Мониторинг природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:25, реферат

Краткое описание

Печальные последствия хозяйственной деятельности человека для биосферы являются объективной реальностью. Вместе с тем негативные результаты антропогенных воздействий в условиях развития современной цивилизации не могут быть признаны неизбежными. Ухудшение состояния окружающей природной среды, как правило, связано с нерациональным и «хищническим» использованием природных ресурсов, ошибками в технической и экологической политике, крайне низким уровнем разработки и внедрения безотходных технологий, малой изученностью всех последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. В сложившейся ситуации чрезвычайно важным для практических действий и долгосрочного прогнозирования качества окружающей среды являются контроль состояния и определение тенденций ее изменения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Цели и задачи мониторинга природных ресурсов 5
1.1.Республиканский, региональный и локальный уровни мониторинга 7
1.2.Мониторинг глобальный, региональный и локальный 10
2. Система мониторинга в Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (1).doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой с помощью набора инструментальных методов химического, физико-химического, микробиологического анализа атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, почв, морских вод, геологической среды.

Ведение единого банка данных мониторинга, включающего данные по всем подсистемам, а также обобщение, оценка и анализ информации о фактическом состоянии окружающей среды и природных ресурсов осуществляется уполномоченными государственными органами и их территориальными подразделениями в пределах своей компетенции.

Ведение сводного банка данных, включающего данные о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, передаваемые уполномоченными государственными органами, осуществляет центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мониторинг глобальный, региональный и локальный

 

Глобальный позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли. Наблюдение ведут базовые станции (30-40 сухопутных и более 10 океанических). Часто эти станции располагаются в биосферных заповедниках.

Региональный осуществляется за счет станций системы, куда стекается информация о территориях, подверженных антропогенному влиянию (см. Рисунок.1.2.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.2. - Информационная система мониторинга.

 

Региональный мониторинг подразделяется на:

- национальный (в пределах  государства);

- «региональный» (в пределах  административно-управленческих регионов, например, экономических районов);

- природно-региональный (в  пределах природных зон и районов, например, бассейнов рек или отдельных ландшафтов).

Наблюдения за воздушной средой  различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов, отдельных предприятий относятся к локальному мониторингу.

Классификация видов мониторинга:

1. мониторинг источников  воздействия и отходов (сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции);

2. мониторинг факторов  воздействия (физические, химические, биологические факторы воздействия);

3. мониторинг состояния  биосферы географический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами) и биологический мониторинг (биота).

Структура мониторинга определяется объектами мониторинга и её территориальной сферой.

В зависимости от объектов мониторинга выделяются следующие его системы:

  • мониторинг атмосферного воздуха;
  • мониторинг поверхностных водных ресурсов;
  • мониторинг земельных ресурсов;
  • мониторинг животного и растительного мира (воспроизводство и использование); мониторинг недр (в части загрязнения).

В пределах систем выделяются следующие подсистемы:

1) мониторинг качества  окружающей природной среды:

- мониторинг качества атмосферного воздуха;

- мониторинг качества  поверхностных водных ресурсов;

- мониторинг качества  земель;

- мониторинг состояния  недр (в части загрязнения);

2) мониторинг воздействия:

  • мониторинг источников загрязнения атмосферного воздуха (выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн);
  • мониторинг источников загрязнения водных ресурсов (сброс сточных вод в поверхностные водоемы);
  • мониторинг источников загрязнения почвы (производственными и хозяйственно-бытовыми отходами);
  • мониторинг радиоактивного загрязнения (радиоактивные выбросы и сбросы);

3) мониторинг последствий:

  • санитарно-гигиенический мониторинг (влияние факторов среды обитания на здоровье населения);

4) специальные виды мониторинга:

- фоновый мониторинг (биосферные  заповедники);

- мониторинг особо охраняемых  природных территорий;

- озоновый мониторинг.

Экологический контроль - деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственных и общественный экологический контроль.

Проводятся рейдовые проверки с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства, к ним относятся: лесная инспекция, охотинспекция, инспекция рыбоохраны, а также инспекция по работе с жалобами населения в городах.

Сегодня ключевым моментом в работе общественников является поиск точек соприкосновения с государственными природоохранными структурами. Именно диалог со специально уполномоченными природоохранными ведомствами позволяет наиболее широко и с наиболее полным спектром возможностей выполнять свои природоохранные функции.

Говоря же о некоторой независимости общественных активистов по охране природы, не следует забывать о том, что эта свобода является весьма условной, так как любая деятельность в нашей стране, в том числе и природоохранная, не должна противоречить законам, как минимум, а любая контролирующая деятельность - следовать в строгом порядке существующим официальным инструкциям, служебным запискам и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система мониторинга в Российской Федерации

 

Организацию и обеспечение функционирования, координацию деятельности мониторинга осуществляют:

1) на федеральном уровне - центральный исполнительный орган  в области охраны окружающей  среды и уполномоченные органы  в пределах своей компетенции;

2) на региональном уровне - территориальные и местные исполнительные  органы в пределах своей компетенции.

Организацию и обеспечение функционирования подсистем и информационное обеспечение мониторинга осуществляют специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения.

Сложившаяся к настоящему времени организация мониторинга природной среды и ее важнейших элементов на территории России характеризуется тем, что каждое ведомство создавало и обеспечивало функционирование собственной системы наблюдения и контроля. В Результате этого в РФ функционирует ряд систем мониторинга загрязнения окружающей среды и состояния природных ресурсов:

1. Комитет по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды (мониторинг воды, воздуха, почв);

2. Комитет по геологии  и минеральным ресурсам (Мониторинг  подземных вод, экзогенных геологических  процессов);

3. Министерство сельского  хозяйства (мониторинг почвы, растительной продуктивности, снега);

4. Государственный комитет  санитарно-эпидемиологического надзора (мониторинг водопроводной воды, поверхностной воды, почвы, атмосферы  воздуха, пищевых продуктов, уровня  шума, вибрации, электромагнитного  излучения);

5. Унифицированная система  санитарно-гигиенического надзора  за количеством пестицидов (мониторинг  пищевых продуктов, сельскохозяйственной  продукции).

Эти службы ни организационно, ни методические, ни метеорологические не связаны между собой. Их техническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техника непрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянии окружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько на данных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях:

- импактном (изучение сильных  воздействий в локальном масштабе);

- региональном (проявление  проблем миграции и трансформации  загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);

- фоновом (на базе биосферных  заповедников, где исключена всякая  хозяйственная деятельность).

В территориальном масштабе приоритет отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб. В отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов.

Основным документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации, является Закон «Об охране окружающей природной среды».

В соответствии со статьей 68 Закона:

Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного и общественного контроля.

В широком смысле слова экологический контроль - это деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил; соответственно различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.

На территории бывшего СССР функционировала Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК). В 1993 году принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в РФ.

ЕГСЭМ как центр единой научно - технической политики в области экологического мониторинга должна обеспечивать:

- координацию разработки  и выполнения программ наблюдений  за состоянием окружающей среды;

- регламентацию и контроль  сбора и обработки достоверных  данных;

- хранение информации, ведение  специальных банков данных;

- деятельность по оценке  и прогнозу состояния объектов  окружающей природной среды, природных  ресурсов, откликов экосистем и  здоровья населения на антропогенное  воздействие;

- доступность экологической  информации широкому кругу потребителей.

По состоянию на 01.01.2004 года наблюдения за загрязнением атмосферы проводились в 248 городах и поселках силами 682 стационарных постов (кроме того, использовались и передвижные средства). Анализ отобранных проб организован в 150 лабораториях. Во всех городах измеряется содержание в воздухе пыли, диоксида серы, сажи, оксида углерода, оксидов азота. С учетом расположения источников выбросов определяют концентрации аммиака, летучих соединений фтора, тяжелых металлов, хлора, сероуглерода и др.

Мониторинг состояния поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охватывает 1175 водотоков и 151 водоем России (почти 30000 проб за 2004 год); для 190 водных объектов организованы гидробиологические наблюдения (более 7100 проб). К измеряемым параметрам относятся: минерализация, концентрации взвешенных веществ, основных ионов, биогенных веществ, нефтепродуктов, детергентов, пестицидов, фенолов, тяжелых металлов, определяются температура, цветность, кислотность (рН), окисляемость и некоторые специфические ингредиенты.

Пункты наблюдений за состоянием почв расположены на сельскохозяйственных угодьях, в отдельных лесных массивах, в зонах отдыха, а также в зонах влияния промышленных комплексов (около 6100 проб в 2004 году).

Специальные программы мониторинга включают сеть системы глобального атмосферного фонового мониторинга в шести биосферных заповедниках, сеть наблюдений за химическим составом осадков, исследования состояния снежного покрова, трансграничного переноса, а также работы в области биомониторинга для оценки допустимой экологической нагрузки на экосистемы.

Информационное обеспечение мониторинга основывается на передаваемых в сводный банк данных результатов государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, выполняемого уполномоченными государственными органами, в соответствии с согласованными перечнями, формами и сроками, утвержденными центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.

Система программных средств должна позволять осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией между различными уровнями, а также банками данных систем и подсистем мониторинга.

Финансирование ведения мониторинга осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов по бюджетным программам уполномоченных органов.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экологическая ситуация в любом городе и сельскохозяйственном районе может кардинально измениться не только за продолжительное время, но часто и за считанные часы, так как интенсивность выбросов предприятиями отходов в атмосферу или водоем, рекреационная нагрузка на лесопарк, количество и тип пестицида, который использован для обработки посевов, интенсивность попадания животноводческих стоков в реку и т.д. иногда катастрофически увеличивается. Поэтому необходимо вести регулярное наблюдение за состоянием экосистем и их элементов. Такие постоянные наблюдения за происходящими в экосистемах процессами называются экологическим мониторингом.

Огромное значение в организации рационального природопользования имеет изучение его проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также оценка качества окружающей человека среды на конкретных территориях, в экосистемах различного ранга. Существует специальный термин для обозначения всей сложной службы по наблюдению, оценке и прогнозу качества среды и характера природопользования – мониторинг.

Информация о работе Мониторинг природных ресурсов