Мониторинг окружающей среды: международное сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Международное сотрудничество - все направления и формы межгосударственных контактов - в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях. Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным.

Содержание

1.Введение, стр. 3
2.История развития мониторинга, стр. 4
3.История развития программы ЮНЕСКО относительно охраны окружающей природной среды, стр. 14
4.Заключение, стр. 20
5.Список используемой литературы, стр. 22

Вложенные файлы: 1 файл

Мониторинг окружающей среды международное сотрудничество.rtf

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Конкретные цели глобального мониторинга, а также его объекты определяются в ходе международного сотрудничества в рамках различных международных соглашений и деклараций. Примером такой системы является глобальная наблюдательная сеть сейсмомониторинга Земли, действующая в рамках Международной программы контроля за очагами землетрясений и др.

Осуществление мониторинга окружающей природной среды

Экологический мониторинг окружающей среды предусматривает наблюдение за происходящими биосфере и техносфере процессами с целью прогнозирования вероятных изменений их качества, возможных ухудшений среды обитания человека. Собственно, сама система мониторинга окружающей среды не включает в себя деятельность по управлению качеством окружающей среды. Она является источником информации, необходимой для принятия экологически важных и своевременных решений.

Основные процедуры экологического мониторинга:

1.Выделение объекта наблюдения и его обследование.

2.Составление информационной модели для выделенного (определенного) объекта:

Планирование измерений.

Оценка текущего состояния объекта наблюдения.

Идентификация информационной модели объекта наблюдения.

Прогнозирование изменения текущего состояния объекта.

Предоставление полученной информации потребителю в удобной для него форме.

Важными элементами структуры экологического мониторинга являются:

Системы объектов мониторинга - воздух, вода, почва и др.

Системы производственных работ - виды работ, включающие организацию и проведение экологического мониторинга.

Системы научных и методических разработок - разработка комплекса методик, необходимых при планировании и проведении мониторинга, при анализе результатов наблюдений и их оценке, при прогнозировании и выдаче решений.

Системы технического обеспечения - лабораторное оборудование, аппаратура для сбора информации, компьютеры, технические средства, транспорт, средства связи и др.

Поскольку компонентами окружающей среды являются воздух, вода, минерально-сырьевые и энергетические ресурсы, биоресурсы, почвы и др., то выделяют соответствующие им подсистемы мониторинга. При этом важно создавать не разрозненные, а комплексные системы. Комплексный экологический мониторинг окружающей среды - это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов.

При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:

а) проводиться постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а так же оценка состояния и функциональной целостности экосистем;

б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

Система комплексного экологического мониторинга предусматривает:

выделение объекта наблюдения;

обследование выделенного объекта наблюдения;

составление для объекта наблюдения информационной модели;

планирование измерений;

оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;

прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

 

История развития программы ЮНЕСКО относительно охраны окружающей природной среды

 

ЮНЕСКО (UNESCO -- United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) -- Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, -- содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.

Организация была создана 16 ноября 1945 года, и её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В настоящее время в организации насчитывается 195 государств-членов и 8 членов-сотрудников, то есть территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику. 182 государства-члена располагают постоянным представительством при организации в Париже, где также находятся 4 постоянных наблюдателя и 9 наблюдательных миссий межправительственных организаций. В состав организации входит более 60 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира.

Среди вопросов, которые охватывает деятельность организации: проблемы дискриминации в области образования и неграмотности; изучение национальных культур и подготовка национальных кадров; проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосферы. В центре внимания ЮНЕСКО находятся Африка и гендерное равенство.

История развития ЮНЕСКО

В 1942 году в Великобритании по инициативе президента Совета по образованию Англии и Уэльса Ричарда А.Батлера и президента Британского совета М.Робертсона была созвана конференция министров образования стран-союзников (англ. Conference of Allied Ministers of Education). Встреча, на которой присутствовали представители 8 правительств, находящихся в эмиграции, состоялась в Лондоне с 16 ноября по 5 декабря.Основным вопросом конференции было восстановление системы образования с наступлением мира. Вместо единовременного мероприятия до декабря 1945 года состоялась около 60 встреч. Идеи конференции нашли поддержку в мировом сообществе.

По окончании Второй мировой войны в Лондоне прошла конференция Организации Объединенных Наций по созданию организации по вопросам образования и культуры (ЕКО/КОНФ) (англ. United Nations Conference for the establishment of an educational and cultural organization (ECO/CONF)). Конференция была созвана по рекомендации встречи 1942 года и конференции ООН по международной организации (англ. United Nations Conference on International Organization), которая состоялась в апреле-июне 1945 года в Сан-Франциско. Основными задачами организации были установление подлинной культуры мира и препятствование развязыванию новой мировой войны, реализуемые посредством содействования обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества».

16 ноября 1945 года был подписан Устав ЮНЕСКО и создана подготовительная комиссия. Устав был подписан представителями 37 государств из 44, присутствовавших на встрече. Устав вступил в силу после того как был ратифицирован 20 государствами. Это произошло 4 ноября 1946 года. Первая сессия генеральной конференции ЮНЕСКО, в которой приняли участие представители 30 государств, прошла в Париже с 19 ноября по 10 декабря 1946 года.

ЮНЕСКО является правопреемником международного комитета Лиги Наций по вопросам интеллектуального сотрудничества и его исполнительного учреждения -- Международного института интеллектуального сотрудничества. Международный комитет (или комиссия) по интеллектуальному сотрудничеству в составе 12 человек был создан в 1922 году по предложению Леона Буржуа, лауреата Нобелевской премии мира. Лига Наций считала вопросы культуры и образования внутренними делами государств и финансово ограничивала деятельность комитета. Финансовая помощь была получена от Франции в 1926 году вместе с учреждением в Париже Международного института интеллектуального сотрудничества. Институт занимался контактами между университетами, библиотеками, научными союзами, переводом литературных произведений, юридическими вопросами интеллектуальной собственности, сотрудничеством в области музеев и искусства, связями со СМИ. Передача полномочий, которые могут быть выполнены в пределах плана деятельности ЮНЕСКО, осуществлялась в соответствии со статьёй 9 устава ЮНЕСКО и статьёй 63 устава ООН. Кроме того, ЮНЕСКО были переданы финансовые активы института

Программы ЮНЕСКО относительно охраны окружающей природной среды

Программа «Человек и биосфера» (англ. The Man and the Biosphere Programme (MAB)) -- продолжение Международной биологической программы ЮНЕСКО. Программа представляет план работ для междисциплинарных исследований, призванных улучшить взаимодействие человека с его природным окружением. Основными целями программы является определение экологических, социальных и экономических последствий от потери биоразнообразия, а также сокращение таких потерь. Для своей работы программа использует Всемирную сеть биосферных резерватов. Программа была создана в 1971 году, а уже в 1974 году (по базе данных программы в 1976 году) в США был создан первый биосферный заповедник. В 1983 году прошёл первый международный конгресс по биосферным заповедникам, который определил план действий по исследованиям и мониторингу, а также взаимодействию с местными сообществами. Севильская стратегия, выработанная на конференции ЮНЕСКО в Севилье (Испания) в 1995 году и подчёркивающая важность создания и управления биосферными заповедниками, нашла своё отражение в Мадридском плане действий, утверждённом на конференции в Мадриде в 2008 году

В конце 60-х годов XX века возросла популярность идеи об использовании научного подхода к проблеме сохранения биоразнообразия, что нашло своё отражение в создании мировой сети природоохранных зон, на базе которой стали развиваться международные программы сотрудничества и обмена. В 1970 году на Генеральной Конференции ЮНЕСКО было поддержано создание долгосрочной межправительственной и междисциплинарной программы «Человек и биосфера». Первое заседание Международного Координационного Совета (МКС), управляющего программой, в ноябре 1971 года считается днём основания программы.

Идея создания специальных зон, в которых можно заниматься не только сохранением биологического разнообразия, но и мониторингом экологических процессов, появилась почти сразу. Специалисты ООН предложили для биосферных заповедников концепцию зонирования, которая заключается в создании трёх специальных зон: ядро, буферная зона и переходная зона, или зона сотрудничества с местным населением.

В 1974 году в США был основан первый биологический заповедник, основной деятельностью которого было проведение долгосрочных исследований. Первые биологические заповедники открывались на базе уже существующих особо охраняемых природных территорий, где стали проводиться научные исследования под эгидой МАБ. Соответственно, они практически не выполняли функции сотрудничества и у них отсутствовала переходная зона.

Сохранение ценностей экосистем является основной задачей программы. В данном контексте человек является агрессивным элементом системы. По инициативе МКС еще в начале 1970-х годов был проведён ряд исследований, определяющих степень воздействия человека на природные системы, изучающих проблемы использования пестицидов, урбанизации и т. д, в общей сложности 13 исследовательских программ.

Генеральная конференция ЮНЕСКО предполагает следующий подход программы «Человек и биосфера» к своей деятельности:

Максимальное сокращение потерь биоразнообразия за счёт использования соответствующих научных знаний при принятии решений;

Повышение уровня сохранности окружающей среды за счёт создания международной сети биосферных заповедников или резерватов;

Увеличение взаимодействия между культурным и биологическим разнообразием.

В целях сокращения потерь биоразнообразия сделан акцент на широкий спектр междисциплинарных наук, включая экологическую, социальную и экономическую оценку потерь и способов их уменьшения. Основой такого подхода является создание сети научных центров для интегрированного управления экосистемами. Особое внимание программа уделяет пропаганде и разработке множественного подхода к устойчивому развитию в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах.

Повышение уровня сохранности окружающей среды достигается путём построения взаимосвязи между сохранением биоразнообразия и социо-экономическим развитием в контексте биосферных заповедников. Международная сеть биосферных заповедников совместно с региональными комитетами в этом случае является своеобразным двигателем для обмена знаниями и опытом, для образовательных и исследовательских программ и мониторинга, для принятия совместных решений. В рамках этого подхода происходит создание международных биосферных заповедников, усиление научной базы (в частности программа комплексного мониторинга биосферного заповедника англ. Biosphere Reserve Integrated Monitoring (BRIM)), поддержка региональных и тематических сетей в рамках программы.

В рамках увеличения взаимодействия между культурным и биологическим разнообразием особое внимание уделяется культурным ландшафтам и историческим объектам, в частности объектам всемирного наследия.

Программа «Человек и биосфера» управляется Международным Координационным Советом и национальными комитетами. МКС состоит из 34 членов, которые избираются раз в два года на Генеральной Конференции ЮНЕСКО. На каждой сессии генеральной конференции половина членов совета складывает свои полномочия и выбираются новые члены из тех же региональных групп. Члены совета могут быть переизбраны. Кроме того, проходят выборы главы совета и пяти его заместителей.

Заседания МКС проходят раз в два года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже . Каждый представитель имеет право одного голоса, однако он может прислать для участия в сессии любое количество экспертов. Кроме того, в заседаниях могут принимать участие члены ЮНЕСКО, не входящие в совет, а также представители целого ряда международных организаций под эгидой ООН и ЮНЕСКО.

Информация о работе Мониторинг окружающей среды: международное сотрудничество