Проблема утилизации отходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:52, реферат

Краткое описание

Переработка и утилизация отходов является сложной и многофакторной экологической, технологической и экологической проблемой. Утилизация отходов – актуальная проблема для всех крупных городов. Например, в Париже и Санкт-Петербурге количество собираемых отходов составляет порядка 600 кг в год на одного жителя, в Москве превышает 1 тонну, в этих городах утилизация отходов является важнейшим фактором для их развития.

Содержание

Введение 2
Отходы потребления 3
Отходы производств 6
Законодательная база 11
Федеральное законодательство в области рециклинга и опыт субъектов Российской Федерации. 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждени3.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

         Вместе с тем с учетом объемного насыщения предприятий радиоактивными материалами и радиоактивными отходами она является потенциально опасной и требует постоянного внимания.

         Автомобиль, хотя и является предметом длительного пользования, все же имеет конечный срок жизни. Следовательно, после окончания его эксплуатации необходимо принять меры по его утилизации. В изношенном и выброшенном на свалку автомобиле содержатся все те материалы, которые были использованы при его изготовлении: черные и цветные металлы, пластмассы и резинотехнические изделия, стекло и керамика, дерево и картон, текстильные и битумные материалы и др. Поэтому вышедший из эксплуатации автомобиль может и должен стать источником вторичных материальных ресурсов. Так, в Москве впервые в Российской Федерации построен современный экологически безопасный завод (Промышленная компания «Втормет»). Используемая технология позволяет перерабатывать кузов автомобиля даже с двигателем, из которого предварительно обеспечен слив технических жидкостей, съем аккумулятора и резины. Кузов подвергается дроблению на мелкие фракции, после чего методом магнитной сепарации отделяется черный и цветной металл, а воздушной сепарацией отделяются остальные отходы (окалина, краска, текстиль, стекло, полимеры, дерево, резина и др.), которые подлежат обычно уничтожению. Загруженность данного завода в 2002 г. составила всего 35%.

     Федеральное законодательство в  области рециклинга и опыт субъектов Российской Федерации.

         В Российской Федерации сегодня отсутствует закон, касающийся авторециклинга; работает лишь ряд нормативно-правовых актов, касающийся проблемы переработки всех видов отходов: Федеральный Закон  от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об отходах производства и потребления», Федеральный Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. 10.01.2003) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный Закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил», гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения», Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

         В соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды» руководство работой по нормированию размещения отходов должно осуществляться органами исполнительной власти г. Москвы, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора.

         В субъектах Российской Федерации вопросы организации рециклинга и создания нормативно-правовой базы также находятся на стадии становления. Так, чаще всего встречаются законы: «Об отходах производства и потребления» (Республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Хабаровский край, Калининградская область и др.); «Об административной ответственности за правонарушения в сфере сбора (заготовки), переработки, реализации лома и отходов цветных и черных металлов» и подобные им (Республика Башкортостан, Алтайский край, Владимирская, Брянская, Астраханская, Калининградская, Калужская области и др.); «О программе социально-экономического развития» (Республика Бурятия). Возможно, это обусловлено особенностями различного экономического уровня развития регионов, для которых  общее  количество необходимых к переработке автотранспортных средств еще не стало критическим.

        Закон о рециклинге2 принят более чем в 50 странах мира. В 1995 году мировая индустрия рециклинга обеспечила занятость более 1 млн. человек. Общая стоимость продукции, полученной в мире за счет рециклинга, в 1995 году составила 175 млрд. долл.   

         Практически во всех экономически развитых странах на уровне правительств разработаны  и действуют программы, которые включают мероприятия по квалифицированному обследованию (приемка, обработка) машин, частичному демонтажу шин на перерабатывающих предприятиях, повторному применению снятых деталей, переплавке машин, захоронению не перерабатываемых отходов (в основном пластиков, ткани). Обычно общий объем материалов, вывозимых в отвалы, составляет 25-30 % от массы автомобиля.

       Обращение с отходами четко регламентируется нормативно-правовыми актами и контролируется государственными органами, регулируется экономически – предприятия несут ответственность за переработку выпущенной ими продукции. Необходимые средства на переработку отходов выделяются государством (за счет сбора налогов с владельцев автомобилей и фирм импортеров) и аккумулируются в специальных экологических фондах на местном и федеральном уровне. Для снижения токсичности отходов все больше внимания при разборке автомобилей уделяют извлечению опасных химических материалов (например, тяжелых металлов, хлорсодержащих полимеров и др.). Этому способствует соответствующая стандартизированная маркировка деталей на стадии их изготовления. Использование металлолома существенно снижает стоимость всей металлопродукции.   По усредненным данным, при переплавке стального металлолома требуется только 25% % энергии, затрачиваемой, на выплавку стали из руды в домнах. Введение в процесс изготовления деталей сплошной их маркировки, безусловно, несколько удорожает продукцию, однако при этом снижаются последующие расходы на использование металлолома. Из полученного вторсырья изготавливают т.н. неответственные детали (бамперы, обивку багажника, коврики и т.п.), а также хозтовары (бутылки, дорожные ограждения, хозяйственная утварь, покрытия для садовых дорожек). Особое внимание в последнее время уделяется переработке пластмасс, полипропилена, которые все больше используются в производстве автомобилей. Их переработка во вторичные материалы и использование с максимальной эффективностью возможны только после рассортировки по видам полимеров и по конкретным маркам пластмасс. Некоторые фирмы ввели с этой целью стандартизированную маркировку деталей из резины и пластмасс, позволяющую четко определить марку материала. Представители правительств ряда европейских стран на совещании в Женеве 20 марта 1958 года подписали «Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств», в рамках которого был создан орган технического сотрудничества для разработки единообразных международных правил, касающихся конструкции транспортных средств и их частей. Им является рабочая группа по конструкции транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской экологической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН). В работе Группы, совещания которой проходят в Женеве три раза в год, принимают участие практически все европейские государства, включая Россию, представители Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а также с правом участия в обсуждении неправительственные международные организации, деятельность которых связана с производством или эксплуатацией транспортных средств. Европейской Комиссией разработаны проекты законов «Введение документов о переработке» и «Определение минимальных критериев для переработчика автомобилей», «Директива об окончании жизненного цикла», по которым предусмотрено, что при утилизации автомобилей, начиная с 2015 года минимум 85% (в 2015 г. – 95%) веса должен давать рециклинг3 материалов, только 10% могут быть термически переработаны (превращены в энергию) и всего 5% могут быть захоронены.

    Стратегия стран ЕЭС заключается в следующем:

    • Предотвращение образования отходов;
    • Рециклирование отходов и вторичном использовании материалов;
    • Оптимизация конечной обработки отходов;
    • Регламентация транспортировки отходов;
    • Проведение мероприятий по реабилитации окружающей среды;
    • Воспитание населения в духе рационального потребления;
    • Включение экологических параметров в стандарты качества продукции.

     В качестве первоочередной задачи в проблеме совершенствования системы управления обращения с отходами автомобильных средств выдвигается создание средств информационной поддержки принятия решений в виде информационного инструмента. Базовыми компонентами информационной среды, обеспечивающей достоверность, прогнозируемость и управляемость состояния системы обращения с отходами автомобильных средств, являются следующие группы программно-технических разработок:

  • База данных об отходах, технологиях, ресурсах, потребителях;
  • Базы знаний об уровнях управления (транспортный, технологический, маркетинговый, административный) и типах мероприятий (удаление, утилизация, переработка);
  • Реализация информационно-аналитического сопровождения учета и контроля на рынке вторичных ресурсов.

Заключение

     Сегодня реализация государственной политики в сфере  переработки отходов затруднена по нескольким причинам (причем, это касается переработки практически всех видов отходов независимо от их класса опасности и вида):

  • несовершенная нормативно - правовая база,
  • отсутствие единой информационной сети и базы данных по всем видам отходов, что затрудняет принятие правильных решений,
  • недолжное исполнение и отсутствие контроля над исполнением уже существующих законов и иных нормативно-правовых актов, недостаточное финансирование работ.

     Опыт  экономически развитых стран показывает, что решить проблему рециклинга отходов  можно, только если изменять ее комплексно, регулируя одновременно все механизмы  и этапы движения мусора от источника (физ. лица, предприятия) через перевозку к пунктам хранения, переработки или захоронения. Но нельзя забывать о необходимости применения современных научно-технических достижений и управления общественным мнением. Только через активное привлечение населения к существующим в городе проблемам возможна реализация задуманного. Одними репрессивными мерами не обойтись. Таким образом, в сфере основных организационных мероприятий в области охраны окружающей среды наиболее актуальными являются  разработка и принятие законодательных  и нормативных актов г. Москвы и совместных с органами власти Московской областью, направленных на создание механизмов:

  • экономического стимулирования осуществления рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • ответственности хозяйствующих структур и граждан за нарушения природопользования;
  • эффективного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Список использованной литературы

  1. Дарулис П. В. Отходы областного города. Сбор и утилизация / П. В. Дарулис. -  Смоленск, 2000.
  2. Иванов В. В. Рынок  вторичных ресурсов / В. В. Иванов. – М.: 2000.
  3. Ишков А. Г. Осуществление государственной природоохранной политики в области обращения с отходами в г. Москве / А. Г. Ишков. – М.: 2000 г.
  4. Майорова Е. И. Экология и экологическое законодательство Москвы/ Е. И. Майорова, А. Ю. Бутузов. -  М.: ЮНИТИ, 2003.
  5. Опыт работы муниципалитетов и предприятий по утилизации промышленных и бытовых отходов: Материалы научно-практического семинара г. Новокузнецк.
  6. Экология Москвы.  Решения. Проблемы. Перспективы / М.: 1997.

Информация о работе Проблема утилизации отходов