Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:20, реферат
Окружающая среда является одним из важнейших факторов жизнедеятельности человеческого общества. Обеспечение ее благоприятного состояния с целью гарантирования комфортных условий проживания людей – приоритетное направление проводимой в нашей стране государственной экологической политики. Механизмом, позволяющим отследить состояние природных и природно-антропогенных объектов, а также предотвратить их загрязнение, служит система мониторинга. Сокращение видового разнообразия и численности живых существ на Земле происходит в таком стремительном темпе, что жизнедеятельность современного человечества следует считать катастрофой для биосферы.
МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Цели и задачи мониторинга природных ресурсов
Сокращение видового разнообразия
и численности живых существ
на Земле происходит в таком стремительном
темпе, что жизнедеятельность
Существуют две
Первая точка зрения - почти общепринятая в культурной среде. Согласно ей, состояние окружающей среды становится всё хуже и хуже вследствие перенаселения и промышленной деятельности, и мы приближаемся к глобальной катастрофе природопользования. Она выражается в разнообразной массовой литературе, эксплуатируется политиками и СМИ.
Согласно второй точке
зрения, значительные проблемы в связи
с окружающей средой действительно
имеются, но человечество с ними успешно
справляется имеющимися средствами,
и никаких радикальных
Поскольку каждая из этих точек зрения имеет некоторые основания, и у каждой есть опытные, не чуждые демагогии защитники, их спор бесконечен и малопродуктивен.
Термин «мониторинг» образован от латинского слова monitor (напоминающий, надзирающий) и обозначает процесс слежения за какими-то объектами или процессами. Мониторинг – комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния среды, основа планомерного улучшения экологической ситуации. Мониторинг можно проводит с использованием специальных приборов, а также средств биологической индикации.
В зависимости от территориальной сферы выделяют республиканский, региональный и локальный уровни мониторинга.
Республиканский уровень
охватывает всю территорию республики
с выделением в её составе крупных
регионов и отдельных объектов, имеющих
общегосударственное значение. Функционирование
мониторинга на республиканском
уровне решает задачи информационного
обеспечения управления в области
охраны окружающей среды, рационального
использования природных
Региональный уровень
организовывается исходя из специфики
физико-географических особенностей с
учетом административных, экономических,
иных границ, экологически опасных
зон, а также комплекса природных
и техногенных факторов, оказывающих
влияние на состояние окружающей
среды и использование
Локальный уровень организовывается с целью детального изучения компонентов окружающей среды на важных в социально-экономическом отношении участках. Огромное значение в организации рационального природопользования имеет изучение его проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также оценка качества окружающей человека среды на конкретных территориях. Существует специальный термин для обозначения всей сложной службы по наблюдению, оценке и прогнозу качества среды и характера природопользования – мониторинг.
Цель мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.
Основными задачами мониторинга являются*:
1) постоянное слежение
за состоянием окружающей
2) анализ, оценка фактического
состояния окружающей среды,
3) сохранение и накопление
информации о состоянии
Основными функциями мониторинга являются:
1) проведение наблюдений
инструментальными,
2) сбор и регистрация
всей экологической информации,
ведение информационных банков
данных и кадастров по
3) определение связи между
характеристиками воздействия
4) организация обмена
информацией о состоянии
5) обеспечение единой
методической и
6) обоснование проведения
научно-исследовательских и
7) обеспечение государственных
исполнительных органов,
Содержание мониторинга:
1) сбор, хранение, обработку
исходных данных о состоянии
окружающей среды и
2) комплексное обобщение
данных по экологическому
3) подготовку и передачу
регламентированных исходных
4) разработку рекомендаций
по осуществлению мероприятий
по ликвидации или снижению
последствий негативного
5) информационное обеспечение
ведения государственной
Главная проблема мониторинга - в осмыслении получаемых данных и в организации их эффективного практического использования.
Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования.
Требуется интегрирование системы
мониторинга в систему
Необходимые качества системы мониторинга*:
1. Преемственность: интеграция
существующих ведомственных
2. Открытость: способность
включать в себя новые
3. Согласованность компонентов:
объем собираемых данных
4. Способность к развитию:
в ногу с техническим
Проблема организации эффективного мониторинга не может быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.
Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой с помощью набора инструментальных методов химического, физико-химического, микробиологического анализа атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, почв, морских вод, геологической среды.
Ведение единого банка данных мониторинга, включающего данные по всем подсистемам, а также обобщение, оценка и анализ информации о фактическом состоянии окружающей среды и природных ресурсов осуществляется уполномоченными государственными органами и их территориальными подразделениями в пределах своей компетенции.
Ведение сводного банка данных, включающего данные о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, передаваемые уполномоченными государственными органами, осуществляет центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды.
Выделяют глобальный, региональный и локальный мониторинг.
Глобальный позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли. Наблюдение ведут базовые станции (30-40 сухопутных и более 10 океанических). Часто эти станции располагаются в биосферных заповедниках.
Региональный осуществляется за счет станций системы, куда стекается информация о территориях, подверженных антропогенному влиянию.
Региональный мониторинг подразделяется на:
- национальный (в пределах государства);
- «региональный» (в пределах
административно-
- природно-региональный (в пределах природных зон и районов, например, бассейнов рек или отдельных ландшавтов).
Наблюдения за воздушной
средой различных зон города, промышленных
и сельскохозяйственных районов, отдельных
предприятий относятся к
Классификация видов мониторинга*:
1. мониторинг источников
воздействия и отходов (сбросы,
выбросы, размещение и
2. мониторинг факторов
воздействия (физические, химические,
биологические факторы
3. мониторинг состояния
биосферы географический
Структура мониторинга определяется объектами мониторинга и её территориальной сферой.
В зависимости от объектов мониторинга выделяются следующие его системы:
· мониторинг атмосферного воздуха;
· мониторинг поверхностных водных ресурсов;
· мониторинг земельных ресурсов;
· мониторинг животного и растительного мира (воспроизводство и использование); мониторинг недр (в части загрязнения).
В пределах систем выделяются следующие подсистемы:
1) мониторинг качества окружающей природной среды:
- мониторинг качества атмосферного воздуха;
- мониторинг качества поверхностных водных ресурсов;
- мониторинг качества земель;
- мониторинг состояния недр (в части загрязнения);
2) мониторинг воздействия:
· мониторинг источников загрязнения атмосферного воздуха (выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн);
· мониторинг источников загрязнения водных ресурсов (сброс сточных вод в поверхностные водоемы);
· мониторинг источников загрязнения почвы (производственными и хозяйственно-бытовыми отходами);
· мониторинг радиоактивного загрязнения (радиоактивные выбросы и сбросы);
3) мониторинг последствий:
· санитарно-гигиенический мониторинг (влияние факторов среды обитания на здоровье населения);
4) специальные виды мониторинга:
- фоновый мониторинг (биосферные заповедники);
- мониторинг особо охраняемых природных территорий;
- озоновый мониторинг.
Экологический контроль - деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственных и общественный экологический контроль.
Проводятся рейдовые проверки
с целью выявления и
Сегодня ключевым моментом
в работе общественников является поиск
точек соприкосновения с
Говоря же о некоторой независимости общественных активистов по охране природы, не следует забывать о том, что эта свобода является весьма условной, так как любая деятельность в нашей стране, в том числе и природоохранная, не должна противоречить законам, как минимум, а любая контролирующая деятельность - следовать в строгом порядке существующим официальным инструкциям, служебным запискам и т.д.
Система мониторинга в Российской Федерации