Понятие и состав фонда недр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:30, реферат

Краткое описание

Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископаемых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размещения различных объектов и сооружений, захоронения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.

Содержание

Понятие и состав фонда недр 3

Полезные ископаемые и их распределение 3 Использование недр человеком 4

Право собственности на недра 4

Законодательство о недрах 6

Понятие и виды права пользования недрами 7

Сроки пользования недрами 9

Основания возникновения права недропользования 9

Содержание права недропользования 14 Правовая охрана недр 16

Ответственность за нарушения законодательства о недрах 20

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и состав фонда недр.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

     В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключительное право осуществлять пользование  недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. 

           Сроки пользования  недрами 

     Право недропользования может быть срочным  и бессрочным. Недра предоставляются  в пользование:

- для геологического  изучения - на срок до 5 лет;

- для добычи  полезных ископаемых - на срок до 20 лет;

при совмещении, указанных видов пользования - на срок до 25 лет.

     Без ограничения срока недра предоставляются  в пользование для строительства  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, образования  особо охраняемых геологических объектов и др. 

    Основания возникновения права недропользования 

  Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

     Таким образом, основанием возникновения  права недропользования является сложный  юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место  среди которых занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр.

     Лицензия  представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование  участком недр в определенных границах и в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех видов права недропользования.

     Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, условиях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его долевом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на геологическую информацию и др.

     Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недропользования (целей  использования недр) и подробно урегулированы  Положением о порядке лицензирования пользования недрами.

     По  общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные критерии, которые при этом учитываются, - это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.

     Законодательство  устанавливает антимонопольные  требования при пользовании недрами (ст. 17 Закона РФ «О недрах»). Запрещаются действия, направленные на:

     - ограничение доступа к участию  в конкурсе или аукционе юридических  лиц и граждан, желающих приобрести  право пользования недрами;

     - уклонение от представления лицензий  победителям конкурса или аукциона;

     - замену конкурсов и аукционов  прямыми переговорами;

     - дискриминацию пользователей недр, создающих конкурирующие структуры;

     - дискриминацию пользователей недр  в предоставлении доступа к  объектам транспорта и инфраструктуры.

     По  результатам конкурса или аукциона принимается совместное решение  органа управления государственным  фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение  служит основанием для выдачи лицензии.

     Выдача, оформление и регистрация лицензий на право пользования недрами осуществляются государственными органами управления фондом недр.

     Для пользования недрами континентального шельфа РФ необходимо решение Правительства  РФ по результатам конкурса или аукциона.

     На  бесконкурсной основе предоставляются недра для использования:

     - в целях захоронения радиоактивных  отходов и токсичных веществ  (на основании решения Правительства  по согласованию с органами  исполнительной власти субъектов  РФ);

     - в порядке переоформления лицензий (при переходе права пользования к другому лицу, например, в случае реорганизации юридического лица);

     - в целях геологического изучения  недр (на основании решения органа  управления фондом недр по  согласованию с органом исполнительной  власти субъекта РФ).

     Особенности порядка предоставления недр в пользование определяются также видами полезных ископаемых, добыча которых производится.

     Действующее законодательство подразделяет все  полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные. 

Общераспространенные распределены в недрах относительно равномерно и их месторождения встречаются повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Эта классификация имеет важное юридическое значение.

     Порядок пользования общераспространенньми  полезными ископаемыми устанавливается  субъектами РФ. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения (ст. 19 Закона РФ «О недрах»).

     Таким образом, право недропользования непосредственно  вытекает из права на земельный участок. Связь указанных видов прав проявляется  и в других случаях: предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. (ст. 11 Закона РФ «О недрах»). Отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным зако­нодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению органов исполнительной власти.

     Следовательно, право недропользования не создает  автоматически права на земельный участок, а лицензия - лишь основание для его получения. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав - недропользования и землепользования.

     Помимо  лицензии конкретные условия недропользования могут определяться договором, который  заключается уполномоченным на то органом  государственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать  соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируются Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».

     Перечни участков недр, право пользования  которыми может быть предоставлено  на условиях раздела продукции, устанавливаются законодательством.

     Сторонами соглашения являются: Российская Федерация - от ее имени выступают Правительство  РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы - граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения  юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.

     Соглашения  заключаются государством с победителем  конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством  о недрах. Законом предусмотрены  случаи бесконкурсного заключения соглашений. Соглашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, а также связанные с недропользованием на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральным законом.

     Соглашения  о разделе продукции регулируют вопросы поисков, разведки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции  между государством и инвестором, а также ее транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации. Особенности приобретения и осуществления права недропользования предусмотрены законодательством также применительно к добыче отдельных видов необщераспространенных полезных ископаемых.

     В частности, государство сохраняет  свою монополию на добычу радиоактивного сырья, захоронение радиоактивных отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным Законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» государству (Российской Федерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользования и включаются в Федеральный фонд резервных месторождений. 

           Содержание  права недропользования 

     Содержание  права недропользования составляют права и обязанности субъектов  по использованию недр. Конкретный набор таких прав и обязанностей зависит от вида пользования недрами.

     Наиболее  общие права и обязанности недропользователей закреплены Законом РФ «О недрах». В соответствии со ст. 22 пользователь недр имеет право:

     - использовать предоставленный ему  участок недр в соответствии  с целями, обозначенными в лицензии;

     - самостоятельно выбирать формы  своей деятельности;

     - использовать результаты своей  деятельности (в соответствии с  лицензией);

     - использовать отходы своего горнодобывающего  и другого производства, если  иное не установлено в лицензии;

     - ограничивать застройку площадей  залегания полезных ископаемых в границах горного отвода;

     - проводить геологическое изучение  недр в границах горного отвода;

     - обращаться в компетентные органы  по поводу пересмотра условий  лицензии при возникновении новых  обстоятельств.

     Вместе  с тем пользователь несет обязанности по:

     - соблюдению законодательства о  недрах;

     - соблюдению требований технических  проектов, недопущению потерь, выборочной  отработки полезных ископаемых;

     - ведению геологической и иной  документации и представлению  достоверной геологической информации  в компетентные государственные органы;

     - безопасному ведению работ, связанных  с недропользованием;

     - соблюдению правил охраны недр, окружающей природной среды, а  также зданий и сооружений  от вредного влияния работ,  связанных с недропользованием;

     - приведению участков земли и других природных объектов в состояние, пригодное для дальнейшего использования;

     - обеспечению сохранности или  ликвидации горных выработок  и буровых скважин в соответствующих  случаях;

     - выполнению условий лицензии;

     - своевременному и правильному внесению платежей за пользование недрами.

     Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения  национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование  недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. 

Информация о работе Понятие и состав фонда недр