Организация зоны природы в доу, как одна из форм экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Содержание

Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников
1.1 Сущность, цели и задачи развития экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Формы, методы ознакомления детей с природой
1.3 Роль зон природы в дошкольном образовательном учреждении
II. Практическая часть
2.1 Обобщение передового педагогического опыта
2.2 Разработка зон природы в дошкольном образовательном учреждении
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Тема экология.docx

— 75.12 Кб (Скачать файл)

За время пребывания в  детском саду ребенок должен научиться  замечать и выделять характерные  особенности сезона, устанавливать  простейшие связи и зависимости  между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают  птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать  простейшие связи, например: между внешним  видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега  и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Воспитатель подводит ребят  к пониманию зависимости жизни  животных от сезона, необходимости  создания определенных условий для  роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков  сезона, особенности его начала и  конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость  между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом  людей.

В подготовительной к школе  группе ребята могут уже объяснить  некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и  сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и  общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой  природы, растительного и животного  мира, труда и быта людей.

Нормальный воспитательный процесс не возможен без личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольников, который подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку.

К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности, посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения.

Личностно-ориентированный  подход можно определить как методологическую направленность в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры  на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает  другие занятия, углубляющие и систематизирующие  знания, требующие применения их в  активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические  игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления  эти были достаточно глубокими и  полными и чтобы дети умели  разумно применять их в различной  деятельности. Это достигается такой  организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя  свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

В программе намеренно  не дается распределения материала  по возрастам, что позволяет начать ее реализацию в любой группе детского сада. Кроме того, опыт существующих программ показывает, что жесткая  регламентация нередко сдерживает инициативу воспитателя в случае возможного опережения детьми программы  или вызывает у него беспокойство по поводу отставания группы в целом. Отсутствие жесткой регламентации  позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям: «нагружать»  новыми знаниями быстро развивающихся ребят и не торопить с обязательным усвоением материала дошкольников, развивающихся в медленном темпе.

В любом случае реализация программы (с какой бы возрастной группы она не начиналась) осуществляется по следующим принципам:

1) постепенное в течение  учебного года и от возраста  к возрасту наращивание объема  материала: от рассмотрения 1-2 объектов  природы, 1-2 способов их взаимосвязи  со средой обитания к последовательному  усвоению количества объектов  и механизмов их морфофункциональной  взаимосвязи с внешними условиями;

2) первоочередное использование  непосредственно природного окружения,  составляющего жизненное пространство  детей: систематическое изучение  растений и животных зеленой  зоны детского сада, а затем  – объектов природы, которые  можно наглядно продемонстрировать;

3) постепенное познавательное  продвижение детей: от единичных  сенсорных впечатлений, от объектов  и явлений природы – к многообразию  этих впечатлений, конкретным, полноценным  представлениям, а затем к обобщению  представлений на основе объединения  растений и животных в группы  по их экологическому сходству;

4) широкое использование  в работе с детьми разных  видов практической деятельности: систематическое включение их  в сенсорное обследование объектов  и явлений природы, проведение  опытов, создание и поддержание  необходимых условий для жизни  растений и животных зеленой  зоны ДОУ, различные виды изодеятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;

5) подача познавательного  материала и организация деятельности  с помощью приемов, вызывающих  у детей положительные эмоции, переживание, разнообразные чувства,  с использованием сказок, сказочных  персонажей, различных кукол и  игрушек, всех видов игр.

Технологии для всех возрастных групп реализуют материал программы  через разные виды практической деятельности: выращивание растений, поддержание  необходимых условий для животных; зимнюю подкормку птиц, ведение календарей природы, проведение опытов, изготовление самодельных книг о природе, участие  в подготовке и проведении акций. В них широко используются сказки, игры, игровые обучающие ситуации, вызывающие у детей положительные  эмоции и чувства.

Отбор материала. Большую  часть элементарных сведений о природе  дети приобретают в первые семь лет. В программу каждой группы отбирается материал, который доступен пониманию  детей, ориентирует их в окружающем мире. Программный материал по объему и глубине освещения дается с  учетом возраста детей, но при обязательном сохранении научности сообщаемых знаний. Нужно, чтобы тех явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни, они видели проявление законов  природы, накапливали больше таких  фактов, в которых наглядно проявляются  законы природы.

Учитывая особенности  природы различных регионов России в содержание программы необходимо вносить некоторые изменения. Так, например, на юге ознакомление с  деревьями надо начинать не с ели  и березы, как указано в программе, а с сосны, акации, каштана или  мелковицы; вместо белки показать детям суслика. Однако краеведческий принцип не ограничивает изучения природы местным материалом. С объектами, имеющими большое значение в жизни людей (домашними животными, культурными растениями), отсутствующими в данной местности, детей знакомят при помощи наглядных пособий – картин, диафильмов, кинофильмов.

В группах старшей и  подготовительной к школе нужно  знакомить детей по картинам с  природой и более отдаленных мест.

Построение программы. Учитывая возрастные особенности детей, программа  ознакомления с природой составлена концентрически: с одним и тем  же предметом или явлением дети знакомятся несколько раз за время своего пребывания в детском саду, но каждый раз шире и глубже. Пояснение это  на примере.

Дерево – объект изучения для всех групп. От самых маленьких  детей требуют умения выделить его  среди других предметов и показать. Детей младших групп знакомят с признаками дерева – листьями, их цветом и величиной. В средней  группе дошкольники узнают расположение частей дерева (от ствола идут ветки, на ветках – листья), учатся различать  на своем участке деревья двух-трех видов. В старшей группе дети устанавливают  связь между похолоданием и опадением  листьев. В подготовительной к школе  группе дети узнают, что листья, цветки и ветки развиваются из почек. Получают представление о листопаде, приобретают навыки различения наиболее распространенных деревьев по стволу, ветвям, листьям и плодам.

Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в определенной системе, которая отражает доступные  пониманию детей связи явлений  по времени и месту.

Программный материал дается по временем года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления в неживой и живой природе, деятельности человека. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в наблюдении их.

Мы считаем возможным  представить методику экологического воспитания следующую:

- Создание в детском  саду условий для экологического  воспитания: развивающей среды, фонда  методических, наглядно-иллюстративных  материалов.

- Организация «экологических  пространств» в помещении детского  сада: групповые уголки природы,  зимний сад, теплица, комната  (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.

- Организация и оборудование  «экологических пространств» на  участке детского сада: площадки  природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.

- Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.

- Наблюдение – ведущий  метод экологического воспитания.

- Сущность наблюдения  как чувственного метода познания  природы. Ведущая роль, экологический  характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений  морфофункциональных особенностей  живых существ, их взаимосвязи  со средой обитания, многообразие  видов, процессов роста и развития  растений и животных.

Психолого-педагогическое обоснование  экологического содержательного подхода  к наблюдению.

- Наблюдения в повседневной  жизни – ведущая форма приобщения  детей к окружающей природе.  Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами  природы: определение содержания  отдельных наблюдений, построение  их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений  за обитателями уголка природы,  сезонными явлениями, ростом и  развитием растений и животных  зеленой зоны детского сада.

- Организация и проведение  опытнической работы с объектами  природы, модернизирующая деятельность  с ними. Наблюдение за изменениями  природных объектов, прослеживание  и обсуждение их взаимосвязей  со средой обитания.

- Календари природы и  их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления  дошкольников с сезонными явлениями  природы; работа с календарем  в разных возрастных группах  детского сада. Фиксация роста  и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.

- Экологическое воспитание  на занятиях, во время экскурсий,  праздников.

- Различные типы занятий  по ознакомлению детей с природой: первично-ознакомительный, углубленно  познавательный обобщающий, комплексный.  Ведущая роль словесных методов  при обучении на занятиях. Формирование  обобщенных представлений о природе.  Виды наглядности, ее роль и  место на природоведческих занятиях. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического  воспитания.

- Детские праздники экологического  содержания, разработка сценариев,  проведение. Участие дошкольников  в природоохранительных мероприятиях.

- Прогулки, экскурсии, походы  с детьми на природу, их роль  в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

1.4 Создание уголка природы  в ДОУ

В основе общения дошкольника  с живой природой лежит отношение  старшего к младшему (проявляется  потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).

Процесс взаимодействия ребенка  с растительным и животным миром  противоречив. Эмоциональное отношение  к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней.

Важными условиями возникновения  у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость  эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников.

Значение уголка живой  природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате  кратковременны. В уголке живой природы  дошкольники могут в течение  всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести  за ними длительные наблюдения. У детей  расширяются конкретные знания о  природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается  наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями  уголка природы у детей формируются  трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение  к живому, ответственность за порученное дело.

Информация о работе Организация зоны природы в доу, как одна из форм экологического воспитания дошкольников