Причина появления Северного потока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Нефть и природные газы обеспечивают в настоящее время более 60% потребностей мировой энергетики. Но они, попадая в окружающую среду в процессе добычи, транспортировки, переработки и хранении, оказывают негативное воздействие на экосистему. Поэтому среди многочисленных техногенных факторов негативного воздействия на природу нефть занимает одно из ведущих мест, попадая в окружающую среду как в ходе перечисленных выше подготовительных процессов, при использования нефтепродуктов, а также при аварийных разливах нефти.

Содержание

Введение
Глава 1. Экосистема Балтики. Объекты исследования и методика обобщения
1.1 Анализ экосистемы Балтийского моря
1.2 Объекты исследования Балтийского моря
Глава 2. Оценка экологического риска
2.1 Расчет экологического риска
2.2 Экологическое воздействие разливов нефти
Глава 3. СевероЕвропейский газопровод и экологическая безопасность Балтийского моря
3.1 Прокладка морского газопровода по дну Балтийского моря
3.2 Захоронение химического оружия как негативный фактор воздействия на экологическое состояние Балтийского моря
Глава 4. Охрана окружающей среды при строительстве трубопроводных систем и мониторинг транспортировки углеводородов
4.1 Правовые и законодательные аспекты охраны окружающей среды
4.2 Система мониторинга транспортировки углеводородов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 135.05 Кб (Скачать файл)

Главные нормативные документы, предусмотренные ФЗ «О техническом  регулировании» 2002г. - Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья  граждан, имущества физических  и юридических лиц, государственного  или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды,  жизни или здоровья животных  и растений.

Во взаимодействии с вышеприведенными документами существующая в настоящее  время в России нормативно-правовая база (Законы, Постановления Правительства, ГОСТы, СНиПы, СаНПиНы и др.) в целом  предопределяет, чтобы в проектах на строительство промышленных объектов принимались такие инженерные и  организационные решения, реализация которых обеспечит: технологическое совершенство, конструктивную надежность, строительную устойчивость, экологическую допустимость и экономическую целесообразность сооружаемого объекта.

В соответствии с Законом  РФ № 2446-1 «О безопасности», экологическая  безопасность, наряду с военной, политической и экономической, является одним  из важнейших звеньев обеспечения  национальной безопасности. При этом природоохранные органы, органы здравоохранения, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций включаются в силы обеспечения  безопасности государства.

Под обеспечением экологической  безопасности понимается полное выполнение требований действующего национального  и международного законодательства в области охраны окружающей среды  и экологической безопасности на всех стадиях жизненного цикла объектов.

Обеспечение экологической  безопасности подразумевает проведение следующих мероприятий:

  • государственной экологической экспертизы проектов создания новых предприятий объектов, видов деятельности экологического мониторинга и оценки уровня воздействия на окружающую среду на территориях, подверженных воздействию объекта;
  • государственного и производственного экологического контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства;
  • мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности объекта.

Одно из наиболее рациональных управленческих решений, направленных на управление экологическими рисками  и обеспечение экологической  безопасности, - внедрение системы  экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта  ИСО 14001:2004.

Необходимость внедрения  систем экологического менеджмента  российскими предприятиями также  определяется планируемым вступлением  России во Всемирную торговую организацию. В странах, входящих в ВТО, согласно принятой Хартии устойчивого развития, приоритеты экологического управления и последующая сертификация систем экологического менеджмента в соответствии со стандартами серии ИСО 14000 являются ключевыми элементами устойчивого  развития. Таким образом, СЭМ служит основой для формирования конкурентоспособного, устойчивого бизнеса, способного удовлетворять  растущие потребности заказчиков и  партнеров, ожидания общественности.

Трубопроводный транспорт  – сложная техническая система, обладающая высоким энергетическим потенциалом.

Технология транспортировки  природного газа, нефти, конденсата и  продуктов их переработки, конструктивные решения линейной части и наземных объектов характеризуется особенностями  антропогенного воздействия на природную  среду. Магистральные трубопроводы имеют большую протяженность, они  практически пересекают все природно-климатические  пояса и регионы.

В настоящее время одним  из основных направлений, обеспечивающих снижение воздействия на окружающую среду и устойчивое развитие предприятий, является применение экологически ориентированных  систем управления. Для создания таких  систем Международной организацией по стандартизации (ISO) разработана серия стандартов 14000, которые в качестве государственных приняты и в Российской Федерации.

Стандартизированными согласно системе ISO 14000 являются требования к основным элементам и организационной структуре управления природоохранной деятельностью.

4.2 Система мониторинга  транспортировки углеводородов

Мониторинг транспортировки  углеводородов по морю и под водой  может быть реализован на основе спутниковых  средств дистанционного зондирования, самолётов-лабораторий, специализированных судов и подводных аппаратов (включая  погружные буи и ПОА типа «Мир») с привлечением комплекса приборов для наблюдения и реализации управленческих решений по экологической безопасности морской экосферы [7,13,14,21]. Вся эта  система комплексных измерений  должна (желательно) быть четырёхмерной, то есть действовать в пространстве трёх координат и времени. Для  этого весь аппаратурный комплекс должен быть географически позиционирован, также как и объект исследования либо на основе GPS или инерциальной навигационной системы, корректируемой доплеровским лагом, для обеспечения точного указания курса и измерения параметров движения носителя научно-исследовательской аппаратуры. Инженерно-изыскательские работы, инженерно-геологические, химические и экологические исследования должны быть реализованы на основе соответствующего аппаратурного комплекса. В таблице 5 приведен перечень некоторых целей и приборов, призванных решить поставленные задачи, как применительно к Северо-Европейскму газопроводу, так и для обнаружения разливов нефти.

Географически привязанные  результаты мониторинга, архивированные на основе ГИС-технологий, могут позволить  осуществлять оперативное принятие решений в случае аварийных ситуаций с углеводородами.

Таблица 5 – Аппаратурный комплекс мониторинга транспортировки  углеводородов

Цели и задачи

Аппаратурный комплекс

Определение положения (подвижки трубопровода), обнаружение и измерение  провисов

Телевизионная система, магнитно-гравиметрические датчики и электромагнитные устройства, акустический профилограф и гидролокатор секторного обзора, GPS

Обнаружение обнажения трубопровода (толщина засыпки)

Гидролокатор секторного обзора, гидролокатор секторного обзора ориентируемый (ГСО)

Осмотр рельефа дна  по сторонам трубопровода

Гидролокатор секторного обзора,

Обнаружение посторонних  предметов (камни, химическое оружие, металл)

Гидролокатор секторного обзора,

Обнаружение утечки транспортируемых веществ(газ, топливо и др.)

Акустический профилограф, датчик метана, озоно-хелюминесцентный датчик определения ХПК, самолетный лидар для обнаружения углеводородов, GPS


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в  материк акваторию, относящуюся  к бассейну Атлантического океана и  связанную с Мировым океаном  только узкими проливами.

Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот  рек. Более половины общей площади  бассейна Балтийского моря дренируют  крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть  загрязняющих веществ, образующихся в  результате антропогенной деятельности на территории.

Результаты исследования показали, что экологические риски, сопряжённые с проектом строительства  Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря на порядок  ниже, чем в случае транспортировки  нефти судами. Риск аварийных ситуаций наиболее высок при танкерных  перевозках нефти. И хотя природный  газ менее опасен, чем нефть  и её производные, но оба этих энергоносителя при попадании в морскую среду  способствуют загрязнению и изменению  трофических условий экосистемы Балтийского моря. Поэтому экологический  мониторинг путей транспортировки  углеводородов по Балтийскому морю должен носить комплексный и регулярный характер, при наличии постоянных постов автоматизированного контроля наиболее опасных мест трасс транспортировки  нефти и газа.

Обеспечение экологической  безопасности флоры и фауны Балтики  и морской экосистемы в целом  должно осуществляться в рамках международного права и тесной кооперации стран  Балтийского моря.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балтийское море. Окружающая среда и экоглогия. (2002) Под ред. Е.Фурман, Р.Мунстерхулм, Х. Салеман, П.Вялипакка. Хельсинки, ХЕЛКОМ, Printing Digitone Oy.
  2. Христенко В.Б. (2006) Энергетическая стратегия России. О перспективах развития и использования систем транспортировки углеводородного сырья и продуктов его переработки. Транспортная безопасность и технологии. 3 4(9).
  3. Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика (2000) М.: Наука.
  4. Биненко В.И., Храмов Г.Н., Яковлев В.В.(2004). Чрезвычайные ситуации в современном мире и проблемы безопасности жизнедеятельности. СПб.: Полиграфический центр ИВТОБ СПбГПУ.
  5. Биненко В.И. (2005) Экологический терроризм.Сб. науч.тр. РГГМУ «Проблемы теоретической и прикладной экологии», СПб.
  6. Растоскуев В.В., Шалина Е.В. (2006) Геоинформационные технологии при решении задач экологической безопасности. СПб.: ВВМ.
  7. Сб. тезисов VII Междунар. экологич. форума «День Балтийского моря»(2006) СПб.: ООО «Изд-во Диалог».
  8. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах (1996) М.: ТрансПресс.
  9. Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные о подземные водные объекты.(2003) Утвержд. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2006 г. №344
  10. Туркин В. (2004) Оценка экологического риска добычи нефти на морском шельфе. Modeling and Analysis of Safety and Risk: Complex Systems/ SPb.pp.
  11. Методические указания по проведению анализа риска для опасных производственных объектов газотранспортных предприятий ОАО «Газпром» (2003) М.: ОАО «Газпром».
  12. Смирнова Н.Ф., Смирнов Н.П. (2000) Атлантическая треска и климат. СПб.: Изд-во РГГМУ.
  13. Агеев М.Д. (2005) Оснащение и управление АНПА при обследовании подводных трубопроводов. Подводные технологии №1.
  14. Березин И.К. (2005) Оптимизация природоохранных мероприятий при ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (на примере акватории Санкт-Петербурга). Проблемы риска в техногенной и социальной сферах. Снижение риска аварийных ситуаций с нефтью и нефтепродуктами. СПб.
  15. контроль химических и биологических параметров окружающей среды (1998) Экометрия (энциклопедия). Под ред. Л.К. Исаева. СПб:Союз.
  16. Семанов Г.Н. (2005) Разливы нефти в море и обеспечение готовности к реагированию на них. (http://www.securpress.ru/issue/Tb/2005_/neft_razliv.htm)
  17. Берковиц А.В., Биненко В.И. (2005) Оценка риска аварийных разливов нефти в акваториях Финского залива и реки Невы. Материалы 8-й междунар. Конференции «Акватерра-2005», СПб.:»Рестэк».
  18. Альхименко А.И. (2004) Аварийные разливы нефти в море и борьба с ними (Учебное пособие для ВУЗов). СПб: ОМ-Пресс.
  19. Гончаров В.К., Пимкин В.Г. (2000) Прогнозирование экологических последствий выхода в морскую среду отравляющих веществ из затопленного в Балтийском море старого химического оружия. Экологич.химия.
  20. Медведева Н.Г., Сухаревич В.И., Поляк Ю.М., Зайцева Т.Б., Гриднева Ю.А. (1996) Способ биодеградации и притсодержащих смесей, штамм бактерий Pseudomonas sp., 8-2 – биодеградатор иприта, штамм бактерий Pseudomonas doudoroffii, 70-11 – биодеградатор иприта, штамм бактерий Corynebacterium sp. КЗБ – биодеградатор иприта. Патент РФ №2103357.
  21. Kojima J., Kato Y. and Asakava K. (1997) Development of Autonomus Underwater Vehicle “Aqua Explorer 2” for Interpection of Underwater Cables/ MTS/IEEE? Oceans’97. Canada.
  22. Яковлев В.В. (2003) Нефть, газ, последствия аварийных ситуаций. СПб.: СПбГПУ.

Информация о работе Причина появления Северного потока