Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет: теоретически обосновать суть экологического воспитания учащихся. Основными задачами работы будут следующие составляющие:
-Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию
- раскрыть суть понятия «экологическое воспитание»
-определить наиболее эффективные методики и приёмы экологического воспитания
ВВЕДЕНИЕ
3
1
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ
5
1.1
Роль и место экологии в современном обществе
5
1.2
Экологическое образование в настоящем и будущем
6
1.3
Состояние экологического образования в современных общеобразовательных школах Беларуси
8
2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
10
2.1
Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация.
10
2.2
Возрастные особенности старших школьников в процессе учебной деятельности
12
2.3
Концепция красоты природы в экологическом образовании и воспитании
15
3
СИСТЕМА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
16
3.1
Принципы, цели, задачи экологического воспитания. Методы и условия.
16
3.2
Комплексный подход к экологическому образованию в средней школе
18
3.3
Формы и методы экологического овспитания
19
3.4
Экологическое воспитание старших школьников средствами литературы.
22
ВЫВОДЫ
23
ЛИТЕРАТУРА
24
Были поставлены следующие задачи:
- интегрировать экологическое образование во все уровни преподавания
-пересмотреть школьные
- внедрять в повседневную практику экологически приемлемый жизненный стиль.
В содержании современного экологического образования господствует философия антропоцентризма. Она рассматривает природу как некую реальность, изначально предназначенную быть источником разнообразных ресурсов и средств удовлетворения различных потребностей человека. Антропоцентрическая парадигма в содержании экологического образования проявляется в господстве академического обучения, в определенном навязывании учащимся содержания, способов и методов учебной и внеучебной деятельности. Содержанием современного экологического воспитания должно стать обучение стратегиям позитивных умений, основанных на осознании каждым человеком своей сопричастности к возникновению экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды на локальном, национальном и глобальном уровнях.
В Беларуси с учётом мирового опыта была разработана и внедряется Концепция образования в области окружающей среды. Она опирается на ведущие международные и отечественные документы.
Для обеспечения реализации
на практике основных
Система экологического воспитания, по утверждению белорусских исследователей, должна строится на принципе непрерывности обучения. Непрерывность экологического образования достигается прежде всего, в рамках формального образования, которое включает дошкольную, школьную, профессиональную ступени, а также послевузовское образование.
Основная аудитория, охваченная экологическим образованием- дети и подростки.
В настоящее время на стадии
обсуждения находится
Белорусская Республиканская
программа является
В Беларуси накоплен
Причиной низкого уровня
экологического образования в
современной школе, по мнению
педагогов и научных
Такое отношение к природе
должно предполагать обращение
не только к интеллектуальной,
но и к эмоционально- волевой
стороне личности. Частичное решение
данной проблемы видится в
совершенствовании содержания
Существенным недостатком современного экологического воспитания в нашей стране является слабое отражение вопросов экологической этики, общей и социальной экологии в содержании предметов естественно-научного цикла. Не приносят ожидаемого результата декларативные призывы авторов ныне действующих учебников относиться к природе бережно и рационально. Рассмотрение проблем охраны природы родного края на страницах отечественных учебников носит преимущественно нейтральный характер, и не согрето чувством любви, тревоги, заботы или радости за окружающую природу.
Изложение материала, не затрагивающее ни разума, ни чувств школьника, отрицательно влияет на характер усвоения знаний, формирование нравственной позиции личности, как важнейшей основы экологической ответственности.
Экологические знания, представленные в школьных учебниках, во многом фрагментарны, поверхностны и не составляют стройной логической системы. Вопросы охраны природы и ответственного отношения к ней в школьных учебниках, в большинстве случаев, носят формальны, как бы необязательный характер.
Принципиальным, существенным
недостатком современного
Качественное
Анализ содержания белорусских учебников по экологическому воспитанию и анализ школьных программ позволил сделать следующие основные выводы:
-все основные школьные
-программы предполагают
- в содержании многих школьных
предметов осуществляется
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация.
Связь экологии и культуры прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
Н.Рерих говорил, что « жизнь может быть преображена утверждающим понятием культуры».
Ухудшение
экологической ситуации в
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной стороне взаимоотношений.
Человека, наделённого экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. Возрастные индивидуальные различия подростков в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
А
ведь окружающий подростков
Чаще всего взрослые-родители, педагоги- пытаются передать детям свой жизненный опыт, тем самым способствуя накоплению у подростков позитивных взаимоотношений с другими людьми, природой. Накапливая опыт взаимоотношений с окружающим миром, подросток развивается как личность- духовно, интеллектуально, нравственно.
Однако, зачастую, опыт старшего
поколения слабо
Не покрывая всего
Наиболее существенным
В какой мере родителям, педагогам удаётся продвинуть сознание подростков в этом направлении, таков и воспитательный эффект. Существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании подростков, является низкая экологическая культура самих родителей. Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей со школой.
В отличие
от семьи, экологическое
Практика экологического воспитания в школе показывает, что основной упор в нём делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии.
Учащиеся 15—16
лет вступают в пору юности. Существует
ли психологическая специфика
Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического и психического развития в подростковом возрасте учащиеся вступили в более плавную и «спокойную» его фазу.
Между тем возрастное своеобразие этого периода развития отличается большой определенностью. Оно сказывается на всех сторонах учения и школьной жизни старшеклассников.
Для того чтобы в каждый
момент работы точно знать, на какие
силы учащегося можно смело
В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер; интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения.
Назначение периода юности в жизни каждого человека состоит в том, чтобы расширить горизонты познания реального мира, других людей и себя самого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда — интерес юности к самым общим, универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке.
Информация о работе Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников