Предварительные замечания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:35, реферат

Краткое описание

Состояние окружающей среды и организация рационального природопользования становятся все более актуальной проблемой современности, особенно в промышленно развитых и густонаселенных странах Европы. В конституциях европейских государств получают отражение экологические проблемы и основные способы регулирования отношений человека, общества, государства с окружающей природной средой, предупреждения ее деградации.
На отражение проблем охраны окружающей среды в основных законах европейских стран наложили отпечаток как исторические обстоятельства подготовки, обсуждения и принятия конституций, так и уровень социальной защищенности населения, правовые традиции и реалии современности, степень обеспеченности правовых деклараций экономическими условиями жизни, климат, плотность населения и острота вопросов о наличии, распределении и рациональном использовании земель и иных природных ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

природопользование.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

    • определение всей зоны влияния на окружающую среду строительства  и эксплуатации объекта, в частности  на сельскохозяйственные земли, лесные земли, почвенный покров, водные ресурсы, растительность, животный мир, атмосферный  воздух;

    • оценка возможного ущерба природной  среде, предложение мероприятий  по его минимизации (включая альтернативы проекту), оценка компенсационных затрат по каждому ресурсу и с учетом кумулятивного воздействия;

    • характеристики воздействия на почвенный  покров, согласование решений по снятию и хранению плодородного слоя почвы, прогноз изменения почв, план мероприятий  по их восстановлению и оценка их эффективности, оценка ущерба, включая упущенную  выгоду;

    • прогноз изменения леса по всей зоне влияния объекта, проработка мероприятий  по восстановлению и сохранению лесов  и оценка их эффективности, оценка ущерба лесным ресурсам с учетом изъятия и изменения их состояния в зоне влияния;

    • прогноз изменений поверхностных  вод, русловых процессов, водной биоты, рекреационной и водохозяйственной ценности водоемов и подземных вод, мероприятия по защите подземных вод, план размещения скважин контроля состояния подземных вод и др.;

    • оценка устойчивости экосистем к  нарушениям, связанным со строительством, эксплуатацией объекта, прогноз  их изменений, комплекс мероприятий  по их сохранению и восстановлению, мероприятий по защите флоры и  фауны, в том числе водной, оценку ущерба животному миру, компенсационные  мероприятия;

    • данные о суммарном экологическом  ущербе по всем видам прямых и косвенных  воздействий на среду, что необходимо для адекватной оценки получаемых экономических  выгод;

    • определение мер для предотвращения или уменьшения негативного влияния  данного проекта хозяйственной  деятельности на окружающую природную  среду;

    • определение мер для улучшения  окружающей природной среды на данной территории;

    • разработка плана мониторинга изменений  окружающей природной среды в  результате осуществления данного  проекта и мер по его осуществлению;

    • определение мер по корректировке  осуществления данного проекта  хозяйственной деятельности с учетом, в том числе данных мониторинга;

    • разработка плана прекращения данной хозяйственной деятельности;

    • экологическое обоснование технических (технологических) решений;

    • обоснование изъятия природных  ресурсов;

    • анализ уровня экологической опасности  производимой продукции и образующихся отходов;

    • экологическое обоснование плана  управления отходами;

    • обеспечение экологической безопасности проектируемого объекта (при нормальном режиме эксплуатации; при аварийных  ситуациях). В проекте должны быть проработаны следующие вопросы: возможные аварийные ситуации, степень  риска их возникновения, меры по их устранению;

    • предложения по определению страхового случая;

    • план природоохранных мероприятий  при консервации и ликвидации объекта.

    • обоснование выбора оптимального варианта вида деятельности на данной территории и обоснование выбора земельного участка для осуществления данного  проекта.

    Последнее должно, в частности, включать:

    • данные о месте размещения объекта, расположении земельного участка, отводимого в постоянное или временное пользование;

    • характеристика планируемой деятельности;

    • варианты размещения данного объекта, включая "нулевой вариант" (отказ  от намечаемой деятельности);

    • краткие сведения о современном  и перспективном использовании  территории (в соответствии со схемами  и программами развития);

    •детальный  анализ источников, уровня и характера  воздействия на окружающую природную  среду в предполагаемом месте  размещения объекта;

    • оценку кумулятивного эффекта такого воздействия;

    • прогноз воздействия с учетом сооружения и функционирования данного  объекта;

    • информацию о природных особенностях территории, где предполагается разместить объект;

    • информацию о историко-культурном потенциале данной территории и прогноз влияния  на него данного объекта;

    • состояние экосистем на территории, где планируется разместить объект и оценка их устойчивости к его воздействию.

    Материалы по обоснованию места размещения объекта должны быть разработаны  в соответствии с требованиями законодательных  и иных правовых актов, а также  государственных служб контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, основного землепользователя и органов местного самоуправления. Выбор и согласование места размещения объекта должен происходить в соответствии с процедурой оценки воздействия, при обязательном участии органов местного самоуправления, собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, представителей соответствующих государственных органов.

    -В  дальнейшем многие из приведенных  выше позиций потребуют детальной  правовой, в т.ч. законодательной,  проработки.

    На  проекты экологически опасных видов  деятельности, когда воздействие  носит долговременный характер или  обладает трансграничным (межрегиональным) характером, необходимо проводить специальные  исследования по прогнозу воздействия  объекта на окружающую среду. В проекте  должны быть представлены материалы  о методике экологических исследований, а также результаты проведенных  работ по оценке воздействия планируемой  деятельности на окружающую среду.

    В правовом плане должны быть определены и источники исходной информации. Так, при выборе места размещения объекта и разработке экологического аспекта проекта, как и самого проекта в целом, могут быть использованы следующие источники исходной информации:

    - материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и их территориальных подразделений;

    - данные оценки воздействия,

    - опубликованные и фондовые материалы  ведомств;

    -материалы  кадастров, в частности, кадастровые  карты природных ресурсов, а также  карты-схемы компонентов природной  среды (почвенные, геоботанические);

    - научные материалы;

    - исторические данные;

    - данные статистической отчетности;

    - данные экологического мониторинга;

    - инженерные изыскания и экологические  данные по объектам аналогам;

    - научные прогнозы.

    При сборе и анализе материалов следует  руководствоваться Федеральным  законом "Об информации, информатизации и защите информации" (№ 24-ФЗ от 20.02.95 г.), в соответствии с которым запрещено  относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие экологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения  безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

    Следует отметить, что правовой опыт учета  экологического фактора в регулировании  хозяйственной жизни в соответствии с мировыми стандартами в РФ имеется. В этом смысле от федеральных нормативных  актов выгодно отличаются некоторые  акты субъектов Федерации. Например, в Москве действует ряд правовых актов, конкретизирующих нормы федеральных  законов в сфере природопользования и охраны окружающей среды. К их числу  относятся, в частности, Методика оценки стоимости зеленых насаждений и  исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) уничтожением на территории Москвы, утвержденная распоряжением  Мэра Москвы от 14. 05.99 г. № 490-РМ.

    В целом анализ европейского пути развития экологического права позволяет  сделать некоторые выводы о возможных  перспективах российского правового  регулирования природопользования и охраны окружающей Среды. Его дальнейшее развитие в русле сложившихся  мировых стандартов требует как  минимум правового обеспечения  прозрачности принятия хозяйственных  решений, участия населения в  принятии таких решений, заинтересованности предпринимательских кругов в рациональном природопользовании, усиления гражданско-правовой ответственности за ущерб окружающей среде, законодательного утверждения  принципов и формирования правовых механизмов, направленных на предотвращение деградации природы. Необходимость  развития отечественного экологического регулирования в указанных направлениях объективно необходимо и с точки  зрения международно-правовой позиции  России, расширения сотрудничества с  Европейским Союзом, активизации  участия в международных договорах, направленных на сохранение природы, решение  глобальных экологических проблем. 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

  1. Расширение Европейского Союза и Россия. // МГИМО.  Под ред. Буториной О.В.., Борко Ю.А. М., «Деловая литература». 2009. — 568 с.
  2. . Закон РФ «Об охране окружающей среды» (с изм. на 31.12.2005 г. №199-ФЗ // Российская газета, №297, 31.12.2007.
  3. Тимошенко А.С. «Международное сотрудничество по охране окружающей среды в системе ООН.» - М.: Наука, 2010 г.
  4. .Бринчук М.М. «Экологическое право». Учебник для вузов. М.: Юрист, 2009
  5. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник-М: Юристъ, 2009 – 430с.

Информация о работе Предварительные замечания