Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы будет: теоретически обосновать суть экологического воспитания учащихся. Основными задачами работы будут следующие составляющие:
-Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию
- раскрыть суть понятия «экологическое воспитание»
-определить наиболее эффективные методики и приёмы экологического воспитания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ
5
1.1
Роль и место экологии в современном обществе
5
1.2
Экологическое образование в настоящем и будущем
6
1.3
Состояние экологического образования в современных общеобразовательных школах Беларуси
8
2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
10
2.1
Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация.
10
2.2
Возрастные особенности старших школьников в процессе учебной деятельности
12
2.3
Концепция красоты природы в экологическом образовании и воспитании
15
3
СИСТЕМА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
16
3.1
Принципы, цели, задачи экологического воспитания. Методы и условия.
16
3.2
Комплексный подход к экологическому образованию в средней школе
18
3.3
Формы и методы экологического овспитания
19
3.4
Экологическое воспитание старших школьников средствами литературы.
22

ВЫВОДЫ
23

ЛИТЕРАТУРА
24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Становление социально активной позиции  личности старшеклассника осуществляется, конечно, не только в ходе их участия  в общественной жизни коллектива. Оно происходит в каждый момент их школьной жизни и учебы и определяется, в частности, нормой установленных отношении и характером общения.

Рассмотренные особенности развития познавательной сферы и личности старшего школьника отражаются на всех видах его учебной деятельности. На уроке  старшеклассника отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску универсальных закономерностей, к самостоятельному нахождению способов обобщенной ориентировки в материале, к теоретическим обобщениям. В этом возрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия и общей схемы деятельности. Те формы работы на уроке, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим повторением и заучиванием, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.

 Старшекласснику, который стремится  к самопознанию, определению своих  «пределов» и возможностей, импонирует оценка справедливая и объективная, отражающая действительный уровень его достижений. Он стремится к знаниям, а не к отметке.

Из приведенной характеристики познавательной, нравственной и эмоционально-волевой  сфер старшеклассника можно  сделать определенные выводы о приоритетном значении отдельных тем в организации их общения на уроке. Интерес и глубокий эмоциональный отклик здесь, как правило, вызывают, во-первых, животрепещущие проблемы экологии, природопользования и общественной жизни, обогащающие ту общую картину мира, которая строится старшеклассниками, и вносящие в нее коррективы.

Во-вторых, как известно, важнейшим  предметом общения с окружающими  в ранней юности является человек  с его свойствами и возможностями, достоинствами и недостатками и, в частности, собственное Я учащегося. В связи с этим на уроке живейшую реакцию вызывает проблематика нравственных ценностей и нравственного мира личности, человеческих отношении, чувств, в особенности те моменты, когда необходимо осмыслить и оценить нравственную позицию личности.

Старшеклассники с их возросшей  умственной пытливостью питают отвращение к информационно обедненным формам работы (сюда относится многократное повторение уже известного, чисто  формальные преобразования содержания и т. п.). Им импонирует такая организация общения на уроке, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки зрения, спор.

 Организация такой содержательной  интерпретации материала, которая  включает сопоставление различных позиций, мнений, точек зрения, в принципе возможна при работе с любой тематикой. Предполагается, что дискуссия на уроке  всегда тактично направляется учителем. Большое воспитательное значение учебного спора, происходящего в рамках определенного регламента, состоит в том, что здесь создаются предпосылки для формирования самой культуры дискуссии, выработки таких общих коммуникативных умений, как терпимость к мнению другого, способность понять позицию оппонента и выбрать для защиты своей точки зрения наиболее удачные аргументы.

В таких условиях самовыражения  личности и возникает реальная речевая  задача, а также коммуникативная  мотивация, обеспечивающая инициативное участие человека в общении.

 Из приведенного перечня  видно, сколь высокие требования ставит такая организация обучения к психологической проницательности и профессиональному мастерству учителя в старших классах. Строя свои отношения со старшеклассниками, педагог должен учитывать, что они в силу постоянного пытливого интереса к людям хорошо разбираются в мотивах действий своих наставников и весьма тонко отмечают психологические нюансы в их настроении. Оценивая учителя, прежде всего, по его отношению к труду, они принимают самые высокие требования от того педагога, который отличается принципиальностью, глубоким знанием предмета, умением возбудить к нему интерес.

Старшеклассники не прощают приспособленчества, беспринципности, пристрастности и  выражения личной неприязни в  отметках за знания и поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 СИСТЕМА И МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

 

3.1 Принципы цели и задачи экологического воспитания. Система.

 

Задача и формирование экологической  грамотности у старших школьников является одной из сложных и в  то же время актуальных в современных условиях реформирования образования.

 Экологическое воспитание представляет  собой целенаправленное воздействие  на духовное развитие человека, формирование ценностных установок,  особой морали взаимоотношений  с окружающей средой.

  Цели и задачи экологического  воспитания школьников определяется  целями и задачами воспитания  в целом, требованиями учебных  программ, уровнем нравственной  экологической воспитанности   детей, профессиональной подготовленностью  педагогов. Они являются действенными  только тогда, когда охватывают и побуждают к активной деятельности весь коллектив школы. Исходя из этого целью экологического воспитания  является создание оптимальных условий для развития у индивида гармонического взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до экологической гармонии.

В соответствии со всем вышесказанным, можно выделить следующие задачи экологического воспитания:

1. сформировать у старших школьников  навыки самообразования по вопросам взаимодействия природы и общества.

2.вооружить методами самоанализа  и самооценки в вопросах взаимодействия  с природой, отношения к другим  людям и самому себе;

3. развивать личностные качества;

4. формировать умения практической  деятельности  по улучшению окружающей среды, взаимоотношений с другими людьми.

5. развивать духовность в восприятии  и признании значимости существования природы, других людей с их личными взглядами и интересами.

Экологическому воспитанию присущи  свои специфические принципы:

- единство познавательной и  практической деятельности в  изучении и улучшении природной  среды

- взаимосвязи глобального, национального  и краеведческого подхода

- принцип использования обучающей,  воспитывающей и развивающей  функции изменяемой природы определяет необходимость в процессе экологического образования организации непосредственного общения с окружающей средой.

-принцип непрерывности состоит  в том, что накопление разносторонних  экологических знаний  происходит  постепенно и неуклонно в течение всей жизни.

- принцип интегрированности предполагает  включение в программы обучения  факультативных курсов типа «Экология», «человек и природа». Они способствуют  синтезированию экологических знаний, пониманию целостности природы.

 Разработка системы экологического  воспитания требует рассматривать  каждого школьника как неповторимый  микрокосмос. Эффективность системы  экологического воспитания зависит  от соответствия специфике возрастного  этапа в развитии личности, социально-психологического портрета личности современного школьника, выявления факторов, способствующих либо препятствующих  гармонизации взаимоотношений с окружающим миром.

 

3.2 Комплексный подход к экологическому образованию в школе.Формы и методы экологического воспитания

 

 Очень долгое время экологическому  воспитанию школьников не уделялось должное внимание. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению создавшегося положения. Однако для коренного изменения экологического воспитания школьников ещё не хватает системности, необходимой, логичной и последовательной подготовки школьника к практической деятельности. Систему экологического воспитания школьника можно представить в виде конечных целей и путей их достижения.

Конечной целью можно считать  формирование духовно богатого, рачительного хозяина, защищающего и преумножающего личные и общие общественно значимые богатства Родины, Земли, Вселенной.

  Достижение целей экологического  воспитания должно включать в  себя психологическую, теоретическую,  методическую и практическую подготовку школьника на каждом из этих направлений.

 Психологическая подготовка  школьника включает:

-помощь ему в сознании личной  и общей общественной значимости  экологической деятельности, убеждение  в необходимости экологического  самовоспитания

- формирование желания заниматься экологическим самовоспитанием

- принимать активное участие  в сохранении и восстановлении, рациональном использовании и  приумножении экологических традиций

 Теоретическая и методическая  подготовка школьника призвана вооружить его знаниями:

- теории и методики индивидуального  и коллективного самовоспитания  и воспитания сверстников, младших   и старших товарищей

- истории, основам теории, методики  и практики экологической деятельности: сохранению, восстановлению и рациональному использованию.

 Практическая  подготовка к  экологической деятельности включает:

-воспитание необходимых для  экологической деятельности качеств  и чувств

- накопление социально ценного  опыта экологического самовоспитания  и воспитания других людей

 Таким образом, при системном подходе к экологическому воспитанию его сущность можно определять следующим образом.

 Экологическое воспитание специальный,  целенаправленный, организованный, систематический,  последовательный, планомерный, педагогический  процесс сотрудничества педагога и ученика, направленный на психологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку воспитанника как духовно богатого хозяина личных и общественно значимых природных богатств.

 Очень важно осознанно и целенаправленно подходить к данному направлению воспитания. Быть не просто опытным педагогом, но самое главное, быть товарищем и соратником.

  Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала  одним из главных направлений  развития системы школьного образования.

Экология нередко понимается как  «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный  комплекс, который объединяет общую  и прикладную экологию.

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой  макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Интерактивные экологические мероприятия.

 Интерактивные экологические  мероприятия – это внеклассные  экологические мероприятия: викторины,  олимпиады, ток-шоу, экологические  спектакли.

«Ток-шоу» и «экологические спектакли» -  эти две формы в широком плане  – ролевые игры. Однако, первый вариант – «ток-шоу» несколько сложнее для подростков, чем «экологические спектакли».

«Ток-шоу» несут основную экологическую  информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Эксперты – это, как правило, старшеклассники (10-11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.

Участие зала более или менее  импровизировано, хотя нужно сделать  так, чтобы зал тоже готовился  к дискуссии. Для этого полезно  за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы. В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.

Ток-шоу нужно приблизить по форме  организации к подобным диспутам на телевидении. Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым экспертом ставится табличка-визитка, написанная крупными буквами.

Экологический спектакль по форме  более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

Если ток-шоу проходят в серьезной  обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора. При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.

   Экологическая тропа –  форма экологического воспитания.

Многие специалисты признают важнейшим  педагогическим условием воспитания и  образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и  воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний  и умений школьников.

Информация о работе Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников