Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:35, реферат
Состояние окружающей среды и организация рационального природопользования становятся все более актуальной проблемой современности, особенно в промышленно развитых и густонаселенных странах Европы. В конституциях европейских государств получают отражение экологические проблемы и основные способы регулирования отношений человека, общества, государства с окружающей природной средой, предупреждения ее деградации.
На отражение проблем охраны окружающей среды в основных законах европейских стран наложили отпечаток как исторические обстоятельства подготовки, обсуждения и принятия конституций, так и уровень социальной защищенности населения, правовые традиции и реалии современности, степень обеспеченности правовых деклараций экономическими условиями жизни, климат, плотность населения и острота вопросов о наличии, распределении и рациональном использовании земель и иных природных ресурсов.
Латание
"дыр" нынешнего отечественного
правового регулирования
Следствием
сохранения устаревшей концептуальной
основы регулирования
Так, проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва, один из крупномасштабных инвестиционных проектов, который разрабатывался в Российской Федерации, сфокусировал в себе типичные черты принятия хозяйственных решений: во главу угла ставятся сугубо экономические (точнее - коммерческие) соображения, долговременные интересы сохранения природных ресурсов игнорируются и допускаются грубые нарушения действующего законодательства в сфере природопользования.
Уже
отмеченный фрагментарный подход к
регулированию
Речь идет об упомянутых уже выше и играющих ключевую роль в современном регулировании ресурсопользования процедуре оценке воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, экологическом менеджменте, аудите, институте ответственности за ущерб окружающей среде и др.
Так, вместо процедуры оценки воздействия, необходимым элементом которой является участие заинтересованного населения, в Российской Федерации на законодательной основе действует экологическаяэкспертиза (см. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» в ред. от 15.04.98 с изм. от 15.04.98 г.), которая является по существу закрытой процедурой обсуждения проектов и занимает в общем процессе апробации проекта далеко не столь значимое место как оценка воздействия в европейских странах. В то время как за рубежом оценка воздействия служит одним из эффективных механизмов сочетания экологических, социальных, экономических интересов, в России правовое регулирование этой процедуры делает лишь первые шаги. Законодательно признанная в российском праве экологическая экспертиза носит более узкий по кругу рассматриваемых вопросов и имеет менее демократичный характер, чем международно-признанная процедура оценки воздействия. Основным же документом, регулирующим процедуру оценки, является пока Приказ Минприроды РФ № 222 от 28.12.2000 «Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации».
Характеристика и оценка состояния правового регулирования процедуры оценки может быть отнесена и к состоянию экологического аудита, правовую основу которого составляют разрозненные ведомственные акты.
Отсутствие
адекватного законодательного о
Анализ отечественных законодательных и подзаконных актов, регулирующих обоснование, начало, ход и окончание какой-либо хозяйственной деятельности показывает, что правовое поле «экологической составляющей» чрезвычайно ограничено. В большинстве законодательных актов, действующих в сфере промышленности, строительстве, архитектуре и др., экологический аспект либо не учитывается вообще, либо о необходимости учета состояния окружающей среды, возможного негативного воздействия на нее говорится лишь в самом общем плане, как, например, в упомянутом уже Законе «О недрах».3
Учет
экологического фактора, согласно логике
отечественной правовой системы, должен
был бы быть прописан в ведомственных
актах, касающихся обоснования, осуществления
и прекращения какой-либо хозяйственной
деятельности. На деле же таких актов не много.
К их числу относятся, в частности, Указания
о порядке разработки и утверждения технико-экономических
обоснований строительства по крупным
и сложным предприятиям и сооружениям
(а при необходимости и по другим объектам),
утвержденные ПостановлениеГосп
3
Следует, однако, отметить, что некоторое
исключение составляют
На
первый взгляд, в приведенных выше
документах охвачен достаточно широкий
спектр экологических факторов, которые
должны быть учтены при проектировании
и деятельности предприятия. Казалось
бы эти документы, разумеется, вкупе с законодательными положениями
Практическим следствием этого является отсутствие какой-либо заинтересованности хозяйствующих субъектов в развитии "экологической составляющей" своей деятельности. Более того, осуществление хозяйственной деятельности, например, разработка инвестиционных проектов, идет зачастую прямо противоположным образом тому, как это диктуется принятыми за рубежом правилами оценки воздействия, экологического менеджмента и др. При подготовке инвестиционных проектов не прорабатывается и не очерчивается правовое поле, в рамках которого он будет реализовываться. Но даже действующие нормативные документы учитываются далеко не все.
Не последнюю роль в том, что экологический фактор, даже в тех скромных масштабах, как он предусмотрен в нормативных документах, игнорируется отечественным предпринимательством, играет слабое применение института гражданско-правовой ответственности в сфере природопользования. Более того, содержание этого института в отечественном гражданском законодательстве не охватывает понятия и, тем более, новые направления развития, которые характерны для его аналогов в странах с эффективным регулированием природопользования.
В
ряде законодательных актов
Пользуясь невысокой степенью развития института гражданско-правовой ответственности за ущерб естественным ресурсам, природной среде, судебные органы, как показывает практика, стремятся не принимать к рассмотрению иски о возмещении такого ущерба или переносят акцент на рассмотрение нарушений конкретных правовых норм, что в результате приводит к принятию административных мер воздействия, но огромный ущерб, причиненный природе, остается не возмещенным.
У такого явления, как "антиэкологическое" развитие отечественного бизнеса, есть и другая причина, помимо отсутствия правовых механизмов, стимулирующих формирование системы рационального природопользования, - это нарушение законодательства в сфере природопользования самими государственными структурами. В этих условиях совершенно очевидно, что разработка национальной концепции и отечественных правовых моделей природопользования, формирования соответствующей правовой инфраструктуры встречает огромные сложности.
В
целом отечественная
На наш взгляд, несколько более оптимистичны перспективы развития в российском бизнесе экологического менеджмента. Хотя, повторим, правовой - законодательной — инфраструктуры, стимулирующей и делающей необходимым применение принципов экологического менеджмента, пока не существует, число российских предприятий, принявших международные стандарты экоменеджмента постепенно увеличивается.
Для
более быстрого развития экологического
менеджмента в сфере
235
хозяйственной деятельности