Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 07:51, реферат
Важной составной частью нормативной системы являются стандарты. В области охраны окружающей среды разработаны стандарты качества среды, стандарты по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах, базовые экологические стандарты, стандарты по отбору проб и методам анализа. Стандарты качества среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходов подразделяются на общегосударственные и местные. Всего на конец 1995 г. в Китае было обнародовано 364 государственных экологических стандартов. Согласно китайскому законодательству, стандарты качества окружающей среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах носят принудительный характер. Другими словами, нарушители этих стандартов несут юридическую ответственность.
предотвращении и ликвидации загрязнения окружающей среды твердыми отходами», Закон «Об охране окружающей среды морей и океанов», «Лесной кодекс», Закон «О степях», Закон «О землеустройстве», Закон «О воде», Закон «Об охране дикой фауны», Закон «О предотвращении эрозии почвы», «Сельскохозяйственный кодекс».
Китайское
правительство разработало
Собрание народных представителей и народные правительства на местах, в свою очередь, разработали и обнародовали более 600 нормативных документов по охране окружающей среды применительно к своим условиям1.
Важной составной частью нормативной системы являются стандарты. В области охраны окружающей среды разработаны стандарты качества среды, стандарты по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах, базовые экологические стандарты, стандарты по отбору проб и методам анализа.
Стандарты качества среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходов подразделяются на общегосударственные и местные. Всего на конец 1995 г. в Китае было обнародовано 364 государственных экологических стандарта2. Согласно китайскому законодательству, стандарты качества окружающей среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах носят принудительный характер. Другими словами, нарушители этих стандартов несут юридическую ответственность.
В ходе
строительства и совершенствова
Следует
отметить, что в Китае правовое
строительство в сфере охраны
среды требует дальнейшего
На уровне управления в Китае сформирована система экологического контроля, в которой ВСНП осуществляет правовой надзор, правительства всех ступеней ответственны за проведение законов в жизнь, ведомства по охране окружающей среды выполняют единый административный контроль, а заинтересованные учреждения ведут конкретную работу.
При ВСНП учреждена Комиссия по охране окружающей среды и ресурсов. Она вырабатывает и рассматривает законопроекты, касающиеся охраны среды и ресурсов, составляет доклады на основании указанного рассмотрения, осуществляет контроль за выполнением законов, выдвигает природоохранные проекты для обсуждения, ведет обмен информацией и опытом по охране среды и ресурсов с парламентами других стран. Подразделения по охране среды и ресурсов созданы и при собраниях народных представителей некоторых провинций и городов1.
Комитет по охране окружающей среды при Государственном Совете КНР — процедурный и координационный орган правительства, в состав которого входят руководители заинтересованных ведомств Госсовета. В его компетенцию входят: изучать и рассматривать государственные политические установки и меры, касающиеся гармоничного развития природоохранной работы и хозяйственного строительства; курировать и координировать мероприятия, касающиеся важнейших экологических проблем; осуществлять надзор и ревизию за исполнением местными правительствами и ведомствами соответствующих нормативных актов; стимулировать развитие охраны природы в общенациональном масштабе. При правительствах провинций, городов и уездов также учреждены комитеты по охране окружающей среды1.
Государственное управление по охране окружающей среды — компетентный административный орган Китая в этой области. Оно осуществляет единое управление в общегосударственном масштабе. Соответствующие административные органы учреждены и на уровне провинций, городов и уездов. Они осуществляют единое руководство в пределах своих административных районов. В Китае насчитывается более 2500 административных ведомств по охране окружающей среды на уровне уезда и выше, а в системах административного управления, контрольного измерения, инспекции, статистики, научных исследований, пропаганды и просвещения в сфере охраны окружающей среды занято 88 тыс. человек2.
Помимо
этого, природоохранные структуры
имеются также при
Но для
большинства стран с
Наращивая темпы индустриализации, Китай все чаще сталкивается с проблемами экологии. Пять мегаполисов — Пекин, Шэньян, Сиань, Гуанчжоу и Шанхай возглавляют десятку городов мира с самой загрязненной атмосферой. В связи со сложившейся ситуацией, в ходе модернизации страны, охрана окружающей среды провозглашена одной из фундаментальных политических установок. Большое внимание уделяется правовому строительству, разработке специальных законов.
Совершенствуется экологическая стандартизация, аттестация производств и систем управления, формируется сеть научно-исследовательских учреждений, усилены фундаментальные исследования. С 1994 г. издается ежегодник Белая книга «Народонаселение, окружающая среда и развитие Китая в XXI-ом веке»1.
Китай
участвует в международном
На выполнение плана по охране окружающей среды на период десятой пятилетки (2001-2005) руководство страны ассигновало 700 млрд. юаней3. Главные задачи, предусмотренные в плане, включают в себя: уменьшение объема выбросов двуокиси серы и других загрязняющих веществ; повышение коэффициента очистки городских сточных вод; улучшение качества воздуха; охрану естественных лесных ресурсов, создание лесозащитных полос, восстановление зеленого покрова на бывших пахотных угодьях; локализацию источников пыльных бурь вблизи Пекина и Тяньцзиня; охрану диких животных и растений и создание заповедников, а также проекты по восстановлению естественных пастбищ.
Одной из самых тяжелых нерешенных экологических проблем Китая являются выбросы вредных веществ тепловыми электростанциями, работающими на угле и производящими 70% электроэнергии. В соответствии с принятым Законом «О содействии налаживанию экологически чистого производства» (2002), принимаются меры по закрытию ряда ТЭС, предприятий и заводов, существенно загрязняющих окружающую среду. Правительство объявило, что готово к введению в стране лицензионной системы в целях ограничения выброса загрязняющих веществ и их вторичной переработки. С 2003 г. внедряется европейский стандарт автомобильного выхлопа1.
Ограниченные ресурсы пресной воды и неравномерное их распределение по районам увеличивают серьезность и частоту засух. В связи с этим Министерство сельского хозяйства КНР начало реализацию специальной программы по сбережению воды для засушливых районов. Программа предусматривает создание новых видов культур с большой урожайностью и низкой потребностью в воде, внедрение новых влагосберегающих методов обработки почвы, создание террасированных полей, чтобы контролировать сток талых и дождевых осадков.
В октябре 2000 г. Госсовет КНР созвал совещание по проекту переброски вод рек с юга на север, обсуждались конкретные проекты (так называемые «лучи») забора воды реки Янцзы2. Проект переброски вод из реки Янцзы в реку Хуанхэ — составная часть проекта «Три ущелья», строительство которого началось в 1993 г. Проект включен в 10-ю пятилетку (2001-2005) в качестве одного из стратегических направлений, он должен «изменить экономическую карту Китая».
Процесс
опустынивания и эрозии почв происходил
в течение всего периода
В апреле 1988 г. была принята поправка к Конституции КНР. Четвертый пункт 10-й статьи Конституции в новой редакции дополнен признанием возможности передавать право пользования землей в соответствии с законом2. Необходимость в поправке была вызвана развитием рыночных отношений в сельской экономике и стремлением руководства подготовить правовую основу для формирования более крупных хозяйств в деревне. Позже были приняты «Временные положения по предоставлению и дальнейшей переуступке права пользования государственной землей в городах и поселках» (1990); «Временные правила по урегулированию хозяйственной деятельности в ходе комплексного использования земельных угодий при участии иностранного капитала» (1990). В 1994 г. Госсовет КНР принял «Положение о защите основных сельскохозяйственных земель». В нем указаны категории пахотных земель, которые запрещается использовать для несельскохозяйственных целей3.
На 16-м заседании ПК ВСНП 6-го созыва 25 июля 1986 г. был принят «Закон Китайской Народной Республики об управлении землей», исправленный в соответствии с «Решением относительно пересмотра «Закона КНР об управлении землей» на 5-м заседании ПК ВСНП 7-го созыва 29 декабря 1988 г. На 9-м заседании ПК ВСНП 2-го созыва 29 апреля 1998 г. Госсоветом КНР был принят «Проект закона Китайской Народной Республики об управлении землей» (на основе «Закона КНР об управлении землей», принятом в 1986 г), с небольшими исправлениями и дополнениями утвержден 31 августа 1998 г., введен в действие в качестве Закона с 1 января 1999 г. В настоящее время этот Закон является фундаментом земельного права КНР1.
Причинами, побудившими руководство страны серьезно изменить «Закон КНР об управлении землей» было вступление в конце 90-х гг. КНР в новый этап реформирования хозяйственной структуры деревни, что повысило значение регулирования земельных отношений. А также такие факторы, как влияние экономических реформ в предшествующие годы, последствия стихийных бедствий и исключительно важная роль пахотных земель для развития страны.
Закон преследует цель способствовать освоению и охране земельных ресурсов и, прежде всего обрабатываемых земель. Статья 1-я его гласит: «Данный Закон разработан специально в целях усиления контроля над землепользованием, а также защиты системы общественной собственности на землю, охраны и освоения земельных ресурсов, рационального использования земли, надлежащей охраны пахотных земель в соответствии с потребностями социалистической модернизации».
В соответствии с директивными установками принятых документов в стране развернулась работа по выделению зон (районов) защиты основных сельскохозяйственных земель, которые запрещается использовать для несельскохозяйственных целей. Признание права собственности или права пользования в отношении лесов, степей, а также права пользования в отношении используемых в хозяйственных целях водных пространств и отмелей регулируется положениями «Лесного кодекса» (1998), Закона «О степях» (1985), «Водного кодекса» (2002)2.
Управление лесами
рассматривается как часть
В 10-й пятилетке
китайское правительство
Информация о работе Проблемы экологической безопасности Китая: национальный и международный аспекты