Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:25, реферат
Печальные последствия хозяйственной деятельности человека для биосферы являются объективной реальностью. Вместе с тем негативные результаты антропогенных воздействий в условиях развития современной цивилизации не могут быть признаны неизбежными. Ухудшение состояния окружающей природной среды, как правило, связано с нерациональным и «хищническим» использованием природных ресурсов, ошибками в технической и экологической политике, крайне низким уровнем разработки и внедрения безотходных технологий, малой изученностью всех последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. В сложившейся ситуации чрезвычайно важным для практических действий и долгосрочного прогнозирования качества окружающей среды являются контроль состояния и определение тенденций ее изменения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Цели и задачи мониторинга природных ресурсов 5
1.1.Республиканский, региональный и локальный уровни мониторинга 7
1.2.Мониторинг глобальный, региональный и локальный 10
2. Система мониторинга в Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
При подобном надзоре качественно и количественно анализируется состояние воздуха, поверхностных вод, климатических изменений, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира.
К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа.
Сложившаяся к настоящему времени организация мониторинга природной среды и ее важнейших элементов на территории России характеризуется тем, что каждое ведомство создавало и обеспечивало функционирование собственной системы наблюдения и контроля. В Результате этого в РФ функционирует ряд систем мониторинга загрязнения окружающей среды и состояния природных ресурсов:
1. Комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (мониторинг воды, воздуха, почв);
2. Комитет по геологии и минеральным ресурсам (Мониторинг подземных вод, экзогенных геологических процессов);
3. Министерство сельского хозяйства (мониторинг почвы, растительной продуктивности, снега);
4. Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического
5. Унифицированная система
санитарно-гигиенического
Эти службы ни организационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Их техническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техника непрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянии окружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько на данных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.
Таким образом, главная проблема мониторинга - в осмыслении получаемых данных и в организации их эффективного практического использования.
Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования.
Требуется интегрирование системы мониторинга в систему управления природопользованием, вообще в систему государственного управления. К администраторам должны поступать не «тревожные цифры», призывы и неисполнимые рекомендации, а конкретные обоснованные проекты.
Проблема организации эффективного мониторинга не может быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.
1. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. М.: ИНФРА-М, 2001. – 335с.
2. Бурьяк А. Безопасность
3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996. – 272с.
4. Природопользование: Учебник./ Под ред. Э.А. Арустумова. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 1999. – 216с.
5. Экология, мониторинг и рациональное природопользование./ Под ред. Малкова Я.В. - М.: Наука, 1996. – 273с.
6. Экология, мониторинг и рациональное природопользование./ Под ред. Мозолевской Е.Г. - М.: Наука, 2005. – 211с.
7. Яндыганов. Я.Я. Экономика природопользования: Учебник. - Екатеринбург: УГЭУ, 1997. – 398с.