Мониторинг природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Окружающая среда является одним из важнейших факторов жизнедеятельности человеческого общества. Обеспечение ее благоприятного состояния с целью гарантирования комфортных условий проживания людей – приоритетное направление проводимой в нашей стране государственной экологической политики. Механизмом, позволяющим отследить состояние природных и природно-антропогенных объектов, а также предотвратить их загрязнение, служит система мониторинга. Сокращение видового разнообразия и численности живых существ на Земле происходит в таком стремительном темпе, что жизнедеятельность современного человечества следует считать катастрофой для биосферы.

Вложенные файлы: 1 файл

МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.docx

— 30.70 Кб (Скачать файл)

 

Организацию и обеспечение  функционирования, координацию деятельности мониторинга осуществляют:

 

1) на федеральном уровне - центральный исполнительный орган  в области охраны окружающей  среды и уполномоченные органы  в пределах своей компетенции;

 

2) на региональном уровне - территориальные и местные исполнительные  органы в пределах своей компетенции.

 

Организацию и обеспечение  функционирования подсистем и информационное обеспечение мониторинга осуществляют специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения.

 

Сложившаяся к настоящему времени организация мониторинга  природной среды и ее важнейших  элементов на территории России характеризуется  тем, что каждое ведомство создавало  и обеспечивало функционирование собственной  системы наблюдения и контроля. В  Результате этого в РФ функционирует  ряд систем мониторинга загрязнения  окружающей среды и состояния  природных ресурсов:

 

1. Комитет по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды  (мониторинг воды, воздуха, почв);

 

2. Комитет по геологии  и минеральным ресурсам (Мониторинг  подземных вод, экзогенных геологических  процессов);

 

3. Министерство сельского  хозяйства (мониторинг почвы,  растительной продуктивности, снега);

 

4. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (мониторинг водопроводной воды, поверхностной воды, почвы, атмосферы воздуха, пищевых продуктов, уровня шума, вибрации, электромагнитного излучения);

 

5. Унифицированная система  санитарно-гигиенического надзора  за количеством пестицидов (мониторинг  пищевых продуктов, сельскохозяйственной  продукции).

 

Эти службы ни организационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Их техническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техника непрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянии окружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько на данных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.

 

Система мониторинга реализуется  на нескольких уровнях*:

 

- импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе);

 

- региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);

 

- фоновом (на базе биосферных  заповедников, где исключена всякая  хозяйственная деятельность).

 

В территориальном масштабе приоритет отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб. В отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают  атмосферный воздух и вода пресных  водоемов.

 

Основным документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации, является Закон «Об охране окружающей природной среды».

 

В соответствии со статьей 68 Закона:

 

Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или  иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных  ресурсов, оздоровлению окружающей природной  среды, соблюдению требований природоохранительного  законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

 

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного  и общественного контроля.

 

В широком смысле слова  экологический контроль - это деятельность государственных органов, предприятий  и граждан по соблюдению экологических  норм и правил; соответственно различают  государственный, производственный и  общественный экологический контроль.

 

На территории бывшего  СССР функционировала Общегосударственная  служба наблюдений и контроля состояния  окружающей среды (ОГСНК). В 1993 году принято  решение о создании Единой государственной  системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния  среды в РФ.

 

ЕГСЭМ как центр единой научно - технической политики в  области экологического мониторинга  должна обеспечивать*:

 

- координацию разработки  и выполнения программ наблюдений  за состоянием окружающей среды;

 

- регламентацию и контроль  сбора и обработки достоверных  данных;

 

- хранение информации, ведение  специальных банков данных;

 

- деятельность по оценке  и прогнозу состояния объектов  окружающей природной среды, природных  ресурсов, откликов экосистем и  здоровья населения на антропогенное  воздействие;

 

- доступность экологической  информации широкому кругу потребителей.

 

По состоянию на 01.01.2004 года наблюдения за загрязнением атмосферы  проводились в 248 городах и поселках силами 682 стационарных постов (кроме  того, использовались и передвижные  средства). Анализ отобранных проб организован в 150 лабораториях. Во всех городах измеряется содержание в воздухе пыли, диоксида серы, сажи, оксида углерода, оксидов азота. С учетом расположения источников выбросов определяют концентрации аммиака, летучих соединений фтора, тяжелых металлов, хлора, сероуглерода и др.

 

Мониторинг состояния  поверхностных вод суши по гидрохимическим  показателям охватывает 1175 водотоков  и 151 водоем России (почти 30000 проб за 2004 год); для 190 водных объектов организованы гидробиологические наблюдения (более 7100 проб). К измеряемым параметрам относятся: минерализация, концентрации взвешенных веществ, основных ионов, биогенных веществ, нефтепродуктов, детергентов, пестицидов, фенолов, тяжелых металлов, определяются температура, цветность, кислотность (рН), окисляемость и некоторые специфические ингредиенты.

 

Пункты наблюдений за состоянием почв расположены на сельскохозяйственных угодьях, в отдельных лесных массивах, в зонах отдыха, а также в  зонах влияния промышленных комплексов (около 6100 проб в 2004 году).

 

Специальные программы мониторинга  включают сеть системы глобального  атмосферного фонового мониторинга  в шести биосферных заповедниках, сеть наблюдений за химическим составом осадков, исследования состояния снежного покрова, трансграничного переноса, а также работы в области биомониторинга для оценки допустимой экологической  нагрузки на экосистемы.

 

Информационное обеспечение  мониторинга основывается на передаваемых в сводный банк данных результатов  государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, выполняемого уполномоченными государственными органами, в соответствии с согласованными перечнями, формами и сроками, утвержденными центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.

 

Система программных средств  должна позволять осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая  обмен информацией между различными уровнями, а также банками данных систем и подсистем мониторинга.

 

Финансирование ведения  мониторинга осуществляется за счет средств республиканского и местных  бюджетов по бюджетным программам уполномоченных органов.

 

 

Заключение

 

Экологическая ситуация в  любом городе и сельскохозяйственном районе может кардинально измениться не только за продолжительное время, но часто и за считанные часы, так как интенсивность выбросов предприятиями отходов в атмосферу  или водоем, рекреационная нагрузка на лесопарк, количество и тип пестицида, который использован для обработки  посевов, интенсивность попадания  животноводческих стоков в реку и  т.д. иногда катастрофически увеличивается. Поэтому необходимо вести регулярное наблюдение за состоянием экосистем и их элементов. Такие постоянные наблюдения за происходящими в экосистемах процессами называются экологическим мониторингом.

 

Огромное значение в организации  рационального природопользования имеет изучение его проблем на глобальном, региональном и локальном  уровнях, а также оценка качества окружающей человека среды на конкретных территориях, в экосистемах различного ранга. Существует специальный термин для обозначения всей сложной службы по наблюдению, оценке и прогнозу качества среды и характера природопользования – мониторинг.

 

При подобном надзоре качественно  и количественно анализируется  состояние воздуха, поверхностных  вод, климатических изменений, свойства почвенного покрова, состояние растительного  и животного мира.

 

К каждому из перечисленных  компонентов биосферы предъявляются  особые требования и разрабатываются  специфические методы анализа.

 

Сложившаяся к настоящему времени организация мониторинга  природной среды и ее важнейших  элементов на территории России характеризуется  тем, что каждое ведомство создавало  и обеспечивало функционирование собственной  системы наблюдения и контроля. В  Результате этого в РФ функционирует  ряд систем мониторинга загрязнения  окружающей среды и состояния  природных ресурсов:

 

1. Комитет по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды  (мониторинг воды, воздуха, почв);

 

2. Комитет по геологии  и минеральным ресурсам (Мониторинг  подземных вод, экзогенных геологических  процессов);

 

3. Министерство сельского  хозяйства (мониторинг почвы,  растительной продуктивности, снега);

 

4. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (мониторинг водопроводной воды, поверхностной воды, почвы, атмосферы воздуха, пищевых продуктов, уровня шума, вибрации, электромагнитного излучения);

 

5. Унифицированная система  санитарно-гигиенического надзора  за количеством пестицидов (мониторинг  пищевых продуктов, сельскохозяйственной  продукции).

 

Эти службы ни организационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Их техническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техника непрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянии окружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько на данных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.

 

Таким образом, главная проблема мониторинга - в осмыслении получаемых данных и в организации их эффективного практического использования.

 

Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования.

 

Требуется интегрирование системы  мониторинга в систему управления природопользованием, вообще в систему  государственного управления. К администраторам  должны поступать не «тревожные цифры», призывы и неисполнимые рекомендации, а конкретные обоснованные проекты.

 

Проблема организации  эффективного мониторинга не может  быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.

Список литературы

 

1. Афанасьев Ю.А., Фомин  С.А. Мониторинг и методы контроля  окружающей среды. М.: ИНФРА-М, 2001. – 335с.

 

2. Бурьяк А. Безопасность природопользования. М.: Наука, 2004. – 112с.

 

3. Миркин Б.М., Наумова  Л.Г. Экология России. – М.: АО  МДС, 1996. – 272с.

 

4. Природопользование: Учебник./ Под ред. Э.А. Арустумова. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 1999. – 216с.

 

5. Экология, мониторинг и  рациональное природопользование./ Под ред. Малкова Я.В. - М.: Наука, 1996. – 273с.

 

6. Экология, мониторинг и  рациональное природопользование./ Под ред. Мозолевской Е.Г. - М.: Наука, 2005. – 211с.

 

7. Яндыганов. Я.Я. Экономика природопользования: Учебник. - Екатеринбург: УГЭУ, 1997. – 398с.

 

 

* Экология, мониторинг и  рациональное природопользование./ Под ред. Малкова Я.В. - М.: Наука, 1996. – с. 28

 

* Экология, мониторинг и  рациональное природопользование./ Под ред. Малкова Я.В. - М.: Наука, 1996. – с. 33

 

* Бурьяк А. Безопасность природопользования. М.: Наука, 2004. – 112с.

 

* Экология, мониторинг и  рациональное природопользование./ Под ред. Мозолевской Е.Г. - М.: Наука, 1995. – с. 41

 

* Экология, мониторинг и  рациональное природопользование./ Под ред. Мозолевской Е.Г. - М.: Наука, 1995. – с. 57

 

* Бурьяк А. Безопасность природопользования. М.: Наука, 2004. – с. 92


Информация о работе Мониторинг природных ресурсов