Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 06:37, реферат

Краткое описание

Охрана окружающей среды является значительной проблемой в настоящее время. Это связано с тем, что на сегодняшний день в России, как и в мире в целом, существуют тенденция к глобальной экологической проблеме – катастрофе. А это, в первую очередь, происходит вследствие неправильного, а зачастую незаконного обращения с окружающей средой. В связи с этим, встает вопрос о защите на государственном уровне окружающей среды. Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
§1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов…………………………………………………………………………..4
§2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды…………………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Экология готовая.docx

— 44.11 Кб (Скачать файл)

Росприроднадзор осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения и является:

– федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования;

– уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

– федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • осуществляет контроль и надзор:
  • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
  • за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
  • за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
  • государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий;

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 2007 г. функции осуществления государственного лесного контроля и надзора переданы субъектам Российской Федерации.

В полномочия региональных управлений Росприроднадзора дополнительно включены функции:

– государственного пожарного надзора в лесах;

– контроля за исполнением органами власти субъекта переданных им полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора;

– осуществления контроля за исполнением субъектом федерации переданных полномочий по организации государственного лесного контроля и ряда функций в соответствии с Водным кодексом России.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Свою деятельность оно осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации.

Агентство организует:

– государственное геологическое изучение недр и экспертизу проектов этого изучения;

– проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых; проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

– проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

– экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, использования имущественного комплекса, а также выполняет другие функции, указанные в Положении о нем, утвержденном постановлением Правительства от 17 июня 2004 г.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Агентство реализует свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации. Агентство организует:

– перераспределение водных ресурсов водных бассейнов, находящихся в федеральной собственности;

– подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;

– подготовку и осуществление противопаводковых мероприятий;

– проведение государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.

Агентство осуществляет ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами и государственного водного кадастра, Российского регистра гидротехнических сооружений; управление водным фондом; планирование рационального использования водных объектов, а также другие функции, указанные в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации.

Агентство организует:

– предоставление гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде;

– осуществляет государственный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде;

– установление возраста рубок;

– утверждает расчеты лесосек;

– ведет государственный лесной кадастр;

– организует оказание лесопользователям помощи в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевными и посадочными материалами, проведение лесоустройства;

– осуществляет деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, за исключением функций государственного контроля и надзора.

Для реализации перечисленных и других функций, указанных в Положении, утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г., Агентство наделено необходимыми правами.

Руководство деятельностью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет Правительство.

Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Положение о Службе утверждено Постановлением Правительства №372 от 23 июля 2004 г.

Управление в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды осуществляют также Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство сельского хозяйства, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство геодезии и картографии и некоторые др.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» была утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

– органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

– специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

– органом государственного горного надзора;

– специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

– органом государственного энергетического надзора;

– специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. 1 февраля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственный строительный надзор.

Задачи государственного строительного надзора – предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

 

§2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды

 

Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными законами и законами субъектов РФ, уставом муниципального образования и договорами совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности.

Классификация природоохранных полномочий органов местного самоуправления выглядит следующим образом.

Во-первых, по видам нормативных правовых актов можно выделить полномочия по охране окружающей среды, определяемые законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов, а также закрепляемые в нормативных правовых актах муниципальных образований.

Во-вторых, по видам муниципальных органов власти можно выделить полномочия представительных органов, исполнительных органов и главы муниципального образования, а также полномочия органов местного самоуправления специальной компетенции. В силу различия структур органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании существует свой набор таких органов. Распределение полномочий между этими органами также индивидуально.

В-третьих, по порядку закрепления полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере можно разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которые переданы путем делегирования или наделения, а также полномочия, возникшие в результате заключения специальных договоров. При закреплении за органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в законодательстве субъектов Российской Федерации в ряде случаев отсутствуют нормы, закрепляющие необходимость финансирования соответствующих полномочий.

В-четвертых, по своему характеру экологические полномочия органов местного самоуправления можно разделить на общие и специальные.

Общие полномочия определяются правовыми актами трех видов:

а) Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) ее субъектов;

б) законами РФ и ее субъектов о местном самоуправлении;

в) уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Особенность общих полномочий в том, что они могут реализовываться не только в природоохранной деятельности муниципальных органов, но и применительно к иным сферам деятельности (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и т.д.). Некоторые из перечисленных правомочий органов местного самоуправления, являясь общими, часто могут выступать одновременно условием и средством реализации специальных природоохранных полномочий.

Общие полномочия муниципальных органов конкретизируются в перечне специальных экологических полномочий непосредственно в процессе осуществления природоохранной деятельности. Специальные полномочия фиксируются как законодательством о местном самоуправлении, так и законодательством об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, о земле, о недрах, лесным, водным законодательством.

В-пятых, по предмету природоохранной деятельности органов местного самоуправления их полномочия можно разделить на четыре группы. В первую включаются полномочия по охране окружающей природной среды в целом (как комплексного объекта). Во вторую – по охране отдельных видов природных объектов. Третья группа включает полномочия по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения. Четвертая группа включает полномочия по охране окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности (в сельском хозяйстве, градостроительстве, при обращении с бытовыми отходами и т.д.).

Общие положения о полномочиях органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды как комплексного объекта закреплены в Федеральном законе от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а также в соответствующих законах субъектов РФ.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления призваны осуществлять непосредственную природоохранительную деятельность на своей территории.

Ст. 10 Закона «Об охране окружающей среды» определяет, что «управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

Информация о работе Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов