Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 05:00, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать роль наблюдений в экологическом образовании дошкольников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности экологического образования;
2. Рассмотреть наблюдение как метод экологического образования;
3. Проанализировать методику использования наблюдения в экологическом образовании;
4. Сделать анализ методики использования наблюдения в экологическом образовании;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАБЛЮДЕНИЯ КАК ВЕДУЩЕГО МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………….……….6
Психолого-педагогические особенности экологического образования ……………………………………………………………..6
Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения………………………...………12
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ………………………18
2.1 Организация наблюдений в экологической комнате………………18
2.2 Наблюдение за природой …………………………….……………... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...…...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………
Психолого-педагогические аспекты восприятия природы, ее эстетического познания и осмысления (мышления) роль в этом эмоционального фактора.
Эстетическое восприятие природы - эстетическое созерцание, целенаправленное и целостное восприятие объекта или явления природы как эстетической ценности, которые сопровождаются эстетическим переживанием и суждением.
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.
Таким образом, можно сделать вывод: основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
1.2 Формирование
начал экологической культуры
у дошкольников с
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей.
Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи. Роль детского сада в организации данного вида деятельности определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива и оптимальными условиями воспитания, образования, развития и созданием эколого-развивающей среды в детском саду.
Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми налаживать с ними нормальные деловые и личные отношения. Старший дошкольник способен правильно оценить себя, свои успехи, неудачи, личностные качества (в игре, учении, труде, общении). Особенно важно, что в старшем дошкольном возрасте формируется эмоционально-психологическая, интеллектуально-творческая и познавательно-деятельностная сферы личности.
Важно научить старшего дошкольника содержательному восприятию природы, ее эстетическому видению, с положительным переживанием и эмоциональным откликом. Главное - путем живого созерцания и эмоционально-эстетического видения заставить заговорить о прекрасном в природе, его судьбе и приумножении. Для этого необходимо:
- непосредственному восприятию природы предварять необходимый багаж знаний подключением к нему уже имеющегося познавательного опыта; конечной целью при этом является возбуждение интереса и желание встречи с конкретно прекрасным объектом и явлением в природе;
- целенаправленное воспитание чувства прекрасного в «реальном» эстетическом восприятии природы с рассуждением о ней, о ее обусловленности;
- управляемое восприятие объекта, явления природы, как конкретно-образные ощущения, так и целостное впечатление, с рассуждением о том, при каких условиях и обстоятельствах нарушается эта гармония; объяснение процветания природы взаимосвязью, взаимообусловленностью и взаимовлиянием экологических ситуаций, условий и структур в целом;
- избирательное эстетическое
восприятие ребенком, отвечающее
его интересам, осторожно направляемое
педагогом на эстетико-
- эстетическое отражение
восприятие природы во
В старшем дошкольном возрасте дети способны к таким формам мыслительного процесса, как суждение и умозаключение. Суждения и умозаключения о состоянии природы основываются на памяти, представлении, понятиях о ней.
С помощью органов чувств и мышления, которые находят опору в практической деятельности в любом объекте и явлении природы под руководством или самостоятельно дети различают форму и содержания, в их точной взаимосвязи и взаимодействии, способны понять, что совершенство в природе выражает в высокой степени черты и особенности конкретного рода, вида при условиях, необходимых для его существования и развития.
Необходимо помнить о влиянии эмоций как движущей силе воображения и выразительности детского творчества. Эмоциональный фактор чрезвычайно необходим для педагогической организации поиска и открытия прекрасного в природе.
Опыт практики свидетельствует, что потребность в общении с природой - это отправная точка формирования экологической культуры ребенка: потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природы и воспринимает себя частью природы [17].
В процессе наблюдений ребенок-дошкольник познает различные объекты, взаимосвязи в природе и специфику жизнедеятельности организмов.
Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное.
Руководство наблюдениями в природе дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим). Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя.
Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
1. Цель и задача наблюдения
должны быть поставлены четко
и конкретно. Во всех случаях
задача должна иметь
2. Для каждого наблюдения
воспитателю необходимо
3. В организации наблюдений
следует предусматривать
4. Наблюдение должно
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми
в процессе наблюдений, должны
закрепляться, уточняться, обобщаться
и систематизироваться с
7. В результате каждого
наблюдения у детей должно
быть сформировано
При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста.
При организации наблюдений важными являются следующие моменты:
1. Комплексное проведение
цикла. Одно наблюдение должно
следовать за другим без
2. Преобладание визуального
источника знания над
3. Охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдений, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.
4. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений.
При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.
Подводя итоги раздела, можно сделать следующий вывод: в старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми налаживать с ними нормальные деловые и личные отношения.
Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные.
Глава II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
2.1 Организация наблюдений в экологической комнате
Правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями в группе и на участке садика поможет поддержать интерес детей к обитателям природного мира, поселившимся в детском саду.
Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двух-трех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям [18].
Например, цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме, можно разбить на несколько этапов.
Этап первый. Где живет рыбка?
В наблюдениях этого этапа дети выясняют и словесно формулируют, что рыбка живет в аквариуме. Это целый водный мир - маленькая модель озера или пруда (именно озера, а не моря, где вода соленая). Дно в аквариуме песчаное (или из мелкой гальки). Там растут водоросли. Кроме рыбки, в аквариуме живут улитки.
Этап второй. Опиши рыбку