Методы управления охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:51, реферат

Краткое описание

Загрязненная природная среда может отрицательно воздействовать на "реципиентов" (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызываемые этим воздействием.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………2
1. Методы управления охраной окружающей среды……………………………..3
2. Система платежей за загрязнение окружающей среды в России……....6
3.Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками………………………………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………………………….…16
Список литературы………………………………………………………………………………..….19

Вложенные файлы: 1 файл

химия.docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………………2

1. Методы  управления охраной окружающей  среды……………………………..3

2. Система  платежей за загрязнение окружающей  среды в России……....6

3.Плата за  загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками………………………………………………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………………………….…16

Список литературы………………………………………………………………………………..….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Охрана окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов стала одной из актуальнейших проблем современности. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации. Сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется через такие организации как Европейский экономический союз (ЕЭС), Организация объединенных наций (ООН) в рамках "Программы ООН по окружающей среде" (ЮНЕП). К главным направлениям деятельности ЮНЕП относятся экологические проблемы населенных пунктов, а также проблемы здоровья и благосостояния человека, охрана наземных экосистем и борьба с распространением пустынь, деятельность, связанная с экологическим образованием и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики.                                                                                                                                

     Загрязненная природная среда может отрицательно воздействовать на "реципиентов" (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызываемые этим воздействием.

     Таким образом, все существующие виды загрязнений какие бы они не были, оставляют свой отпечаток на состоянии здоровья человека, животных, на развитии организмов и этим подчеркивают опасность загрязнения.

 

 

 

1. Методы управления охраной  окружающей среды. 

    Механизм управления природоохранной деятельностью на Западе отрабатывался с конца прошлого века, и каждая из развитых стран разработала свою модель. Этот механизм представляет собой весьма разветвленную систему, включающую правовое обеспечение, административные и экономические методы управления качеством окружающей среды. Прямое административное регулирование предполагает установление лимитов выбросов для каждого источника загрязнения, за которыми следят государственные службы. Если у предприятия выбросы не превышают лимита, плата за квоту все равно взимается.

   С целью установления нормативов определяются стандарты качества среды. Исходя из того состояния природы, за пределы которого выйти нельзя, местные власти определяют лимиты для предприятий и выдают соответствующие «лицензии на загрязнение».

    Экономические меры управления качеством среды весьма разнообразны:

-налоги на продукты;

- потребление которых неизбежно вызывает загрязнение окружающей среды (налог на бензин, содержащий свинец);

-целевые субсидии (направленные на реализацию специальной программы, установку природоохранного оборудования);

- налоговые льготы и т.д.

    В настоящее время получил широкое распространение метод ступенчатого назначения платежей. Этот метод более эффективен, чем назначение предельного значения выбросов.                                                                                                                                 

    Все методы охраны окружающей природной среды можно разделить на три группы :                                                                          

1. Нефискальные методы (введение  природоохранных обязательных условий;  изменение правовых условий с  учетом экологического фактора:  кооперация деятельности на широкой  основе; непринудительное побуждение природопользователей к природосовместимым действиям; обеспечение преимуществ природопользователям, использующим природосберегающие продукты и способы производства).

2. Методы, связанные с государственными  доходами (лицензирование природопользования; налоги на загрязнение окружающей  природной среды).

3. Методы, связанные с государственными  расходами (природоохранные целевые  инвестиции;

-госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к охране окружающей природной среды;

-экологонаправленная политика занятости населения; непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы;

-государственная поддержка экологических направлений НИОКР; государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды).

   Рассмотрим более подробно нефискальные методы охраны окружающей среды.

    Введение природоохранных (экологических) обязательных регламентации и ограничений хозяйственной деятельности имеет фундаментальное значение. Вводится в настоящее время на различные виды загрязнения окружающей среды, режим использования территорий, объем и процессы производства, применение в производстве вредных сырья и материалов. Метод получил широкое распространение в мировой практике. К недостатку метода следует отнести нечеткость воздействия, сложность контроля за соблюдением установленных ограничений, трудность определения допустимого уровня воздействия на окружающую природную среду, субъективизм при принятии решений работниками государственных органов[1].

    Платежи, например, выполняют перераспределительные функции, так как их уровень обычно относительно низок, чтобы повлиять на поведение природопользователей, а перечисленные средства обычно используются на строительство очистных сооружений, научные исследования. Поскольку они не выполняют стимулирующей функции, а соответствуют принципу "загрязнитель платит", то используются в редких случаях.

    Платежи за загрязнение окружающей среды во Франции составляют лишь 0,03% от ВНП, в Германии - 0,015% от ВНП.

    В отношении крупных предприятий-загрязнителей применяется

-"плата потребителя" - плата за пользование очистными сооружениями (плата за услуги местных властей). Этот метод используется почти во всех странах.  

  -"плата за продукцию" представляет надбавку к цене продукции, которая в процессе производства или потребления загрязняет окружающую природную среду (например, моторные масла).

  -" Страховая плата", к которой прибегают некоторые страны, это система залогов. Плата включается в цены на потенциально опасную продукцию. При сборе, утилизации страховая сумма (залог) возвращаются потребителю (сбор тары, аккумуляторов, электрических батареек и так далее). К этому же методу следует отнести принцип "пузыря". Напомню, что этот принцип состоит в покупке и продаже прав на фактическое или потенциальное загрязнение окружающей природной среды.

   - "Дифференциация оборотного налога" - это значительный набор льготных налогов на производителей "чистой" продукции и завышенные нормативы налога на предприятия, выпускающие "грязную" продукцию.

    Рассмотренные выше экономические методы управления охраной окружающей среды могут быть использованы и в России, но с поправкой на экономическую нестабильность и сложность экологической обстановки.

    По мнению многих экономистов, наиболее эффективным средством могут стать государственные субсидии в виде мягких кредитов и налоговых льгот.   

    Принцип "пузыря" также считается (несмотря на отрицательные нравственные корни) перспективным методом.

 

 

2. Система платежей за загрязнение  окружающей среды в России.

    Плата за загрязнение окружающей среды в нашей стране начала вводится в виде эксперимента в 29 регионах с 1990 года. Было предложено установить платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение твердых отходов.

Источники загрязнения:

1) газообразные отходы (пары бензина,  этилацетата, ацетона, этилового,  бутилового спирта);

2) туманообразные воздушные массы, содержащие мелкодисперсные частицы высококипящих растворителей и жидких пластификаторов (сложные эфиры фосфорной, фталевой, себациновой кислот, диоктилфталат, трикрезилфосфат, диоктилсебацинат);

3) жидкости (конденсат перечисленных  выше растворителей и пластификаторов,  насыщенный минеральными солями, дисперсиями полимеров и другими  взвесями);

4) твердые частицы - пыль различного  состава (поверхностно-активные  вещества, ускоряющие полимеризацию  мономеров, наполнители, частицы  кожи, полимеров и продуктов их  распада).

    Все эти отходы загрязняют окружающую среду. Поэтому весьма желательно их нейтрализовать или, что еще лучше, ввести в производственный цикл, для чего необходимо разработать принципы малоотходной и безотходной технологии.[2]

    Проблемы развития безотходной технологии впервые были рассмотрены еще в 1976 г. на Международном симпозиуме стран - членов СЭВ. В Ногинском научном центре АН СССР состоялась Первая всесоюзная конференция по научно-техническим основам безотходного производства, где были сформулированы четыре основных направления безотходной технологии.

1. Создание бессточных технологических  систем различного назначения на базе существующих и перспективных методов очистки и повторно-последовательного использования нормативно-очищенных стоков.   Образующиеся при очистке стоков шламы обычно не утилизируются, а направляются на захоронение. Но места захоронения шламов также не исключают негативного воздействия на окружающую среду.

2. Разработка и внедрение систем  переработки промышленных и бытовых  отходов, которые рассматриваются  при этом как вторичные материальные  ресурсы. Реализация таких систем  на отдельных стадиях технологических  процессов приводит к созданию  малоотходных производств, сопровождающихся  переработкой всех видов отходов  в продукты, пригодные к потреблению.

    На современном уровне научно-технического развития еще нет возможности переработать все виды токсичных отходов производства не только в продукты потребления, но и в продукты, инертные к окружающей среде. Поэтому возникает необходимость в создании новых технологических процессов.

3. Разработка технологических процессов  получения традиционных видов  продукции принципиально новыми  методами, при которых достигается  максимально возможный перенос  вещества и энергии на готовую  продукцию. Такие процессы должны  иметь максимальную материальную  энергетическую, экологическую и  экономическую эффективность. Иными  словами, речь идет о малоотходных  процессах с минимизированными  потерями вещества и энергии  в окружающую среду.

    Следует полагать, что эффективность использования вещества и энергии в таких процессах будет близка к эффективности их использования в естественных биохимических процессах и составит 95-98%. По-видимому, именно этот уровень следует считать оптимальным при разработке экологически обоснованных технологических процессов.

4. Разработка и создание территориально-промышленных  комплексов (ТПК) с возможно более  полной замкнутой структурой  материальных потоков и отходов  производства внутри них. При  таком решении особенно возрастает  роль разного рода предприятий,  способных усваивать отходы основного  производства.

    Почти все производства легкой промышленности отличаются большими энергетическими потерями в системе производство-окружающее пространство, загрязняющими это пространство.[3]

   Технологии не стоят на месте и позволяют использовать различные методы очистки, утилизации и др. на производстве, позволяет выбрать ценовой барьер.

   Кратко представим эту систему в целом и по объектам загрязнения .За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов платы :

-за допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов ;

-за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов.

    Источником платы за допустимые выбросы и сбросы становилась прибыль, а платы за сверхнормативные выбросы (сбросы) - хозрасчетный доход предприятия.

    В ходе эксперимента намечалось решить ряд задач и апробировать три базовых метода и несколько их модификаций. На практике было применено два метода:

1) ставки платежей рассчитывались, исходя из экономического ущерба  от загрязнения окружающей среды;

2) исходя из затрат, необходимых  для достижения определенных  экологических целей .

Информация о работе Методы управления охраной окружающей среды