Общая характеристика производства ОАО «Сегежский ЦБК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:52, дипломная работа

Краткое описание

Работа ОАО «Сегежского ЦБК» ведётся с 1939 года. Сейчас комбинату уже более 70 лет, следовательно, более полувека происходит загрязнение водного объекта на котором расположен комбинат - озера Выг.
Потребность в мешочной и тарной бумаге в современном мире не прекратит своё существование.

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………………….3
1. Методические подходы к оценке воздействия целлюлозно-бумажных предприятий на водные объекты....................................................................................................5
1.1.Нормирование загрязнений в водных объек-тах………………………………...…5
1.2.Анализ российского и зарубежного природоохранного законодательства в
области нормирования сброса загрязняющих веществ со сточными водами……10
1.3.Наилучшие существующие технологии для производства сульфатной целлюло-зы………………………………………………………………………………15
1.4.Охрана водных объек-тов…………………………………………………….…....23
1.5.Нормативы допустимого воздейст-вия………………………………………….29
1.6. Порядок разработки и утверждения проекта нормативов допустимых
сбросов веществ и микроорганизмов……………………………………………..….30
1.7.Ответственность за несоблюдение действующего природоохранного
законодательст-ва…………………………………………………………...................34
2.Описание водного объекта- озера Выг ……………………………………………..38
2.1.Гидрологическая характеристи-ка…………………………………………………38
2.2.Гидрохимическая характеристи-ка………………………………………………...40
2.3.Расчёт индекса загрязнения во-ды…………………………………………………43
3.Описание предприятия ОАО «Сегежский ЦБК»………………………………….46
3.1 Основные сведения о предпри-ятии…………………………………….................46
3.2.Характеристика предприятия как источника загрязне-ния………………………50
3.3.Общая характеристика производства ОАО «Сегежский ЦБК» ………………...52
3.3.1.Описание варочного це-ха……………………………………………………......54
3.3.2. Характеристика технологических процессов варки, сортировки, промывки целлюло-зы………………………………………………………………………………56
3.3.3 Характеристика основного и вспомогательного оборудова-ния………………61
3.3.4. Экологическое влияние сточных вод варочного це-ха………………………...63
3.5. Цех регенерации химикатов …………………………………………………...…64
3.5.1.Назначение це-ха…………………………………………………………………..64
3.5.2. Характеристика технологического процесса
каустизации по системе «Дор-ра»…………………………………………………...…65
3.5.3.Характеристика основного и вспомогательного оборудова-ния……………....69
3.5.4.Сточные во-ды……………………………………………………………………..71
3.6.Оценка уровня экологичности ОАО «Сегежский ЦБК» по сравнению с наилучшими существующими технологиями…………...……………………………….…..73
3.7.Характеристика образования сточных вод……………………………………….76
3.8. Характеристика очистных сооружений и станция биологической очистки промстоков ...…………………………………………………………………………...78
4.Расчёт нормативов допустимого сбро-са……………………………………………89
5.Расчёт экономического ущерба от загрязнения водоёма в результате
производственной деятельности ОАО «Сегежский ЦБК»………………..…………93
6.Производственная безопас-ность……………………………………………….……95
Вы-вод…………………………………………………………………………………..110
Библиографический спи-сок…………………………………………………………..111
Приложение 1…………………………………………………………………………112

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом 2003.doc

— 6.37 Мб (Скачать файл)

Активная реакция рН. рН – это отрицательный логарифм концентрации ионов водорода в растворе.

Биологическими показателями качества воды являются гидробионты  и гидрофлора.

Гидробионты - обитатели  от дна до поверхности.

Гидрофлора - растительность макро- и микрофиты. Макрофиты - высшая форма растительности. Микрофиты - водоросли. При отмирании макрофитов вода обогащается органическими веществами, ухудшающими органолептические показатели. Микрофиты - продуцируют кислород.

Бактериологические показатели - присутствие  болезнетворных микроорганизмов (кишечной палочки). Содержание бактерий группы кишечной палочки в 1 литре воды определяет ее коли-индекс. наименьший объем воды (мл), приходящийся на 1 кишечную палочку называется коли-титром.

Требования к качеству воды зависят  от цели ее использования. В табл. приведены требования к качеству питьевых вод.

К воде, применяемой для промышленных целей предъявляются менее жесткие требования. Причем исходят из технологии (для котлов - мягкую и т.д.).

В российском законодательстве виды водопользования определяются:

-целями использования вод (хозяйственно-питьевое, промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое и пр.);

-способом пользования (путём добычи - забора воды источника, пользование водными объектами в качестве водного пути, источника гидроэнергии и т.п., а также для сброса в водоёмы сточных вод); техническими условиями (общее, без применения гидротехнических сооружений или устройств, влияющих на состояние вод, и специальное, с применением таких сооружений или устройств);

-условиями предоставления водных объектов в пользование (совместное - если водный объект не закреплен за конкретной организацией или лицом, и обособленное - если водный объект предоставлен определённой организации или лицу)

-основаниями возникновения права пользования водами (первичное - если водный объект предоставлен в пользование непосредственно государством, и вторичное - если он предоставлен первичным водопользователем).

С учётом приведённой  классификации определяется правовой режим различных водных объектов, а также права и обязанности водопользователей. Например, общее водопользование (купание, водопой скота и т.п.) осуществляется бесплатно и без разрешений государственных органов на всех водоёмах, за исключением изъятых из хозяйственного пользования, состоящих в обособленном пользовании. Для специального водопользования во всех случаях требуется предварительное разрешение государственных органов, в ряде случаев оно может быть возмездным.

Все водопользователи вправе пользоваться водами в пределах, предусмотренных законодательством, и, в соответствующих случаях, разрешениями государственных органов; они обязаны выполнять требования рационального использования и охраны вод и др. Наиболее жёсткие требования предъявляются в отношении охраны вод от загрязнения производственными и бытовыми отходами. Правовыми актами установлено, что при проектировании и строительстве предприятий, зданий, сооружений и других хозяйственных объектов должны быть приняты все меры к тому, чтобы исключить сброс в водоёмы загрязнённых сточных вод и

других отходов. В этих целях предписано внедрять в производство безводные технологические процессы, повторное использование воды на предприятиях, а также эффективные системы очистки сточных вод. Государственным приёмочным комиссиям запрещено принимать в эксплуатацию новые и реконструированные предприятия, цехи и агрегаты, деятельность которых не удовлетворяет требованиям охраны водоёмов от загрязнения.

Пользование водными  объектами для сброса промышленных коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод может производиться только с разрешения органов по регулированию использования и охране вод после согласования с органами государственного санитарного надзора, охраны рыбных запасов и др. Сброс сточных вод допускается, только если он не приведёт к увеличению содержания в водном объекте загрязняющих веществ свыше установленных норм, и при условии очистки водопользователем сточных вод до установленных специальными органами пределов. Если указанные требования нарушаются, сброс сточных вод должен быть ограничен, приостановлен или запрещен — вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, организаций, учреждений. В случаях, угрожающих здоровью населения, органы государственного санитарного надзора вправе приостанавливать сброс сточных вод вплоть до прекращения эксплуатации производственных и других объектов с уведомлением об этом органов по регулированию использования и охране вод. Сброс в водные объекты производственных, бытовых и других отходов и отбросов запрещается. Установлена система требований по водопользованию, касающаяся охраны вод от загрязнения отходами водного транспорта, лесосплава, сельского хозяйства и др. За несоблюдение указанных требований виновные привлекаются к дисциплинарной, уголовной или административной ответственности.

1.2.Анализ российского и зарубежного природоохранного законодательства в

области нормирования сброса загрязняющих веществ со сточными водами

Водное законодательство- система нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны вод. Водное законодательство состоит из водного кодекса Российской Федерации (2006 г.), принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Одним из принципов водного  законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием, причём использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую среду. Реализация этого принципа осуществляется путём нормирования качества вод водных объектов и качества сточных вод.

В течение длительного  времени в Российской Федерации система нормирования сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод основывалась на понятии предельно допустимого сброса (ПДС), определённого ГОСТ 17.1.1.01.-77 «Использование и охрана вод. Основные термины и определения», и обеспечена рядом методических и нормативных документов.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на неё для хозяйствующих субъектов устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Для предотвращения негативного воздействия на водный бассейн в качестве нормативов допустимого воздействия устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Под НДС загрязняющего вещества в водный объект понимается его масса в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени.

В соответствии со ст.23старого ВК РФ нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный бассейн устанавливаются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на водный бассейн, условий соблюдения нормативов качества водного бассейна, а также технологических нормативов.

Как следует из определения ст.1, нормативы качества окружающей среды установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

К нормативам качества воды относятся предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ, которые определяют требования к качеству воды в водных объектах, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного назначения. На практике нормативы НДС вещества со сточными водами устанавливались исходя из условия соблюдения ПДК этого вещества в водоёме. Условно сложившиеся подходы к нормированию можно определить как принцип гигиенического нормирования.

При невозможности соблюдения нормативов НДС в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» субъектам хозяйственной деятельности могут устанавливаться лимиты на сбросы загрязняющих веществ, но только при наличии планов снижения сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Система нормирования сброса веществ со сточными водами, основанная на условии соблюдения ПДК вещества водоёмов, трудоёмка, затратна, малоэффективна. Одним из основных факторов, препятствующих эффективному управлению процессами водопользования, является неопределённость в выборе нормируемых показателей. Их перечень и количество в законодательном порядке не определены. В результате на практике контроль за составом сточных вод осуществляется по 20-30 показателям и превращается в сильно заформализованный процесс, влекущий неоправданные затраты. Ещё один аспект проблемы - наличие крайне жёстких мер ПДК, особенно для рыбохозяйственных водоёмов, а это привело к тому, что многие водные объекты даже вне зон техногенного воздействия по ряду показателей имеют «плохое» качество воды. Вопрос о природоохранном происхождении повышенных концентраций никогда не рассматривается органами государственной власти, осуществляющими регулирование в области охраны окружающей среды. Причём это относится к водоёмам с большим биоразнообразием и биорепродуктивностью.

Важным моментом является отсутствие надёжных методик для  определения ряда специфических  веществ органического происхождения. Значительные средства затрачиваются на разработку и согласование проектов нормативов НДС. При этом очевидно, что достичь жестких критериев качества воды водоёма практически невозможно, так как при установлении нормативов НДС не учитывается уровень существующих технологий. На практике нормирование превратилось в формальную неэффективную процедуру.

В соответствии со ст.35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ в водных объектах. При этом установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в стоках и  (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В период с 2008-2014 г.г. нормирование сброса осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ и других показателей качества воды. Отсутствие НДВ не препятствует разработке НДС. После разработки и утверждения в установленном порядке НДВ  пересмотр и корректировка НДС осуществляется территориальными органами. При этом сумма нормативов допустимых сбросов и сумма лимитов на сброс загрязняющих веществ со сточными водами по выпускам сточных вод не должна превышать 80 % НДВ по привносу химических веществ для водопользователей, имеющих управляемые и потенциально управляемые источники загрязнения (НДВхимупр). Оставшиеся 20 % НДВхимупр будут использоваться с учётом перспективы развития территории и появления новых выпусков сточных вод.

В последнее десятилетие большинство стран добилось значительного прогресса в области охраны окружающей среды и с уменьшением воздействия на её состояние. Достигнутые успехи были возможны благодаря техническим и организационным нововведениям, которые явились следствием изменения экологической политики и, в первую очередь, прогрессивных природоохранных технологий, регулирующих нагрузку на окружающую среду. Движущей силой стало использование технологических нормативов в виде сброса веществ на единицу продукции. В основе природоохранного нормирования уже более 15 лет лежат принципы предупреждения загрязнений с использованием достижений природоохранной практики и НСТ.

В европейских странах  процедура выдачи разрешения на право  хозяйственной деятельности законодательно закреплена директивой совета Европейского союза 96/61 EC от 24 сентября 1996г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений. В ней введено понятие НДТ, которое однозначно трактуется как наилучшие из доступных существующих технологий.

Для стран ЕС с развитой ЦБП промышленностью, рекомендуемый  список регламентируемых показателей  сброса загрязняющих веществ состоит  из шести 

позиций ХПК, БПК 5, взвешенные вещества, общий азот и общий фосфор, АОХ:

Таблица1

Производство

ХПК

БПК5

Взв. в-ва

АОХ

Nобщ.

Pобщ.

Небелёная сульфатная целлюлоза

5-10

<0,2-0,7

0,3-1,0

-

0,1-0,2

0,01-0,02


В России перечень вредных  веществ и гидрохимических показателей  для контроля и нормирования сбросов  от ЦБП состоит из более 30 позиций.

 

 

Таблица 2

 

Показатель или вещество

 

Сульфатное пр-во цел.

 

ЛПВ

 

ПДК

Класс

токсичности

Температура, ºС

+

Ос.

Не более чем на 5 ºС

-

рН

+

Ос.

Не более чем 6,5-8,5

-

Запах, привкус, баллы

+

Ос.

Отсутствует

-

Окраска,см

+

Ос.

не должна приобретать  посторонних запахов, привкусов и окраски и сообщать их мясу рыб

-

Раств. кислород, мг/л

+

Ос.

4,0(зимой) и 6,0 (летом)

-

БПКполн., мгО2

+

Ос.

3

-

Взвешенные в-ва, мг/л

+

Ос.

Не более чем на 0,75

-

Минер. состав, мг/л

+

Ос.

-

-

Хлориды

+

С-т.

300

4

Сульфаты

+

С-т.

100

4

Сульфиды

+

С-т.

Отсутствует

3

Сероводород

+

Токс.

Отсутствует

-

Аммонийный азот

+

Токс.

0,5

4

Нитраты

+

С-т

40

4

Нитриты

+

С-т

0,08

4

Диметилсульфид

+

Токс.

0,00001

-

Диметидисульфид

+

Токс.

-

3

Метиловый спирт

+

С.-т.

0,1

4

Муравьиная к-та

+

Токс.

1,0

4

Уксусная к-та

+

Токс.

0,01

4

Фенол

+

Рыб.хоз

0,001

3

Скипидар

+

С.-т

0,2

4

Гидрохинон

+

Токс.

0,001

3

Формальдегид

+

Токс.

0,1

4

Кальций

+

С.-т.

180

4

Цинк

+

Токс.

0,01

3

Магний

+

С-т.

40

4

Алюминий

+

Токс.

0,04

4

Хром

+

Токс.

0,07

3

Ртуть

+

Токс.

0,00001

1

Железо общее

+

Токс.

0,1

4

Информация о работе Общая характеристика производства ОАО «Сегежский ЦБК»