Понятие и состав фонда недр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:30, реферат

Краткое описание

Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископаемых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размещения различных объектов и сооружений, захоронения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.

Содержание

Понятие и состав фонда недр 3

Полезные ископаемые и их распределение 3 Использование недр человеком 4

Право собственности на недра 4

Законодательство о недрах 6

Понятие и виды права пользования недрами 7

Сроки пользования недрами 9

Основания возникновения права недропользования 9

Содержание права недропользования 14 Правовая охрана недр 16

Ответственность за нарушения законодательства о недрах 20

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и состав фонда недр.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

           Правовая  охрана недр 

  Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом систему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды.

     Богатства недр относятся к числу исчерпаемых  и невозобновляемых природных ресурсов, поэтому главной задачей и  основной особенностью их охраны является организация рационального и  комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минерального сырья.

     Исходя  из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

     - соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования;

     - обеспечение полноты геологического  изучения, рационального, комплексного  использования и охраны недр;

     - проведение опережающего геологического  изучения недр, обеспечивающего  достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

     - обеспечение наиболее полного  извлечения запасов основных  и совместно с ними залегающих  полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;

     - охрана месторождений полезных  ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих  качество полезных ископаемых  и промышленную ценность месторождений;

     - предотвращение загрязнения недр  при проведении работ, связанных  с недропользованием (подземное  хранение нефти, газа, захоронение  вредных веществ и отходов,  сброс сточных вод);

     - предотвращение накопления промышленных  и бытовых отходов на площадях  водосбора и в местах залегания подземных вод.

     Учитывая  невоспроизводимый характер и экономическое  значение минеральных богатств, заключенных  в недрах, закон устанавливает  приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагающий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения органов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

     Важнейшими  направлениями деятельности по охране недр являются государственный учет, государственная экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

     Государственный учет осуществляется путем ведения  государственного кадастра месторождений  и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).

     Государственный кадастр включает сведения по каждому  месторождению полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработки, геолого-экономическую оценку). С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется государственный баланс, который содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, добыче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

     Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для ра­ционального комплексного использования недр, определения  платы за пользование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экспертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.

Государственной регистрации - включению в государственный  реестр -подлежат участки недр, предоставляемые  в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

     К числу правовых мер охраны недр относятся  также обязанности субъектов  права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных  с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населения, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны окружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).

     В случае нарушения перечисленных  требований по охране недр право пользования  недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено компетентными государственными органами.

     Специфической особенностью деятельности по охране недр является охрана геологической  информации.

     Информация  о геологическом строении недр, полезных ископаемых, условиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собственности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя (если она получена за счет его собственных средств). Она представляется в государственный фонд геологической информации (в последнем случае - с условием ее использования в коммерческих целях).

     Должностные лица государственных фондов геологической  информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут  ответственность за ее несанкционированное разглашение.

     Необходимым элементом деятельности по охране недр является государственный контроль в сфере отношений недропользования.

     Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными.

     ________

    Положение о  государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132.

    Особая форма  правовой охраны недр состоит в заповедной охране уникальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. 

 

     Ответственность за нарушения законодательства о недрах 

     Нарушение установленных законом правил и  мер по охране и рациональному  использованию недр влечет за собой  применение юридической ответственности.

     Перечень  недронарушений, за которые может  наступить административная ответственность, содержится в ст. 49 Закона РФ «О недрах»:

     - незаконные сделки, связанные с  пользованием недрами;

     - предоставление лицензий на пользование  недрами по основаниям, не предусмотренным  Законом о недрах;

     - нарушение установленного законом порядка пользования недрами;

     - самовольное пользование недрами;

     - выборочная отработка месторождений,  приводящая к необоснованным  потерям запасов полезных ископаемых, и другие нарушения рационального  использования недр, приводящие  к порче месторождений;

     - нарушение стандартов и норм  по безопасному ведению работ,  связанных с недропользованием,  по охране недр и окружающей  среды, в том числе загрязнение  недр;

     - нарушение права собственности  на геологическую информацию  или ее конфиденциальности;

     - самовольная застройка площадей  залегания полезных ископаемых;

     - необеспечение сохранности зданий, сооружений а также особо охраняемых  территорий и объектов окружающей  природной среды при недропользовании;

     - уничтожение и повреждение скважин,  маркшейдерских и геодезических знаков;

     - систематическое нарушение порядка  внесения платы за пользование  недрами;

     - невыполнение требований по приведению  ликвидируемых или консервируемых  горных выработок в состояние,  обеспечивающее безопасность населения,  а также требований по сохранности полезных ископаемых и горных выработок на время их консервации;

     - неприведение участков земли  и других природных объектов, нарушенных при недропользовании, в состояние, пригодное для  их дальнейшего использования.

     В приведенном перечне недронарушений можно выделить их три основных вида: нарушения права собственности на недра и порядка недропользования (например, самовольное пользование недрами, невнесение платы и др.); нарушения требований по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием; экологические недронарушения (выборочная отработка, порча месторождений, загрязнение недр и др.).

     Согласно  ст. 49 Закона о недрах указанный перечень не является исчерпывающим. В частности, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за недронарушения (ст. 46-56(3), 57(1), 84(5), 84(6), 88, 89), устанавливает дополнительные их виды:

     - самовольная добыча янтаря с  месторождений или мест промышленной  разработки;

     - нарушение правил и требований  проведения работ по геологическому изучению недр;

     - нарушения законодательства о  континентальном шельфе: незаконная  выдача лицензии (разрешения) на  осуществление деятельности на  континентальном шельфе; нарушение  правил проведения ресурсных  или морских научных исследований на континентальном шельфе; нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе; незаконная передача минеральных ресурсов континентального шельфа и др.

     Налагать  административные взыскания в виде штрафа за нарушения законодательства о недрах вправе органы государственного горного надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов, органы по геологии и использованию недр (ст. 211, 219 КоАП РСФСР).

     В зависимости от степени общественной опасности, размера причиненного ущерба и других обстоятельств одни и те же деяния могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

     Уголовный кодекс РФ содержит несколько составов преступлений, связанных с использованием и охраной недр:

     - исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующих разрешений (ст. 253);

     - захоронение или иное обращение  радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов  с нарушением установленных правил (ст. 247);

     - нарушение правил безопасности  на объектах атомной энергетики, при ведении горных работ, на  взрывоопасных объектах (ст. 215-217);

     - нарушение правил сдачи или  продажи государству драгоценных  металлов и драгоценных камней (ст. 192)

     К числу экологических преступлений УК РФ относит деяния, предусмотренные  ст. 255, согласно которой уголовная  ответственность наступает за нарушение  правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

     Гражданско-правовая (материальная) ответственность за недронарушения может наступать по общим нормам гражданского законодательства о возмещении причиненного вреда, признании сделок недействительными и др., а также по правилам специальных нормативных актов, устанавливающих порядок и размер возмещения ущерба для отдельных видов недронарушений.

Информация о работе Понятие и состав фонда недр