Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:04, реферат
Принятие нового Водного кодекса Российской Федерации ознаменовало собой начало нового этапа в развитии отечественной системы управления водными ресурсами. В основу этой деятельности положен бассейновый принцип, позволяющий комплексно решать водохозяйственные и экологические проблемы на базе естественных гидрографических структур. Так, предусмотренная кодексом разработка «схем комплексного использования и охраны водных объектов» подразумевает анализ всех аспектов водопользования, в пределах единого бассейна, учет взаимосвязей между интересами и правами отдельных водопользователей. Таким образом, открываются принципиально новые возможности для координации различных видов деятельности, связанной с использованием водных ресурсов.
Введение 3
1.Внедрение экологического аудита 4
2.Этапы проведения экоаудита бассейнового водопользования 6
1.Этап подготовительных работ 7
2.2 Этап предварительного анализа имеющихся документов 11
2.3 Этап подготовки аудита на местах 12
2.4 Этап проведения аудита на местах 14
2.5 Этап подготовки отчета 16
2.6 Этап завершения аудита. 17
2.7. Выполнение действий по результатам экоаудита 18
Вывод 20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский
Кафедра
Безопасности жизнедеятельности
Реферат
На тему: «Методология экологического аудита бассейнового водопользования»
Проверил:
Выполнил: студент гр. 434
Нижний Новгород 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Внедрение экологического
аудита
2.Этапы проведения экоаудита
бассейнового водопользования
2.2 Этап предварительного
анализа имеющихся документов
2.3 Этап подготовки аудита
на местах
2.4 Этап проведения аудита на
местах
2.5 Этап подготовки отчета
2.6 Этап завершения аудита.
2.7. Выполнение действий по
результатам экоаудита
Вывод
ВВЕДЕНИЕ
Принятие нового Водного
кодекса Российской Федерации ознаменовало
собой начало нового этапа в развитии
отечественной системы
При реализации бассейнового принципа на практике неминуемо возникнут серьезные затруднения, обусловленные фрагментарностью и неполнотой материалов, на основе которых можно было вырабатывать эффективные управленческие решения и прогнозировать их экологические последствия. Связано это с тем, что ранее сбор материалов о состоянии и водных объектов и характере использования их ресурсов строился, главным образом, не на гидрографическом, а на административном принципе. Этот механизм получения информации в определенной мере сохраняется и в настоящее время. Большинство служб, осуществляющих мониторинг водных объектов и контроль за использованием их ресурсов, также организованы по территориальному принципу.
Однако для того, чтобы
бассейновые советы могли решать
возложенные на них задачи, они
должны располагать информацией, сам
процесс получения которой
Правовой основой для разработки методологии экологического аудита в настоящее время является Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 19011— 2003 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента", созданный на основе Международного стандарта ISO 19011. Однако он содержит лишь общие нормы и рекомендации. Непосредственное использование ГОСТ Р ИСО 19011 — 2003 для организации экологического аудита бассейнового водопользования затруднительно.
Кроме того, положения этого, а также других отечественных и международных стандартов, регламентирующих экоаудиторскую деятельность, носят, главным образом, рекомендательный характер и подразумевают их доработку с учетом специфики аудируемых объектов. По этой причине в различных областях возникает необходимость разработки своих собственных методов экоаудита, с одной стороны, основанных на общих базовых принципах, а с другой — адаптированных к конкретным видам человеческой деятельности.
Разработка методологии экологического аудита бассейнового водопользования, основные положения которой изложены ниже, представляет собой не менее актуальную задачу.
Общая схема проведения экоаудита бассейнового водопользования, разработанная на основе ГОСТ Р ИСО 19011-2003, состоит из семи основных этапов (рис.1):
Этап 1. Организация аудита
(осуществляется заказчиком экоаудита
— бассейновым советом)
Этап 2. Проведение анализа имеющихся
документов
(осуществляется экоаудиторами)
Этап 3. Подготовка аудита на местах
Этап 4. Проведение аудита на местах
(осуществляется экоаудиторами совместно
с техническими
экспертами, включенными в состав экоаудпторской
группы)
Этап 5. Подготовка отчета по аудиту
(осуществляется экоаудиторами под руководством
руководителя аудиторской группы)
Этап 6. Завершение аудита
(ocуществляется экоаудиторами coвместно
с pyководством
бассейнового совета)
Этап 7. Выполнение действий по результатам
аудита
(осуществляется экоаудиторами и/или
организациями-разработчиками в качестве
услуг,
сопутствующих экоаудиту)
Рис. 1 Типовая схема экологического
аудита бассейнового
водопользования, разработанная на основе
типовой схемы
аудита, содержащейся в ГОСТ Р ИСО 19011 —
2003
2.1 Этап подготовительных работ
Этап подготовительных работ осуществляется заказчиком экоаудита (бассейновым советом), и включает в себя:
— определение целей, области и критериев аудита;
— формирование аудиторской группы.
Целями экоаудита бассейнового водопользования должны являться:
— инвентаризация всех видов водопользования, осуществляемых на водных объектах, входящих в данный бассейновый округ, и оценка соответствия этой деятельности требованиям Законодательства РФ;
— оценка достоверности и полноты (комплектности) материалов, характеризующих реальные и потенциальные экологические последствия (экологическую безопасность) всех видов водопользования;
— оценка соответствия показателей,
характеризующих экологическое
состояние отдельных водных объектов
и бассейнового округа в целом
природоохранным и
— оценка эффективности системы экологического менеджмента бассейнового округа;
— выработка рекомендаций
по снижению негативных эффектов водопользования
и оптимизации системы
Все остальные виды деятельности, например, внедрение результатов экоаудита и разработка на их основе конкретных инженерно-технических и инженерно-экологических решений в соответствии с законом "Об аудиторской деятельности" следует рассматривать как услуги, сопутствующие или связанные с аудиторской деятельностью.
Как показывает практика экологического аудирования, целесообразной является одновременная разработка нескольких типов программ, создаваемых на базе единой методологии. Например, сокращенные программы экоаудита преследуют только первую из перечисленных выше целей. Спеш1альные программы экоаудита, осуществляемые для информационного обеспечения отдельных решений могут включать одну или несколько целей, соответствующих специфике решаемого вопроса. Полномасштабные (комплексные) программы включат все основные цели.
Под областью аудита в ГОСТ Р ИСО 19011-2003 понимается содержание и границы аудита, месторасположение, структурные подразделения, деятельность и процессы, которые подвергаются аудиту, а также сроки аудита. Таким образом, данное понятие включает несколько различных аспектов, главными из которых являются:
— материальный объект аудита, его местоположение, пространственные границы и структура;
— процессы, обусловленные существованием и деятельностью объекта экоаудита.
Следовательно, определение области экоаудита должно основываться на структурно-функциональной организации его объекта. В соответствии со ст. 28 Водного кодекса, основной единицей управления в области водопользования (использования водных объектов) являются бассейновые округа. Они состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей. Внутри бассейновых округов устанавливаются следующие единицы деления:
структурные (гидрографические) единицы
— речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;
— подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна;
— водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеются характерные формы и признаки водного режима;
— акватория — водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
функциональные (водохозяйственные) единицы
— водохозяйственная система — комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;
— водохозяйственный участок — часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования);
— водопользователь — физическое
лицо или юридическое лицо, которым
предоставлено право
Таким образом, правомочным является использование в качестве области аудита всего бассейнового округа (сокращенные и полномасштабные программы экоаудита), так и его отдельных структурных и функциональных единиц (специальные программы экоаудита).
Критерии аудита используются как основа для сравнения, по которой оценивают соответствие проверяемой деятельности требованиям нормативно-правовых актов, а также принципам государственной или корпоративной экологической политики. Учитывая разнообразие видов водопользования и местных условий, можно предположить, что набор критериев при проведении экоаудита бассейнового водопользования не может быть жестко регламентирован. Вместе с тем, для получения адекватной информации необходимо сформулировать несколько общих принципов, позволяющих обозначить рамочные условия выбора критериев:
1) критерии экоаудита
бассейнового водопользования
2) основные критерии аудита должны быть нормированы, т. е., должны существовать возможность однозначной оценки этих показателей в соответствии с действующими природоохранными стандартами и нормами экологического права;
3) критерии аудита должны включать целевые показатели качества воды, разрабатываемые для конкретных речных бассейнов или их частей.
При формировании аудиторской группы необходимо обязательное соблюдение двух основных условий: компетентности и независимости аудиторов. Несмотря на кажущуюся простоту, этот вопрос на практике часто обусловливает серьезные проблемы как методологического, так и правового характера.
Под компетентностью понимается наличие у аудиторов знаний и навыков, необходимых для достижения целей аудита. Учитывая многоплановость и сложность проблем современного водопользования, исчерпывающая компетентность аудиторской группы может быть достигнута только в том случае, если в ее составе есть специалисты по всем основным аспектам рассматриваемых проблем. Очевидно, что численность такой аудиторской группы будет очень велика, как и стоимость проведения аудита. По этой причине международные и отечественные стандарты допускают участие в работе аудиторских групп так называемых технических экспертов (technical expert), т. е. опытных специалистов, в т. ч. работающих на аудируемых объектах, которые предоставляют аудиторской группе свои знания и опыт, но не входят в ее состав, т. е. непосредственно не участвуют в выработке аудиторского заключения. Работа технических экспертов может организовываться как на добровольной, так на договорной основе по оказанию возмездных услуг.
Информация о работе Методология экологического аудита бассейнового водопользования