Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 05:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать роль наблюдений в экологическом образовании дошкольников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности экологического образования;
2. Рассмотреть наблюдение как метод экологического образования;
3. Проанализировать методику использования наблюдения в экологическом образовании;
4. Сделать анализ методики использования наблюдения в экологическом образовании;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАБЛЮДЕНИЯ КАК ВЕДУЩЕГО МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………….……….6
Психолого-педагогические особенности экологического образования ……………………………………………………………..6
Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения………………………...………12
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ………………………18
2.1 Организация наблюдений в экологической комнате………………18
2.2 Наблюдение за природой …………………………….……………... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...…...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

наблюдение в экологич. воспитан..docx

— 64.04 Кб (Скачать файл)

Подводя итог вышесказанному сделаем следующие выводы. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. В дошкольном учреждении необходимо создание зоны природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду. Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Мероприятия по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников посредством наблюдений за живой и неживой природой имеет свою эффективность: благодаря наблюдению, можно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

В проведенном исследовании в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения, что позволяет сделать следующие общие выводы.

Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. Наблюдения играют важную роль в экологическом образовании дошкольников. Рассматривая тему «Наблюдение как метод экологического образования дошкольников» мы выделили две главы. В первой главе «Теоретические основы», изучили психолого-педагогические особенности экологического образования, рассмотрели ряд программ экологического образования дошкольников, они демонстрируют большую творческую активность специалистов – понимание экологических проблем планеты, необходимость их решения, ценности природы, способы воздействия человека с природой. Также рассмотрели понятие метод и наблюдения и выделили, что метод – это путь к достижению поставленной цели. А наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов  явлений природы.

Изучая современную литературу, мы изучили методики использования наблюдения в экологическом образовании. Такие как у Николаевой С. Н. недельную методику ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы, у Рыжовой Н. А. блоки занятий по наблюдению, у Лаврентьевой Н.Г. изучили месячную методику проведения наблюдений.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аверина Л., Панифидинова И., Сапожникова Н. Интернет среда и не только. Дошкольное воспитание - 2007 - № 7 - с.97 - 102.
  2. Ашиков, В., Ашиков, С. Природа, Творчество и Красота. Дошкольное воспитание. – №7. – 2005. – с – 2-5; №11. – 2005. – с. 51-54
  3. Безгина Е. Не разрушать, а созидать. Дошкольное воспитание. - 2003 - № 7
  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: АПН РСФСР. – 2007.
  5. Воронкова А.В. Методики и эксперименты по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: МГУ. – 2008 – 113с.
  6. Воспитательная деятельность молодого воспитателя: социально-психологические аспекты. – СПб.: Нева-пресс. – 2007.
  7. Воспитание и обучение детей в детском саду. Под ред. Воронковой В.В. – М.: Школа-Пресс. – 2008.
  8. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, "Детство-Пресс", 2006.
  9. Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками. Дошкольное воспитание. - 2001 - № 7
  10. Димитрова А.Д. Наблюдения за природой на занятиях по экологии в детском саду. - М.: Мысль. - 2008. – 290с.
  11. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. Дошкольное воспитание. - 2005. - №7.
  12. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим. Дошкольное воспитание. – №7. – 2003. – с. 31-35
  13. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников. Дошкольное воспитание. – №7. – 2004. – с. 44-49
  14. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.
  15. Йозова, О. Наглядное пособие в экологическом воспитании. Дошкольное воспитание. – №7. – 2005. – с. 70-73
  16. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
  17. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
  18. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дет. саду. – М.: Мозайка - Синтез, 2003.
  19. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
  20. Немов, Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 4.2. – 352 с.
  21. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. М.: Просвещение, 2002.
  22. Трохина, Г. Г. Наблюдение на прогулке. Воспитатель. – №1. – 2007. – с. 41-43
  23. Уфимцева А.Д. Проблемы восприятия окружающей действительности дошкольниками – Воронеж. – 2007. – 211с.
  24. Экологическое воспитание подрастающего поколения. Хрестоматия под ред. Тищенко А.Д. – М.: Педагогика. – 2008. – 594с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста