Проблемы экологической безопасности Китая: национальный и международный аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 07:51, реферат

Краткое описание

Важной составной частью нормативной системы являются стандарты. В области охраны окружающей среды разработаны стандарты качества среды, стандарты по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах, базовые экологические стандарты, стандарты по отбору проб и методам анализа. Стандарты качества среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходов подразделяются на общегосударственные и местные. Всего на конец 1995 г. в Китае было обнародовано 364 государственных экологических стандартов. Согласно китайскому законодательству, стандарты качества окружающей среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах носят принудительный характер. Другими словами, нарушители этих стандартов несут юридическую ответственность.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экологической безопасности Китая.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы экологической  безопасности Китая: национальный и  международный аспекты

предотвращении  и ликвидации загрязнения окружающей среды твердыми отходами», Закон  «Об охране окружающей среды морей  и океанов», «Лесной кодекс», Закон  «О степях», Закон «О землеустройстве», Закон «О воде», Закон «Об охране дикой фауны», Закон «О предотвращении эрозии почвы», «Сельскохозяйственный кодекс».

Китайское правительство разработало также  «Положения о предотвращении и ликвидации загрязнения шумами», «Положения о  природных заповедниках», «Положения о защите от радиоактивного излучения при обращении с радиоактивными изотопами и установками», «Положения о контроле за опасными химическими веществами», «Временные положения о предотвращении и ликвидации загрязнения в бассейне реки Хуайхэ», «Положения об охране окружающей среды в районах разведки и добычи морской нефти», «Положения о контроле за утилизацией отходов в морском бассейне», «Положения о мерах по охране дикой фауны», «Временные положения по управлению пейзажными и достопримечательными районами», «Положения об охране основного пахотного клина», «Положения об озеленении городов» и другие документы — всего более 30 административно-нормативных актов. Кроме того, заинтересованными ведомствами разработаны многочисленные административные правила по охране среды обитания.

Собрание  народных представителей и народные правительства на местах, в свою очередь, разработали и обнародовали более 600 нормативных документов по охране окружающей среды применительно  к своим условиям1.

Важной составной частью нормативной системы являются стандарты. В области охраны окружающей среды разработаны стандарты качества среды, стандарты по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах, базовые экологические стандарты, стандарты по отбору проб и методам анализа.

Стандарты качества среды и по содержанию вредных  веществ в сбрасываемых отходов  подразделяются на общегосударственные  и местные. Всего на конец 1995 г. в  Китае было обнародовано 364 государственных  экологических стандарта2. Согласно китайскому законодательству, стандарты качества окружающей среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах носят принудительный характер. Другими словами, нарушители этих стандартов несут юридическую ответственность.

В ходе строительства и совершенствования правовой системы в области охраны окружающей среды Китай придает одинаково важное значение как законодательной работе, так и исполнению законов на практике. Четыре года подряд проводятся ревизии исполнения действующих законов, по всей строгости караются действия, приводящие к загрязнению и причинению ущерба окружающей среде. Исключительное внимание придает сигналам о плохом состоянии окружающей среды, поступающим от населения и средств массовой информации. Для усиления контроля созданы каналы поступления такого рода сигналов от населения, усиливается роль средств массовой информации в разоблачении правонарушений в области окружающей среды.

Следует отметить, что в Китае правовое строительство в сфере охраны среды требует дальнейшего совершенствования. Все еще существуют «белые пятна» в законодательстве, содержание некоторых нормативных актов требует дополнения и пересмотра, далеко не все законы соблюдаются подлежащим образом, не искоренены явления халатного отношения к законам. Поэтому усиление правового строительства в указанной сфере по-прежнему остается важной стратегической задачей.

На уровне управления в Китае сформирована система экологического контроля, в  которой ВСНП осуществляет правовой надзор, правительства всех ступеней ответственны за проведение законов в жизнь, ведомства по охране окружающей среды выполняют единый административный контроль, а заинтересованные учреждения ведут конкретную работу.

При ВСНП учреждена Комиссия по охране окружающей среды и ресурсов. Она вырабатывает и рассматривает законопроекты, касающиеся охраны среды и ресурсов, составляет доклады на основании указанного рассмотрения, осуществляет контроль за выполнением законов, выдвигает природоохранные проекты для обсуждения, ведет обмен информацией и опытом по охране среды и ресурсов с парламентами других стран. Подразделения по охране среды и ресурсов созданы и при собраниях народных представителей некоторых провинций и городов1.

Комитет по охране окружающей среды при Государственном  Совете КНР — процедурный и  координационный орган правительства, в состав которого входят руководители заинтересованных ведомств Госсовета. В его компетенцию входят: изучать и рассматривать государственные политические установки и меры, касающиеся гармоничного развития природоохранной работы и хозяйственного строительства; курировать и координировать мероприятия, касающиеся важнейших экологических проблем; осуществлять надзор и ревизию за исполнением местными правительствами и ведомствами соответствующих нормативных актов; стимулировать развитие охраны природы в общенациональном масштабе. При правительствах провинций, городов и уездов также учреждены комитеты по охране окружающей среды1.

Государственное управление по охране окружающей среды  — компетентный административный орган  Китая в этой области. Оно осуществляет единое управление в общегосударственном масштабе. Соответствующие административные органы учреждены и на уровне провинций, городов и уездов. Они осуществляют единое руководство в пределах своих административных районов. В Китае насчитывается более 2500 административных ведомств по охране окружающей среды на уровне уезда и выше, а в системах административного управления, контрольного измерения, инспекции, статистики, научных исследований, пропаганды и просвещения в сфере охраны окружающей среды занято 88 тыс. человек2.

Помимо  этого, природоохранные структуры  имеются также при общеведомственных  подразделениях правительств разных ступеней, в ведомствах по ресурсам и промышленности на крупных и средних производственных предприятиях. Охраной среды, ресурсов и борьбой с загрязнением в указанных ведомствах и на предприятиях заняты в общей сложности более 200 тыс. работников3.

Но для  большинства стран с переходными  формами экономики, таких, как КНР, характерно преобладание явных или  замаскированных форм иррационального или ресурсозатратного природопользования. Природоохранное законодательство формально имеется, но оно малоэффективно.

Наращивая темпы индустриализации, Китай все  чаще сталкивается с проблемами экологии. Пять мегаполисов — Пекин, Шэньян, Сиань, Гуанчжоу и Шанхай возглавляют десятку городов мира с самой загрязненной атмосферой. В связи со сложившейся ситуацией, в ходе модернизации страны, охрана окружающей среды провозглашена одной из фундаментальных политических установок. Большое внимание уделяется правовому строительству, разработке специальных законов.

Совершенствуется  экологическая стандартизация, аттестация производств и систем управления, формируется сеть научно-исследовательских  учреждений, усилены фундаментальные  исследования. С 1994 г. издается ежегодник Белая книга «Народонаселение, окружающая среда и развитие Китая в XXI-ом веке»1.

Китай участвует в международном экологическом  сотрудничестве, заключил более 30 двусторонних соглашений и присоединился к 20 международным  конвенциям. В том числе в марте 1994 г. - к концепции «устойчивого развития», которая была принята в 1992 г. на Всемирном форуме по развитию окружающей среды в Рио-де-Жанейро в качестве «новой стратегии развития человеческого общества». В официальных документах КПК «концепция» была объявлена составной частью идеологии «социалистической модернизации». Мероприятия по охране окружающей среды и природных ресурсов включены в планы социально-экономического развития, растут бюджетные ассигнования и иностранные инвестиции в эту область2.

На выполнение плана по охране окружающей среды  на период десятой пятилетки (2001-2005) руководство страны ассигновало 700 млрд. юаней3. Главные задачи, предусмотренные  в плане, включают в себя: уменьшение объема выбросов двуокиси серы и других загрязняющих веществ; повышение коэффициента очистки городских сточных вод; улучшение качества воздуха; охрану естественных лесных ресурсов, создание лесозащитных полос, восстановление зеленого покрова на бывших пахотных угодьях; локализацию источников пыльных бурь вблизи Пекина и Тяньцзиня; охрану диких животных и растений и создание заповедников, а также проекты по восстановлению естественных пастбищ.

Одной из самых тяжелых нерешенных экологических  проблем Китая являются выбросы  вредных веществ тепловыми электростанциями, работающими на угле и производящими 70% электроэнергии. В соответствии с принятым Законом «О содействии налаживанию экологически чистого производства» (2002), принимаются меры по закрытию ряда ТЭС, предприятий и заводов, существенно загрязняющих окружающую среду. Правительство объявило, что готово к введению в стране лицензионной системы в целях ограничения выброса загрязняющих веществ и их вторичной переработки. С 2003 г. внедряется европейский стандарт автомобильного выхлопа1.

Ограниченные ресурсы пресной воды и неравномерное их распределение по районам увеличивают серьезность и частоту засух. В связи с этим Министерство сельского хозяйства КНР начало реализацию специальной программы по сбережению воды для засушливых районов. Программа предусматривает создание новых видов культур с большой урожайностью и низкой потребностью в воде, внедрение новых влагосберегающих методов обработки почвы, создание террасированных полей, чтобы контролировать сток талых и дождевых осадков.

В октябре 2000 г. Госсовет КНР созвал совещание по проекту переброски вод рек с юга на север, обсуждались конкретные проекты (так называемые «лучи») забора воды реки Янцзы2. Проект переброски вод из реки Янцзы в реку Хуанхэ — составная часть проекта «Три ущелья», строительство которого началось в 1993 г. Проект включен в 10-ю пятилетку (2001-2005) в качестве одного из стратегических направлений, он должен «изменить экономическую карту Китая».

Процесс опустынивания и эрозии почв происходил в течение всего периода существования КНР, однако особый размах приобрел в ходе развертывания экономической реформы с середины 80-х годов. Экстренные меры правительства позволили замедлить негативную тенденцию сокращения сельскохозяйственных угодий. По данным Земельного управления, в 2002 г площадь пахотных земель сократилась на 1,32% по сравнению с 2001 г1. Существенную роль сыграло принятие ряда законодательных актов.

В апреле 1988 г. была принята поправка к Конституции  КНР. Четвертый пункт 10-й статьи Конституции  в новой редакции дополнен признанием возможности передавать право пользования землей в соответствии с законом2. Необходимость в поправке была вызвана развитием рыночных отношений в сельской экономике и стремлением руководства подготовить правовую основу для формирования более крупных хозяйств в деревне. Позже были приняты «Временные положения по предоставлению и дальнейшей переуступке права пользования государственной землей в городах и поселках» (1990); «Временные правила по урегулированию хозяйственной деятельности в ходе комплексного использования земельных угодий при участии иностранного капитала» (1990). В 1994 г. Госсовет КНР принял «Положение о защите основных сельскохозяйственных земель». В нем указаны категории пахотных земель, которые запрещается использовать для несельскохозяйственных целей3.

На 16-м  заседании ПК ВСНП 6-го созыва 25 июля 1986 г. был принят «Закон Китайской  Народной Республики об управлении землей», исправленный в соответствии с «Решением  относительно пересмотра «Закона КНР  об управлении землей» на 5-м заседании ПК ВСНП 7-го созыва 29 декабря 1988 г. На 9-м заседании ПК ВСНП 2-го созыва 29 апреля 1998 г. Госсоветом КНР был принят «Проект закона Китайской Народной Республики об управлении землей» (на основе «Закона КНР об управлении землей», принятом в 1986 г), с небольшими исправлениями и дополнениями утвержден 31 августа 1998 г., введен в действие в качестве Закона с 1 января 1999 г. В настоящее время этот Закон является фундаментом земельного права КНР1.

Причинами, побудившими руководство страны серьезно изменить «Закон КНР об управлении землей» было вступление в конце 90-х гг. КНР в новый этап реформирования хозяйственной структуры деревни, что повысило значение регулирования земельных отношений. А также такие факторы, как влияние экономических реформ в предшествующие годы, последствия стихийных бедствий и исключительно важная роль пахотных земель для развития страны.

Закон преследует цель способствовать освоению и охране земельных  ресурсов и, прежде всего обрабатываемых земель. Статья 1-я его гласит: «Данный Закон разработан специально в целях усиления контроля над землепользованием, а также защиты системы общественной собственности на землю, охраны и освоения земельных ресурсов, рационального использования земли, надлежащей охраны пахотных земель в соответствии с потребностями социалистической модернизации».

В соответствии с  директивными установками принятых документов в стране развернулась работа по выделению зон (районов) защиты основных сельскохозяйственных земель, которые  запрещается использовать для несельскохозяйственных целей. Признание права собственности или права пользования в отношении лесов, степей, а также права пользования в отношении используемых в хозяйственных целях водных пространств и отмелей регулируется положениями «Лесного кодекса» (1998), Закона «О степях» (1985), «Водного кодекса» (2002)2.

Управление лесами рассматривается как часть землепользования. Леса, как главный компонент экосистем  суши, с их сложными экологическими процессами, необходимы для экономического развития и поддержания всех форм жизни. Леса в КНР расположены неравномерно, обладают низкой эффективностью. Ухудшению их состояния способствует увеличивающаяся загрязненность воздуха.

В 10-й пятилетке  китайское правительство придает  особое значение экологическому строительству в лесном хозяйстве, осуществляется одна из самых крупномасштабных лесохозяйственных программ, которая обещает внести позитивный вклад в глобальное дело защиты лесов и обеспечение экологического баланса. Разработано шесть главных проектов: охрана естественных лесов; восстановление лесов и лугов на бывших пахотных угодьях; создание лесозащитных полос в северо-восточной, северной и северо-западной частях страны и в районах среднего и нижнего течения реки Янцзы; ликвидация угрозы песчано-пыльных бурь г. Пекину и Тяньцзиню лесопосадками в пригородах и сопредельных районах; защита дикой фауны и флоры и создание соответствующих заповедников; развитие лесопромышленных баз с преимущественной посадкой пород леса, отличающихся небольшим вегетационным периодом и высокой продуктивностью1.

Информация о работе Проблемы экологической безопасности Китая: национальный и международный аспекты