Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:46, курсовая работа
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников
1.1 Сущность, цели и задачи развития экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Формы, методы ознакомления детей с природой
1.3 Роль зон природы в дошкольном образовательном учреждении
II. Практическая часть
2.1 Обобщение передового педагогического опыта
2.2 Разработка зон природы в дошкольном образовательном учреждении
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.
Дети старшей группы должны
знать и самостоятельно выделять
несколько характерных
В подготовительной к школе
группе ребята могут уже объяснить
некоторые причинные, последовательные
и временные связи; сравнивать не
только резко отличающиеся, но и
сначала похожие «смежные»
Нормальный воспитательный
процесс не возможен без личностно-ориентированного
подхода в воспитании дошкольников,
который подразумевает
К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности, посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения.
Личностно-ориентированный
подход можно определить как методологическую
направленность в педагогической деятельности,
позволяющую посредством опоры
на систему взаимосвязанных
С наблюдениями, экскурсиями,
целевыми прогулками воспитатель связывает
другие занятия, углубляющие и
В программе намеренно
не дается распределения материала
по возрастам, что позволяет начать
ее реализацию в любой группе детского
сада. Кроме того, опыт существующих
программ показывает, что жесткая
регламентация нередко
В любом случае реализация программы (с какой бы возрастной группы она не начиналась) осуществляется по следующим принципам:
1) постепенное в течение
учебного года и от возраста
к возрасту наращивание объема
материала: от рассмотрения 1-2 объектов
природы, 1-2 способов их взаимосвязи
со средой обитания к
2) первоочередное использование
непосредственно природного
3) постепенное познавательное
продвижение детей: от
4) широкое использование
в работе с детьми разных
видов практической
5) подача познавательного
материала и организация
Технологии для всех возрастных
групп реализуют материал программы
через разные виды практической деятельности:
выращивание растений, поддержание
необходимых условий для
Отбор материала. Большую часть элементарных сведений о природе дети приобретают в первые семь лет. В программу каждой группы отбирается материал, который доступен пониманию детей, ориентирует их в окружающем мире. Программный материал по объему и глубине освещения дается с учетом возраста детей, но при обязательном сохранении научности сообщаемых знаний. Нужно, чтобы тех явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни, они видели проявление законов природы, накапливали больше таких фактов, в которых наглядно проявляются законы природы.
Учитывая особенности природы различных регионов России в содержание программы необходимо вносить некоторые изменения. Так, например, на юге ознакомление с деревьями надо начинать не с ели и березы, как указано в программе, а с сосны, акации, каштана или мелковицы; вместо белки показать детям суслика. Однако краеведческий принцип не ограничивает изучения природы местным материалом. С объектами, имеющими большое значение в жизни людей (домашними животными, культурными растениями), отсутствующими в данной местности, детей знакомят при помощи наглядных пособий – картин, диафильмов, кинофильмов.
В группах старшей и подготовительной к школе нужно знакомить детей по картинам с природой и более отдаленных мест.
Построение программы. Учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой составлена концентрически: с одним и тем же предметом или явлением дети знакомятся несколько раз за время своего пребывания в детском саду, но каждый раз шире и глубже. Пояснение это на примере.
Дерево – объект изучения
для всех групп. От самых маленьких
детей требуют умения выделить его
среди других предметов и показать.
Детей младших групп знакомят
с признаками дерева – листьями,
их цветом и величиной. В средней
группе дошкольники узнают расположение
частей дерева (от ствола идут ветки, на
ветках – листья), учатся различать
на своем участке деревья двух-
Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в определенной системе, которая отражает доступные пониманию детей связи явлений по времени и месту.
Программный материал дается по временем года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления в неживой и живой природе, деятельности человека. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в наблюдении их.
Мы считаем возможным представить методику экологического воспитания следующую:
- Создание в детском
саду условий для
- Организация «экологических
пространств» в помещении
- Организация и оборудование
«экологических пространств»
- Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.
- Наблюдение – ведущий
метод экологического
- Сущность наблюдения
как чувственного метода
Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.
- Наблюдения в повседневной
жизни – ведущая форма
- Организация и проведение
опытнической работы с
- Календари природы и
их роль в экологическом
- Экологическое воспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников.
- Различные типы занятий
по ознакомлению детей с
- Детские праздники
- Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.
1.4 Создание уголка природы в ДОУ
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней.
Важными условиями возникновения
у детей сложных эмоций и чувств
являются взаимосвязь и
Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.