Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:48, реферат
В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
Введение 3
1. Современная система государственных природных заповедников и национальных парков России 5
2. Развитие географической сети 6
3. Объекты всемирного культурного и природного наследия 7
4. Особо охраняемые природные территории 10
4.1. Государственные природные заповедники 12
4.2. Национальные парки 17
4.3. Природные парки 23
4.4. Государственные природные заказники 24
4.5. Памятники природы 26
Заключение 30
Список литературы 32
В числе прочих проблем, характерных для ботанических садов и дендропарков, одной из наиболее сложных является посягательство на их территории со стороны различных организаций. Подобные случаи отмечались в ботанических садах Пермского, Воронежского и Кубанского университетов, Сахалинском ботаническом саду, Чебоксарском филиале Государственного ботанического сада им. Н.В. Цицина. Сходные проблемы характерны для Южно-Сибирского и Горно-Алтайского ботанических садов, где на прилегающих территориях осуществляется выпас скота.
Возникновение подобных
проблем часто обусловлено
Для решения проблем ботанических садов и дендрологических парков требуется, в первую очередь, укрепление законодательной базы. Необходимо более четкое определение их юридического статуса и установление жестких штрафных санкций за использование соответствующих территорий в целях, противоречащих их прямому назначению. Необходимо также принять меры по улучшению бюджетного финансирования, что позволило бы решить острые хозяйственные проблемы, а освободившиеся ресурсы использовать для развития научной и природоохранной деятельности.
Следует признать, что в России десятилетиями развитие системы особо охраняемых природных территорий осуществлялось без реального учета практических интересов регионов, что создавало основу для бесчисленных конфликтов на всем протяжении отечественной истории заповедного дела, связанных главным образом с попытками отторжения природных участков от этих территорий либо вовлечение их в нежелательное хозяйственное использование.
В значительной мере причина подобных конфликтов объясняется незнанием и непониманием соответствующими должностными лицами в регионах истинного значения, задач и специфики заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий и, одновременно, природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. И было бы предельно наивно ждать, что руководители всех рангов в регионах проявят эту любознательность и сами убедятся в достоинствах и значимости национальных парков, заповедников и других территорий. Однако фактически именно эта логика превалировала в заповедном деле десятилетиями. В то же время значимость, польза для региона в связи с созданием заповедника и национального парка должна стать очевидной, но для этого имя заповедника и национального парка должно громко звучать, позитивная его деятельность должна быть понятна и известна самому широкому кругу лиц. Заповедники и национальные парки не могут быть в российских регионах инородными телами, они должны стремиться максимально органично влиться в инфраструктуру региона, максимально использовать в его интересах свой природоохранный, рекреационный, научный и интеллектуальный потенциал. Только так в современной России можно реально обеспечить устойчивое существование заповедников и национальных парков без ущерба для их профильных природоохранных задач.
1 Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 1999. С. 295
2 Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост.И.Д.Никулин. – М.: Изд. фирма “ Логос ”, 2002. С. 180
3 Уранов Г.В.. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. - М.: Международные отношения, 1999. С. 41
4 Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 1999. С. 271
5 Уранов Г.В.. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. - М.: Международные отношения, 1999. С. 56
6 Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост.И.Д.Никулин. – М.: Изд. фирма “ Логос ”, 2002. С. 92
7 Уранов Г.В.. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. - М.: Международные отношения, 1999. С. 195
8 Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 1999. С. 263
9 Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 1999. С. 274
10 Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 1999.
11 Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост.И.Д.Никулин. – М.: Изд. фирма “ Логос ”, 2002. С. 102
12 Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 1999. С. 284