микроорганизмов, горных пород и является самостоятельным природным образованием. Важнейшим свойством почвы является плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений.

Биосфера - это поверхностная оболочка вокруг Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Этот термин в научный оборот ввел австрийский ученый Э. Зюсс в 1875 г., а современное материалистическое учение о биосфере разработал В.И. Вернадский в 1926 г.

По мнению Вернадского, она как единство живых организмов и земли представляет собой систему, потребляющую солнечную энергию, преобразующую ее в химическую с помощью фотосинтеза и распределяющую ее таким образом, что обеспечивается функциональная структура биосферы.

Биоценоз – совокупность растений (фитоценоз), животных (зооценоз) и микроорганизмов (микробиоценоз), населяющих относительно однородное жизненное пространство (биотоп). Он представляет из себя прочно организованное сообщество живых существ в определенном пространстве, характеризующееся экологическими факторами. Любое пространство имеет свой биоценоз и пронизано им, но биоценоз пронизан пространством, так, что существует полное и согласованное единство абиоценоза (по терминологии экологии). На поверхности Земли существует целый ряд различных биоценозов, каждый из них в большей или меньшей степени отличается некоторыми своими характерными особенностями.

Поскольку, как выяснилось, биосфера представляет собой жизненную среду для всех живых существ, в том числе и человека, то в ней заключено единство всех экосистем на Земле. Можно сказать, таким образом , что и сама планета Земля представляет собой гигантскую экосистему, так как в пространстве органической и неорганической природы, биоценоза и биосфере все экосистемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно поэтому и планету Земля можно рассматривать как экосистему.

Информация о работе Методика преподавания предмета "Я в мире"