Проблемы экологической безопасности Китая: национальный и международный аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 07:51, реферат

Краткое описание

Важной составной частью нормативной системы являются стандарты. В области охраны окружающей среды разработаны стандарты качества среды, стандарты по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах, базовые экологические стандарты, стандарты по отбору проб и методам анализа. Стандарты качества среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходов подразделяются на общегосударственные и местные. Всего на конец 1995 г. в Китае было обнародовано 364 государственных экологических стандартов. Согласно китайскому законодательству, стандарты качества окружающей среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах носят принудительный характер. Другими словами, нарушители этих стандартов несут юридическую ответственность.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экологической безопасности Китая.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Президент Китайской  академии лесохозяйственных наук Цзян Цзэхуэй на симпозиуме «Всемирного  фонда охраны окружающей среды и  защиты экологии в Китае» (2002), заявила, что реализация этих проектов, большинство  которых касаются Западного Китая, позволит предотвратить истощение почв, а также сыграет позитивную роль в сохранении биологического разнообразия и уменьшении выбросов углерода. При участии названного фонда уже выработана программа по предотвращению и сдерживанию истощения почв в западных районах Китая, которая в течение будущего десятилетия будет иметь направляющее значение. Предполагается, что крупномасштабное осуществление лесоводческих экологических программ должно постепенно улучшить экологическую среду в большей части районов страны.

С 20 января 2003 г. вступили в силу принятые в 2002 г. Госсоветом КНР  «Положения о восстановлении лесного  покрова на пахотных землях».

В 2002 г. государство  приступило к осуществлению всекитайского  плана степного экоохранного строительства, к реализации проекта по прекращению выпаса скота на оскудевших пастбищах, в целях восстановления травяного покрова лугов и экологической системы степей.

Опустынивание является одной из важнейших проблем современности  и причиной ухудшения климата. Стратегические направления борьбы с опустыниванием в Китае разрабатываются как неотъемлемая часть более широкой национальной политики «устойчивого развития», ведется работа по включению страны в международную сеть борьбы с опустыниванием. Большим шагом в борьбе с опустыниванием является принятие на 23-м заседании ПК ВСНП 9-го созыва 31 августа 2001 г. «Закона Китайской народной республики о противодействии и контроле над опустыниванием» (Вступил в силу с 1 января 2002 г.). Закон разработан и принят в целях заблаговременного предотвращения опустынивания земель, контроля над опустыненными землями, сохранения экологической безопасности, стимулирования устойчивого развития экономики и общества1.

Согласно положениям закона, подготовка и формирование плана по предотвращению и контролю над опустыниванием должна вестись с учетом географического положения, типа земель, положения с растительным покровом, атмосферно-климатической и водно-ресурсной ситуации, степени опустыненности земель и других природных условий. На опустыненных землях запрещаются рубка, резка и выдирание кустарников, ломка и порча деревьев, используемых для лекарственных целей и других стойких к пустынным условиям растений. Важным нововведением является то, что на используемых степных территориях должна осуществляться система контроля над численностью поголовья скота.

С 1 мая 2008 года вступили в силу «Правила раскрытия экологической  информации (пробные)». Данные Правила  обязывают ведомства, ответственные  за охрану окружающей среды, и экологически грязные предприятия должны раскрывать для публичного доступа важнейшие сведения о состоянии экологии, тем самым, предоставляя обществу площадку для участия в работе по уменьшению загрязнения окружающей среды. Данные Правила обязывают ведомства, ответственные за охрану окружающей среды, раскрывать все законодательные и нормативно-правовые акты в сфере охраны окружающей среды, направления деятельности, критерии и стандарты, сведения о полученных лицензиях и административном утверждении проектов1.

Предприятия, превышающие установленные показатели и объемы выброса загрязняющих веществ, должны раскрывать соответствующую  информацию о своей деятельности; при этом такие предприятия не могут отказать в раскрытии информации на основании защиты коммерческой тайны. Кроме того, данные Правила поощряют обычные «грязные» предприятия добровольно раскрывать экологическую информацию. Ведомства по охране окружающей среды должны опубликовать в удобном для публичного доступа виде экологическую информацию в течение 20 рабочих дней с момента ее получения2.

Предприятия, принудительно обязанные предоставлять  экологическую информацию, должны в  течение 30 дней с момента внесения в список, опубликованный соответствующим  ведомством, при помощи местных СМИ  опубликовать сведения о выбросе основных загрязняющих веществ. Данные Правила предусматривают создание систем проверки и оценки работы правительств по раскрытию экологической информации, выработки общественной оценки и привлечения к ответственности. В случае наличия действий, нарушающих правила раскрытия экологической информации, ведомство по охране окружающей среды должно быть привлечено к ответственности; если нарушителем является предприятие, то оно должно быть оштрафовано. В случае если конкретные действия ведомства по охране окружающей среды нарушили законные общественные права и интересы, допускается согласно закону пересмотр при помощи подачи заявления об административном пересмотре решения или обращении в суд1.

Таким образом, можно сделать вывод, что  природоохранная деятельность в Китае ведется на базе всестороннего обследования экологических комплексов страны. В последние годы государство стало уделять большое внимание проблеме охраны окружающей среды. И сейчас эта проблема уже стала горячей точкой в обсуждениях всего общества. Экологическое законодательство КНР тесно связано с нормами других отраслей права, а также международным правом окружающей среды. На данный момент в Китае уже сформирована нормативная система по защите окружающей среды, разработаны законы, призванные регулировать проблему экологической безопасности. Проводятся проверки исполнения действующих законов. Несмотря на все принимаемые меры, нужно отметить, что в Китае правовое регулирование требует дальнейшего усовершенствования. Некоторые нормативные акты требуют пересмотра и дополнения. Не все законы соблюдаются надлежащим образом.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что в настоящий момент для  всего мирового сообщества остро  стоит проблема экологической безопасности. Страны совместными усилиями создают международные стандарты, которые впоследствии становятся основополагающей базой при правовом регулировании проблемы загрязнения окружающей среды. К сожалению на сегодняшний день нет международного документа, который бы четко регламентировал сферу экологической безопасности. Международно-правовые документы и нормативы в большинстве своем носят рекомендательный характер.

Китай также как и другие члены международного сообщества включился в борьбу с  загрязнением окружающей среды. Является участником различных международных протоколов, конвенций, договоров. В Китае существует большое количество законов, регулирующих сферу экологической безопасности, но далеко не все они исполняются, существует несерьезное отношение к законам. Поэтому на данный момент важной задачей для государства является усиление правового регулирования в сфере экологической безопасности.

2. Экологические угрозы и проблемы  их преодоления правительством  КНР

 

2.1 Загрязнение окружающей среды  и проблемы ее решения в  КНР

 

В результате тысячелетнего интенсивного хозяйственного освоения природные ландшафты Китая в значительной степени изменены человеком. На протяжении веков менялся не только растительный покров, но и в значительной степени рельеф — целенаправленно (террасирование склонов гор и холмов, нивелирование поверхности для возделывания сельскохозяйственных культур и орошения, при сооружении каналов, дорог и водохранилищ) либо в результате процессов, обусловленных хозяйственной деятельностью (возникновение оврагов, просадка грунтов, заболачивание, эрозия почвы и др.).

Условно-коренные ландшафты (16% площади Китая) сохранились  в труднодоступных горных массивах, не затронутых хозяйственной деятельностью. Самая сложная экологическая  обстановка сложилась в Восточном  Китае и Сычуаньской котловине, где проживает 60% населения и расположены крупнейшие города и промышленные центры1.

В период бурной индустриализации КНР (вторая половина ХХ века) проблемой загрязнения окружающей среды власти практически не занимались. С началом реформ, т. е. с 1978 года, стало меняться и отношение к экологии, однако к реальным действиям правительство перешло лишь в середине 1990-х.

Сейчас  под эгидой Государственного управления по защите окружающей среды реализуется  более десяти крупномасштабных природоохранных  проектов, большая часть которых стартовала в 1995–1998 годах. К ним относятся мониторинг экологической обстановки в бассейне семи основных рек (Ляохэ, Хуанхэ, Хуайхэ, Хайхэ, Янцзы, Чжуцзян и Сунгари), разработка и внедрение мероприятий по очистке сильнозагрязненных водных объектов (озера Тайху, Чаоху, Дяньчи), контроль за загрязнением воздуха в городах, мониторинг и предотвращение распространения кислотных осадков, снижение объемов промышленных и бытовых твердых отходов, борьба с эрозией и некоторые другие.

Главные экологические проблемы, стоящие в настоящие время перед Китаем — это загрязнение окружающей среды, разрушительные природно-антропогенные процессы (ускоренная эрозия, дигрессия пастбищ и пр.), рост числа и масштабов стихийных бедствий. Проблему загрязнения окружающей среды можно условно разделить на три типа: связанную с загрязнением атмосферы, водных объектов и проблему бытовых отходов1.

При оценке перспектив развития Китая, его роли в мировой  экономике и политике важное значение приобретает изучение воздействия экологического фактора на процессы, происходящие в стране и за ее пределами.

Влияние экологических  процессов на безопасность оценивается  по-разному: традиционно – как  непосредственная причина возникновения  внутренних и международных конфликтов, и более широко, в контексте взаимосвязи проблем экологии, развития и безопасности. В этом случае во главу угла ставится вопрос о дестабилизирующем воздействии экологического кризиса на социально-экономическое и политическое развитие страны, на обострение внутренних проблем, способных создать угрозу национальной, региональной и глобальной безопасности. Экологическая деградация усиливает и умножает имеющиеся в общественном развитии противоречия, благоприятствуя тем самым возникновению конфликтов на этнической, религиозной, социальной или политической почве2. Именно этими соображениями и руководствуются власти Китая, выдвигая экологическую проблему в число приоритетов национальной безопасности.

Сегодня до 60 % энергии  Китая производятся на теплоэлектростанциях, которые хотя и обходятся дешево, но особенно вредны для окружающей среды. Правительство Китая на фоне принимаемых государственного масштаба мер по сокращению бедности в стране, очевидно, не готово в ближайшей перспективе отказаться от использования минерального сырья в энергетике. Причем наблюдаемая в стране урбанизация населения ставит вопрос о необходимости строительства новых электростанций1.

Страна изо дня  в день все более нуждается  в строительстве новых дорог, зданий и прочей инфраструктуры, это  в свою очередь приводит к увеличению объемов производства сталелитейных заводов либо строительству новых. Увеличивается вредное производство по переработке кокса. В стране с каждым днем растет число автовладельцев. В то же время многие предприятия зачастую играют градообразующую роль, являются основными налогоплательщиками в местный и в центральный бюджет. От их деятельности во многом зависит экономическое развитие регионов страны (провинций).

Решение проблемы видится  в постановке во главу приоритетов  повышение эффективности переработки минерального сырья, внедрения новых технологий, сокращающих выбросы в атмосферу вредных газов, внедрения различных программ по восстановлению природных ландшафтов и предотвращению природных катаклизмов2.

Если исходить из таких показателей, как увеличение объема инвестирования в экологическую сферу, числа закрытых вредных производств, количества принятых новых законов и программных документов, то власти в Китае действительно проявляют заинтересованность в минимизации экологического риска бурного экономического развития, исходя из однозначного вывода о негативном воздействии деградации окружающей среды на темпы экономического роста и перспективы модернизации страны1.

Как и в начале 1980-х годов, когда государство  приступило к осуществлению рыночных реформ, так и сегодня, когда оно планирует структурные преобразования экономики, интерес к экологической проблематике резко повышается. Новые задачи диктуют и изменения в экологической политике. Планируемое вхождение Китая в группу среднеразвитых стран в 2020 г., при увеличении в 4 раза объема ВВП по сравнению с 2000 г., предполагает отказ от традиционной модели экстенсивного экономического роста.

Нехватка природных  ресурсов уже сегодня ставит вопрос об их рациональном использовании, что  в свою очередь отвечает интересам интенсификации экономического развития и перехода страны на качественно новую ступень индустриального развития при опоре на новейшие достижения науки и техники. Последнее должно обеспечить Китаю и конкурентные преимущества на мировом рынке2.

Именно поэтому  наряду с ужесточением мер по контролю над загрязнением объектом повышенного  интереса государства становятся те направления экологической деятельности, которые обладают к тому же и высокой  экономической отдачей - как, например, развитие альтернативных источников энергии, внедрение «зеленых» технологий, повышение ресурсо - и энергоэффективности китайской экономики. Государство наметило в период осуществления XI пятилетнего плана сократить энергопотребление на 20%, использование воды на единицу готовой промышленной продукции - на 30%, а производство сточных отходов на 10%3. Переход Китая в 2004 г. на второй европейский стандарт по ограничению выхлопов автомобилей и мотоциклов наряду с расширением производства энергоэффективных моделей призван решить одновременно несколько задач - сократить уровень загрязнения, снизить спрос на топливо и повысить конкурентоспособность китайской автомобильной индустрии1.

По мнению руководителей  страны, Китаю предстоит показать миру новый сценарий индустриализации, основанный на развитии новых технологий, рациональном потребления природных ресурсов, на снижении уровня загрязнения окружающей среды, максимальной реализации преимуществ огромного человеческого потенциала страны. Эти целевые установки и находят отражение в государственной политике, направленной на создание «гармоничного», «устойчивого общества», при соблюдении паритета интересов экономического, социального и экологического развития в соответствии с задачами XI пятилетнего плана2.

Интерес китайского руководства к проблеме охраны окружающей среды мотивируется не только прагматичными экономическими соображениями, но и политическими. Деградация окружающей среды представляет все большую угрозу для поддержания политической стабильности, поскольку может ослабить экономическую основу существующей политической власти и вызвать рост социальной напряженности. По оценкам экспертов, экономика должна развиваться не менее чем на 7% в год, чтобы гарантировать социальную стабильность в стране. И хотя среднегодовые темпы прироста ВВП в 2004-2005 гг. составляли 9,5%, однако с учетом высокого стоимостного показателя деградации окружающей среды реальные оценки снижаются на 2-3 пункта. Местные чиновники не без основания опасаются того, что если население узнает всю правду об уровне загрязнения окружающей среды, это может спровоцировать социальный взрыв3.

Информация о работе Проблемы экологической безопасности Китая: национальный и международный аспекты