Методология экологического аудита бассейнового водопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:04, реферат

Краткое описание

Принятие нового Водного кодекса Российской Федерации ознаменовало собой начало нового этапа в развитии отечественной системы управления водными ресурсами. В основу этой деятельности положен бассейновый принцип, позволяющий комплексно решать водохозяйственные и экологические проблемы на базе естественных гидрографических структур. Так, предусмотренная кодексом разработка «схем комплексного использования и охраны водных объектов» подразумевает анализ всех аспектов водопользования, в пределах единого бассейна, учет взаимосвязей между интересами и правами отдельных водопользователей. Таким образом, открываются принципиально новые возможности для координации различных видов деятельности, связанной с использованием водных ресурсов.

Содержание

Введение 3
1.Внедрение экологического аудита 4
2.Этапы проведения экоаудита бассейнового водопользования 6
1.Этап подготовительных работ 7
2.2 Этап предварительного анализа имеющихся документов 11
2.3 Этап подготовки аудита на местах 12
2.4 Этап проведения аудита на местах 14
2.5 Этап подготовки отчета 16
2.6 Этап завершения аудита. 17
2.7. Выполнение действий по результатам экоаудита 18
Вывод 20

Вложенные файлы: 1 файл

Экологический аудит.docx

— 58.59 Кб (Скачать файл)

Критерии, определяющие независимость аудиторов, сформулированы в ст. 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Это должны быть специалисты, не связанные с заказчиком экоаудита какими-либо интересами, способными повлиять на объективность вырабатываемых оценок. Вместе с тем, ГОСТ Р ИСО 19011-2003 допускает, что при проведении внутреннего экоаудита в качестве аудиторов могут выступать сотрудники проверяемой организации (п. 3.1). Принцип независимости в данном случае достигается отсутствием ответственности этих лиц относительно аудируемой деятельности. Следовательно, аудиторами бассейнового водопользования могут являться и представители бассейновых советов.

С учетом изложенного выше, наиболее оптимальным представляется порядок формирования аудиторской группы, включающий создание ее центрального ядра из аудиторов — служащих бассейновых советов и технических экспертов — представителей всех основных водопользователей бассейнового округа.

    1. Этап предварительного анализа имеющихся документов

 Главной целью этого анализа является оценка исходного состояния информационной базы, проводится силами аудиторов. Основными направлениями этих работ должны являться:

— составление (уточнение) реестра  водопользователей;

— определение (уточнение) состава  и границ водохозяйственных систем и водохозяйственных участков;

— систематизация и анализ архивных материалов, характеризующих  экологическое состояние бассейнового округа и характера водопользования (в т. ч. экологических последствий  отдельных видов водопользования)

— анализ системы управления водопользованием бассейнового округа;

— анализ системы сбора  и хранения обязательной статотчетности водопользователей:

— оценка степени полноты  и достоверности имеющихся материалов, оценка соответствия методов их получения действующим стандартам и нормативам (оценки методического соответствия);

— определение состава  и объема дополнительной информации, требуемой для выработки обоснованного  аудиторского заключения;

— определения участков бассейнового округа (административных центров, водохозяйственных систем, водохозяйственных участков, мест расположения объектов-водопользователей), в которые необходимо выехать экоаудиторам с целью "подготовки и проведения аудита на местах".

2.3 Этап подготовки аудита на местах

Этот этап осуществляется экоаудиторами в форме составления планов (рабочих программ) проведения аудита на местах, включающих:

— составление перечня  субъектов и объектов экологического аудита данного участка; под субъектом экоаудита в данном случае понимается организационная структура (хозяйствующая или управляющая), которая подвергается аудиторской проверке, а под объектом — сам предмет аудиторской проверки, например, если объектом является деятельность предприятия, то субъект — это его юридическое лицо; если объектом экоаудита является отдельный участок окружающей среды, то в качестве субъекта экоаудита следует рассматривать орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за состоянием данного участка среды (территории или акватории);

— установление контактов  с проверяемыми организациями (субъектами экоаудита) и введение в состав аудиторской  группы технических экспертов из их представителей;

— составление реестра  экологических аспектов по каждому  объекту и перечня приоритетов экоаудита; в соответствии с ГОСТ Р ИСО 1414050-99 "Управление окружающей средой. Словарь", экологический аспект (environmenta1 aspect) — это элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой: приоритеты экоаудита — этo наиболее значимые (важные) экологические аспекты деятельности энергокомпании, мониторинг и оценка которых необходимы для выработки объективного и обоснованного заключения и/или разработки рекомендаций;

— определение области  экологических интересов субъектов  экоаудита— независимый и непредвзятый экологический аудит должен основываться как на оценке соответствия природоохранным нормам деятельности аудируемого субъекта, так и на вопросах экологической безопасности самого этого субъекта, оценке его жизненно-важных интересов от внешних экологических угроз; иными словами, при проведении экологического аудита какой-либо производственной или административной структуры необходимо не только оценивать ее воздействие на природу, но и определять ущерб— реальный и потенциальный, который испытывает или может испытать данная структура от ухудшения экологического состояния среды, возникшего по причинам, не связанными с деятельностью самой этой структуры; этот принцип необходимо распространять и на крупные промышленные предприятия; даже такие "экологически опасные" объекты как АЭС могут нести существенный экономический ущерб от загрязнения источников своего водоснабжения (водоемов-охладителей) бытовыми стоками населенных пунктов;

— составление схемы стейк-холдеров данного участка. В современной литературе по экологическому менеджменту термин "стейк-холдеры" используется лля обозначения всей совокупности субъектов, деятельность которых связана общими экологическими интересами; в их число входят как "виновники" ухудшения состояния окружающей среды, так и хозяйствующие субъекты, испытывающие экономический или иной ущерб от подобных явлений. Составление схемы стейк-холдеров не только позволяет наглядно представить круг лиц, заинтересованных в результатах экологического аудирования, но и оценить "независимость" информации, поступающей к аудиторам из тех или иных источников. Кроме того, установление взаимосвязей между различными стейк-холдерами (их группами), в совокупности с учетом области экологических интересов отдельных водопользователей, позволяет значительно повысить эффективность и адресность вырабатываемых в процессе аудита рекомендаций.

    1. Этап проведения аудита на местах

Этап включает всю совокупность действий по определению соответствия водопользования требованиям действующего Законодательства РФ, осуществляемых членами аудиторской группы на объектах аудита (на местах). На данном этапе желательно привлечение к работе технических экспертов из числа представителей водопользователей, а также представителей региональных и местных организаций.

Основными направлениями  экоаудита на местах должны являться:

— оценка соответствия экологических аспектов деятельности всех водопользователей данного участка требованиям нормативно-правовых актов, включая интегральную оценку соответствия экологических аспектов деятельности групп мелких водопользователей (в т. ч. групп физических лиц, использующих конкретный ресурс водного объекта);

— оценка соответствия режима эксплуатации водохозяйственных систем и водохозяйственных участков;

— оценка соответствия экологического состояния водных объектов (других гидрографических единиц) данного участка бассейнового округа природоохранным нормативам;

— оценка полноты, достоверности  и методического соответствия материалов государственного экологического мониторинга и государственного экологического контроля;

— оценка полноты, достоверности  и металлического соответствия материалов производственного экологического контроля крупных водопользователей;

— оценка соответствия деятельности региональных органов исполнительной власти в области водопользования.

Для обозначения материалов, получаемых в результате экоаудиторской деятельности, в ГОСТе Р ИСО 19011-2003 используется термин "свидетельства аудита" (audit evidence). По отношению к ним стандарт выдвигает два обязательных требования:

— свидетельством аудита может  быть только информация, которая может быть верифицирована (в данном случае верификация обозначает

возможность установления достоверности информации);

— свидетельства аудита должны быть зарегистрированы.

По окончании работы аудиторы (аудиторская группа), осуществлявшие проверки на одном участке бассейнового округа, после совместного обсуждения составляют «Итоговый отчет о проведении экоаудита на месте (указывается участок бассейнового округа)", в котором в краткой форме резюмируются все полученные результаты и формируют общее заключение. Технические эксперты в составлении Итогового отчета принимать участия не должны, поскольку это может квалифицироваться как нарушение принципа независимости аудиторской деятельности.

2.5 Этап подготовки отчета

     Отчет по экоаудиту бассейнового водопользования формируется на основе анализа и систематизации материалов Итоговых отчетов о проведении экоаудита на местах. За подготовку и содержание отчета отвечает руководитель аудиторской группы.

В ГОСТ Р ИСО 19011-2003 указывается, что отчет по экоаудиту должен содержать полные, точные, сжатые и понятные записи по аудиту и включать следующие обязательные пункты:

1) цели аудита;

2)область аудита, в частности, идентификация проверенных организационных и функциональных подразделений или процессов и охватываемый период времени;

3) идентификация заказчика  аудита 

4) идентификация руководителя и членов аудиторской группы

5) даты и места проведения аудита на месте;

6) критерии аудита;

7) выводы аудита;

8) заключения по результатам  аудита.

9) план аудита;

10) список представителей  проверяемых организаций 

11) итоги проведения аудита, включая неопределенности и/или  любые встретившиеся препятствия при его проведении, которые могут уменьшить достоверность заключения по результатам аудита;

12) подтверждение достижения целей аудита в пределах области аудита в соответствии с планом аудита;

13) области, не охваченные  аудитом, но находящиеся в области  аудита 

14 неразрешенные противоречия  между аудиторской группой и  проверяемыми организациями;

15) рекомендации по улучшению, если это предусмотрено целями аудита

16) согласованный план  действий по результатам аудита при необходимости

17) заявление о конфиденциальном характере содержимого отчета;

18) перечень рассылки отчета  по экоаудиту.

Отчет по экоаудиту является собственностью заказчика аудита, т. е, бассейнового совета. Члены аудиторской группы и все, кто получает отчет по аудиту, должны соблюдать требования конфиденциальности содержимого отчета.

2.6 Этап завершения аудита.

Экоаудит считается завершенным, если все процедуры, предусмотренные планом (программой) экоаудита, выполнены, и утвержденный отчет по экоаудиту передан его заказчику (или разослан по адресатам, установленным заказчиком).

Согласно ГОСТ Р ИСО 19011-2003 документы, имеющие отношение к

аудиту, следует хранить  или уничтожать на основании соглашения между участвующими сторонами и в соответствии с нормами действующего законодательства.

Если это не предусмотрено  законом, аудиторская группа и ответственные за управление программой аудита не должны раскрывать содержимого документов и другой информации, полученной во время аудита, или отчетов по аудиту любой другой стороне без ясного разрешения заказчика аудита (бассейнового совета) и, где это требуется, разрешения проверяемой организации. Если необходимо раскрыть содержание документов аудита, заказчик аудита и проверяемая организация должны быть проинформированы об этом.

2.7. Выполнение действий по результатам экоаудита.

Очевидно, что ценность результатов  экоаудита существенно возрастает, если они не только определяют степень соответствия проверяемой деятельности требованиям экологического законодательства, но и содержат рекомендации, выполнение которых может повысить эффективность системы экологического менеджмента и/или минимизировать негативное воздействие на окружающую среду

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-98 "Системы управления охраной

окружающей средой. Требования и руководство по применению" внедрение рекомендаций (предложений) экоаудита следует рассматривать как формы корректирующих действий в системе управления окружающей средой. Они могут быть следующих основных видов:

— корректирующие действия организационного характера — это решения по корректировке деятельности персонала, повышению его ответственности, возможному изменению организационной структуры управления п т. п.;

— корректирующие действия технологического характера предполагают

изменения технологии производства;

— корректирующие действия режимно-конструктивного характера связаны с реализацией технических решений по изменению параметров технологических процессов;

— предупреждающие действия применяются исходя из предположения о

возможности возникновения  проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

Как показывает опыт, для внедрения подобных рекомендаций в практику, как правило, необходима их дополнительная доработка, требующая не только достаточного длительного времени, но и привлечения ряда специалистов из других областей. Например, осуществление корректирующих действий технологического или режимно-конструктивного характера предполагает использование различных специалистов данного производственного объекта, введение которых в состав аудиторской группы в качестве технических экспертов было бы нецелесообразным. Кроме того, экологическое аудирование может быть эффективным только в том случае. Если оно проводится в относительно сжатые сроки, позволяющие на основе полученной информации своевременно и оперативно вырабатывать нужные решения.

Оптимальным представляется решение, высказанное ведущими отечественными юристами-экологами С.Л. Байдаковым и Г.П. Серовым, которые предложили разделить экоаудиторскую деятельность на экологическое аудирование (непосредственное проведение экоаудита) и услуги, сопутствующие экологическому аудиту – отдельные виды деятельности по обеспечению использования результатов экологического аудирования (в т.ч. их доработка, подготовка к внедрению и внедрение). Услуги, сопутствующие экологическому аудиту могут осуществляться как самими экоаудиторами, так и иными организациями ( в т.ч. и проверяемыми) на добровольной основе или по договору о возмездном оказании услуг.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Седякин В.П. «Методология экологического аудита бассейнового водопользования» Экологическая экспертиза. 2008. № 3.

Информация о работе Методология экологического аудита бассейнового водопользования