Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:20, реферат
Окружающая среда является одним из важнейших факторов жизнедеятельности человеческого общества. Обеспечение ее благоприятного состояния с целью гарантирования комфортных условий проживания людей – приоритетное направление проводимой в нашей стране государственной экологической политики. Механизмом, позволяющим отследить состояние природных и природно-антропогенных объектов, а также предотвратить их загрязнение, служит система мониторинга. Сокращение видового разнообразия и численности живых существ на Земле происходит в таком стремительном темпе, что жизнедеятельность современного человечества следует считать катастрофой для биосферы.
Организацию и обеспечение функционирования, координацию деятельности мониторинга осуществляют:
1) на федеральном уровне
- центральный исполнительный
2) на региональном уровне
- территориальные и местные
Организацию и обеспечение функционирования подсистем и информационное обеспечение мониторинга осуществляют специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения.
Сложившаяся к настоящему
времени организация
1. Комитет по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей
2. Комитет по геологии
и минеральным ресурсам (Мониторинг
подземных вод, экзогенных
3. Министерство сельского хозяйства (мониторинг почвы, растительной продуктивности, снега);
4. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (мониторинг водопроводной воды, поверхностной воды, почвы, атмосферы воздуха, пищевых продуктов, уровня шума, вибрации, электромагнитного излучения);
5. Унифицированная система
санитарно-гигиенического
Эти службы ни организационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Их техническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техника непрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянии окружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько на данных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях*:
- импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе);
- региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);
- фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).
В территориальном масштабе приоритет отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб. В отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов.
Основным документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации, является Закон «Об охране окружающей природной среды».
В соответствии со статьей 68 Закона:
Экологический контроль ставит
своими задачами: наблюдение за состоянием
природной среды и ее изменением
под влиянием хозяйственной или
иной деятельности; проверку выполнения
планов и мероприятий по охране природы,
рациональному использованию
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного и общественного контроля.
В широком смысле слова экологический контроль - это деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил; соответственно различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.
На территории бывшего
СССР функционировала
ЕГСЭМ как центр единой научно - технической политики в области экологического мониторинга должна обеспечивать*:
- координацию разработки
и выполнения программ
- регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных данных;
- хранение информации, ведение специальных банков данных;
- деятельность по оценке
и прогнозу состояния объектов
окружающей природной среды,
- доступность экологической
информации широкому кругу
По состоянию на 01.01.2004 года наблюдения за загрязнением атмосферы проводились в 248 городах и поселках силами 682 стационарных постов (кроме того, использовались и передвижные средства). Анализ отобранных проб организован в 150 лабораториях. Во всех городах измеряется содержание в воздухе пыли, диоксида серы, сажи, оксида углерода, оксидов азота. С учетом расположения источников выбросов определяют концентрации аммиака, летучих соединений фтора, тяжелых металлов, хлора, сероуглерода и др.
Мониторинг состояния поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охватывает 1175 водотоков и 151 водоем России (почти 30000 проб за 2004 год); для 190 водных объектов организованы гидробиологические наблюдения (более 7100 проб). К измеряемым параметрам относятся: минерализация, концентрации взвешенных веществ, основных ионов, биогенных веществ, нефтепродуктов, детергентов, пестицидов, фенолов, тяжелых металлов, определяются температура, цветность, кислотность (рН), окисляемость и некоторые специфические ингредиенты.
Пункты наблюдений за состоянием почв расположены на сельскохозяйственных угодьях, в отдельных лесных массивах, в зонах отдыха, а также в зонах влияния промышленных комплексов (около 6100 проб в 2004 году).
Специальные программы мониторинга включают сеть системы глобального атмосферного фонового мониторинга в шести биосферных заповедниках, сеть наблюдений за химическим составом осадков, исследования состояния снежного покрова, трансграничного переноса, а также работы в области биомониторинга для оценки допустимой экологической нагрузки на экосистемы.
Информационное обеспечение мониторинга основывается на передаваемых в сводный банк данных результатов государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, выполняемого уполномоченными государственными органами, в соответствии с согласованными перечнями, формами и сроками, утвержденными центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.
Система программных средств
должна позволять осуществлять накопление,
обработку и хранение информации
на единой методической основе, обеспечивая
обмен информацией между
Финансирование ведения мониторинга осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов по бюджетным программам уполномоченных органов.
Заключение
Экологическая ситуация в
любом городе и сельскохозяйственном
районе может кардинально измениться
не только за продолжительное время,
но часто и за считанные часы,
так как интенсивность выбросов
предприятиями отходов в
Огромное значение в организации
рационального
При подобном надзоре качественно и количественно анализируется состояние воздуха, поверхностных вод, климатических изменений, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира.
К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа.
Сложившаяся к настоящему
времени организация
1. Комитет по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей
2. Комитет по геологии
и минеральным ресурсам (Мониторинг
подземных вод, экзогенных
3. Министерство сельского хозяйства (мониторинг почвы, растительной продуктивности, снега);
4. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (мониторинг водопроводной воды, поверхностной воды, почвы, атмосферы воздуха, пищевых продуктов, уровня шума, вибрации, электромагнитного излучения);
5. Унифицированная система
санитарно-гигиенического
Эти службы ни организационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Их техническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техника непрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянии окружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько на данных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.
Таким образом, главная проблема мониторинга - в осмыслении получаемых данных и в организации их эффективного практического использования.
Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования.
Требуется интегрирование системы
мониторинга в систему
Проблема организации эффективного мониторинга не может быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.
Список литературы
1. Афанасьев Ю.А., Фомин
С.А. Мониторинг и методы
2. Бурьяк А. Безопасность природопользования. М.: Наука, 2004. – 112с.
3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996. – 272с.
4. Природопользование: Учебник./ Под ред. Э.А. Арустумова. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 1999. – 216с.
5. Экология, мониторинг и
рациональное
6. Экология, мониторинг и
рациональное
7. Яндыганов. Я.Я. Экономика природопользования: Учебник. - Екатеринбург: УГЭУ, 1997. – 398с.
* Экология, мониторинг и
рациональное
* Экология, мониторинг и
рациональное
* Бурьяк А. Безопасность природопользования. М.: Наука, 2004. – 112с.
* Экология, мониторинг и
рациональное
* Экология, мониторинг и
рациональное
* Бурьяк А. Безопасность природопользования. М.: Наука, 2004. – с. 92