Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:51, реферат
Загрязненная природная среда может отрицательно воздействовать на "реципиентов" (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызываемые этим воздействием.
Введение……………………………………………………………………………………………………2
1. Методы управления охраной окружающей среды……………………………..3
2. Система платежей за загрязнение окружающей среды в России……....6
3.Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками………………………………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………………………….…16
Список литературы………………………………………………………………………………..….19
Как показал эксперимент, первый метод оказался непосильным для предприятий. Однако использование этих экономических методов показали их действенность и эффективность в решении экологических вопросов.
После проведения эксперимента в России в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 9.01.91 г. № 13 повсеместно была введена плата за загрязнение окружающей природной среды. Базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и значимости, а также ежегодно коэффициентом индексации (с учетом изменений экологической ситуации, цен и инфляции). [4]
Все согласование предельно допустимых нормативов, определение лимитов осуществляется на региональном уровне исполнительными органами в лице комитетов по охране природы. С учетом накопленного опыта взимания платежей были внесены изменения в порядок их определения и взимания.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещения отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхнормативная.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение отходов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями. Платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. А при отсутствии прибыли - за счет всех имеющихся средств у предприятия.
В настоящее время в силу реально существующих экономических условий действуют ограничения. Так, если рентабельность не превышает 25%, то максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи составляет 20%, при рентабельности до 50% - 50%, а свыше 50% - 70%. Введение такой нормы представляет собой льготу природопользователям, носит временный характер до улучшения экономической ситуации .[5]
Полное освобождение от платы распространяется на природопользователей, деятельность которых финансируется из бюджета любого уровня. Частичное освобождение от платы за загрязнения распространяются на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии ЖКХ, если природопользователи не выходят за рамки установленных норм и требований.
В целях стимулирования природоохранной деятельности применяется снижение платы за загрязнение с учетом освоения природопользователем средств на выполнение природоохранных мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы.
В настоящее время корректировка в среднем по России составляет 35-40% от общего размера начислений платы за загрязнение окружающей среды.
Представленная выше методика платы за загрязнение установлена на следующих принципах :
-стимулирования осуществления природоохранных мероприятий; платы за каждый ингредиент выбросов (сбросов);
-единого межотраслевого подхода ;
-учета региональных особенностей (регион мог установить коэффициенты в зависимости от экологической ситуации и значимости);
-простоты и удобства порядка взимания.
Плата за загрязнение выступает в двух формах:
1) налоговой
2) неналоговой (плата во внебюджетные фонды).
В России основная часть платы (90%) поступает в государственные внебюджетные экологические фонды, что соответствует мировой практике.
Главный недостаток существующей системы платежей - низкий уровень. И поэтому предприятиям гораздо выгоднее платить за загрязнение, чем осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии .[6]
К недостаткам действующей системы следует отнести еще и такие:
-нормативы платы установлены не на все загрязняющие вещества;
- многие предприятия (особенно небольшие) обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата за загрязнение оказывается заниженной;
- нуждается в уточнении нормативная база платы за загрязнения; коэффициенты индексации платы отстают от изменения цен и темпов роста инфляции;
- текущая ситуация неплатежей приводит к трудностям в сборе денег;
-системой платы не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (бактериологическое, радиационное и другие);
- действующая ныне система мониторинга выбросов является дорогостоящей и требует совершенствования.
В настоящее время ставки базовых нормативов за загрязнение, как было уже сказано, низкие, и в себестоимости продукции плата составляет лишь 0,06-0,08%.Повышение уровня базовых нормативов в 10-15 раз приведет к восстановлению до 1% доли платы за загрязнение в себестоимости промышленной продукции, который был в начале 1991-1992 гг.
Для сравнения, в Польше нормативы платы за загрязнение в 10-100 раз выше, а в Швеции, где плата за загрязнение взимается только по трем веществам (СО, SО2, N02), размер собираемых средств составляет около 1% ВВП .[7]
По мнению экономистов-экологов, система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) - в пределах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лимита .
Экологический налог должен представлять своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории (правом размещать в окружающей среде определенное количество вредных отходов), взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества. Платежи должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.
Экологический налог на выбросы загрязняющих веществ в пределах стандарта должен включаться в себестоимость продукции и, соответственно, в цену. В этом случае он распределяется между потребителем и загрязнителем. Это позволит стимулировать внедрение в практику новых экологически чистых технологий и видов производств.
3. Плата за загрязнение атмосферы.
Выше было отмечено, что существует множество факторов, загрязняющих атмосферный воздух, и проводится экономическая оценка ущерба от их действия. Обратимся теперь к вопросу платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников. Имеется формула, по которой определяется плата за выброс. Используем ее для расчета величины платы за загрязнение атмосферного воздуха сажей..[8]
В общем виде различают шесть видов платежей за ресурсы:
1.Платежи за право пользования природными ресурсами.
2.Оплата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3.Рентные платежи за эксплуатацию лучших природных ресурсов или за качество, или за местом их расположения относительно рынка.
4. Штрафные платежи за превышение нормы использования природных ресурсов.
5.Компенсационные платежи за добычу природных ресурсов из целевого использования или ухудшения их качества, вызванное деятельностью этих предприятий.
6. Оплата предприятий за использование среды для размещения отходов производства.
Нормативные платежи
за землю дифференцируются по
видам сельскохозяйственных
Нормативы платежей отличаются
в зависимости от
Плата за изъятие земли
городским строительством
Плата за воду осуществляется промышленными предприятиями и коммунальными службами. Они дифференцируются по бассейнам рек и колеблются в пределах от 1,5 до 3 коп. за 1 м3 воды.
За последнее десятилетие
цены на топливные ресурсы
в Украине были настолько
Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд существенных недостатков. Главный из них — низкий уровень платежей. Плата за загрязнение сейчас настолько мала, что предприятиям стало гораздо выгоднее загрязнять окружающую среду, вносить за это плату в экологические фонды и не осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты, соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии. Кроме того, по сравнению с 1991 г. произошло относительное снижение их в результате несоответствия индексации базовых ставок платежей уровню инфляции. Ожидаемые изменения по платности природопользования связаны с введением нового Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно проекту данного Кодекса, вместо платежей за загрязнение окружающей среды, вводится экологический налог.
Методология установления экологического налога осталась такой же, что и при установлении платежей со всеми ее недостатками. При дальнейшем совершенствовании платного природопользования платежи за загрязнение окружающей среды должны рассматриваться как важнейший элемент общей системы хозяйственного механизма экологически безопасного и устойчивого развития экономики. В этой системе они должны иметь строго целевое назначение, тесно быть увязаны с экологическими ограничениями на хозяйственную деятельность, экологическими сертификатами, стандартами на предельный выброс (сброс) загрязняющих веществ, а также с возможностями нашего общества по выделению необходимых материальных и финансовых средств на защиту окружающей среды опт загрязнения.
Новая система платежей (налогов) должна включать плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ:
-в пределах стандарта (норматива);
-в пределах между стандартом и лимитом;
-сверх установленного лимита.
Плата за загрязнение окружающей среды в пределах стандарта должна представлять собой плату за право пользования ассимиляционным потенциалом территории. Сумма загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятиями, в пределах стандарта не должна превышать установленной квоты на выбросы этих веществ на данной территории. Указанная плата в дальнейшем должна перерасти в экологический налог и использоваться на социально-экономическое развитие общества. Другие виды плат должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.
В идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) — в пределах между стандартом и лимитом и сверх установленного лимита. Экологический налог должен представлять собой своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории, взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества.
При определении платы от передвижных
источников учитывается объем загрязняющих
веществ, определяемый через использование
топлива. Плата за загрязнение атмосферного
воздуха передвижными источниками тоже
подразделяется на плату за допустимые
выбросы и плату за выбросы, превышающие
допустимые. Базовые нормативы платы установлены
в зависимости от вида передвижного источника
загрязнения (автомобили, тепловозы), от
вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин
(марки), сжиженный газ, керосин). По определенным
формулам рассчитывается размер платы
за сброс некоторых загрязняющих веществ
в водные объекты, а также плата за размещение
и хранение отходов . [9]
вариант |
установлено |
Фактический Сброс,Т |
Нормы Платы,руб/т |
Суммы,платы. Руб. | |||
ПДВ |
Лимит (ВСВ) | ||||||
1 |
5 |
- |
8 |
2 |
2р*5т+2р*5раз(8т-5т)=40р | ||
2 |
5 |
8 |
4 |
2 |
2р*4т=8р | ||
3 |
5 |
8 |
10 |
2 |
2р*5т+2р*5раз(2т-5т)+2р*25р*( |
Вывод.
Ключом к решению
Существуют законы, которые
регулируют вопросы по охране
окружающей среды, но многим
предпринимателям закон «не
Механизм управления природоохранной деятельностью довольно хорошо разработан в развитых странах. Он представляет разветвленную систему правовых, административных и экономических методов. Все эти методы можно разделить на три группы:
- нефискальные методы;
- методы, связанные с государственными доходами;
-методы, связанные с государственными расходами.
Экономические методы управления охраной окружающей среды, включающие в себя плату за загрязнение (загрязнитель платит), плату потребителя (например, плату за пользование очистными сооружениями), плату за продукцию (загрязняющую окружающую среду), страховую плату (систему залогов), дифференциацию оборотного налога (льготное налогообложение на производителей чистой продукции), нацеливают на улучшение состояния окружающей среды в соответствии с требованиями общества.
В России система платежей за загрязнение окружающей среды была введена вначале в виде эксперимента в 29 регионах с 1990 года, а затем Правительство 28 августа 1992 года приняло Постановление № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Это постановление в дальнейшем было дополнено рядом нормативно-методических документов, определяющих применение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих в том числе и инфляцию. Базовый норматив платы, например, для азота диоксида был установлен в пределах ПДВ - 456 руб./т, а ВСВ - 2280 руб./т, пыль неорганическая с содержанием SО2 - 121 и 605 руб./т и т.д. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду определены как произведение годового удельного экономического ущерба на показатель относительной опасности конкретного ингредиента. Для выбросов были установлены платежи для 217 веществ, а для сбросов в поверхностные водоемы - 198.
Информация о работе Методы управления охраной окружающей среды