Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 22:01, реферат
3-14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. На встрече была принята декларация, которая провозгласила, что "для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него". Декларация содержит 27 принципов, которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.
На конференции в Рио-де-Жанейро была принята "Повестка дня на ХХI век" - программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения.
Продолжая анализ особой позиции США по отношению к приоритетам Конференции, следует подчеркнуть, что они сделали также все возможное, чтобы ослабить действенность Конвенции об изменении климата и Повестки дня на XXI век по вопросам, касающимся сокращения выбросов парниковых газов, прежде всего углекислого газа, в атмосферу.
Парниковыми называют газы, которые интенсивно поглощают тепловое инфракрасное излучение и тем самым усиливают роль атмосферы как аналога парникового покрытия по отношению к поверхности Земли. Рост концентрации парниковых газов в атмосфере и обусловливает ожидаемое глобальное потепление климата нашей планеты, чреватое многими бедами для сельского хозяйства в результате регионального изменения погодного и водного режима; угрозой для многих экосистем, адаптировавшихся к определенным климатическим условиям, а также трагедией для прибрежных районов в результате подъема уровня океанов и открытых морей. Многие специалисты полагают, что глобальное потепление климата Земли уже началось.
К парниковым газам относятся углекислый газ, хлорфторуглеводороды, используемые в промышленных и бытовых холодильных установках (фреоны), а также в аэрозольных товарах, метан, озон и окислы азота. Их относительный вклад в прирост парникового эффекта атмосферы составляет соответственно 50, 20, 16, 9 и 5 процентов.
Поскольку на выбросы хлорфторуглеводородов международное сообщество уже ввело ограничения Венской конвенцией об охране озонового слоя (1985 г.), Монреальским протоколом об ограничении использования веществ, разрушающих озоновый слой (1987 г.) и последующими уточнениями к нему (1990 г.), то в рассматривавшихся Конференцией документах под парниковыми газами в основном понимается углекислый газ.
Основными антропогенными источниками прироста содержания углекислого газа в атмосфере являются энергетика и транспорт, работающие на органическом топливе. В соответствии с этим основные выбросы углекислого газа приходятся на долю промышленно развитых стран: США - 25%, бывший СССР - 19%, ЕЭС - 14%, Китай - 10%, весь остальной мир - 32% (данные 1986 года).
Если подсчитать выбросы на душу населения, то соотношение цифр будет еще более впечатляющим и свидетельствующим о том, что истоки глобального изменения климата кроются в чрезмерном потреблении ресурсов развитыми странами.
Судя по документам Конференции и общему ходу дискуссии, становится ясным, что мировое сообщество очень быстро идет к введению системы цен на все виды ресурсов с полным учетом ущерба, наносимого окружающей среде и будущим поколениям, а также к квотированию выбросов на душу населения, что, например, уже сделано применительно к выбросам хлорфторуглеводородов, разрушающих озоновый слой.
Переход к квотированию означает, что многим развитым странам придется покупать квоты на выбросы, в частности, на выбросы углекислого газа, что даже с учетом очень серьезной энергосберегающей политики, проводимой в последние два десятилетия США и странами Западной Европы, Соединенные Штаты окажутся в весьма невыгодном положении как страна, потребляющая больше всех энергоресурсов на душу населения.
С учетом этих соображений США стараются отодвинуть решение вопросов квотирования, и поэтому делали еще в ходе подготовительного процесса все возможное, чтобы не допустить введения в Конвенцию об изменении климата и главу Повестки дня на XXI век, посвященную проблемам атмосферы, каких-либо обязывающих конкретных записей о масштабах и сроках сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу. И надо сказать, что, несмотря на резко отрицательную позицию развивающихся стран, им это в блоке с группой арабских стран удалось сделать - итоговые записи гласят, что, по мере возможности, странам следует вернуться к концу данного десятилетия, т.е. к 2000 году к уровню выбросов углекислого газа 1990 года.
Существует и другая причина, обусловливающая позицию США в обсуждаемом вопросе. Журналист Лестер Браун в газете «Earth Summit Times», выходившей в период работы Конференции как ее официальный орган, писал: «За пределами США не представляют себе, в какой степени Президент Буш находится в плену у нефтяной промышленности, которая поддерживала его на всех этапах политической карьеры от конгрессмена штата Техас до Белого Дома. Поэтому, когда он думает об энергетической политике, он думает об увеличении производства нефти, о бурении скважин на шельфе или в заповедных районах Аляски».
Это объясняет, почему по вопросу о выбросах углекислого газа в атмосферу Соединенные Штаты разошлись с позицией стран ЕЭС и сблокировались с нефтедобывающими арабскими странами, ведомыми Саудовской Аравией. Введение обязательных требований на сокращение выбросов углекислого газа усилило бы политику энергосбережения в странах-потребителях нефти и ухудшение конъюнктуры на мировом рынке нефти.
То, что США в блоке с арабскими нефтедобывающими странами в значительной мере выхолостили Конвенцию об изменении климата еще до Конференции и сделали то же самое в ходе Конференции по отношению к разделу Повестки дня на XXI век, касающемуся проблем атмосферы, не могло не вызвать настороженную реакцию в правительственных кругах заметной части стран и резко отрицательную реакцию в стане «зеленых», организовавших в Рио-де-Жанейро ряд актов протеста вплоть до попыток прорваться в зал пленарных заседаний, закончившихся битьем стеклянных дверей и вмешательством сил безопасности.
Как уже отмечалось, остальные развитые страны отмежевались от обструкционистской позиции США, но, не желая расширять трещину в блоке «семерки», давлению на США предпочли решение о добровольном принятии на себя обязательств по сдерживанию выбросов углекислого газа в атмосферу. С политической точки зрения, это очень выигрышный ход.
Министр экологии, охраны природных ресурсов и ядерной энергетикиГермании Клаус Тепфер, выступая на пленарном заседании Конференции, заявил:
«Мы знаем, что мы как промышленно развитая страна несем особую ответственность. Мы знаем, что мы несем ответственность как с точки зрения воздействия на природу, оказываемого нашим обществом, так и с точки зрения технических и финансовых ресурсов, которыми мы располагаем...
Хотя Конвенция по климату не содержит, к сожалению, адекватных обязательств по стабилизации СО2 к 2000 году, мы рады, чтоЕвропейское сообщество будет, тем не менее, придерживаться своих целей по стабилизации выбросов CО2. Мы надеемся, что и другие страны побудят себя к определению аналогичных целей. Мы должны обеспечивать достижение поставленных целей путем введения налогов на энергию и СО2. ФРГ в рамках осуществления национальной программы по сокращению выбросов СО2 намерено достичь 25-30%-ного сокращения выбросов к 2005 году, принимая 1987 год за основу».
Следует заметить, что Конвенция об изменении климата допускаетрассмотрение в качестве субъектов, принимающих меры по сокращению выбросов парниковых газов, не только конкретные страны, но и их экономические сообщества. Этим и решило воспользоваться ЕЭС, т.к. не все страны этого сообщества, в частности Испания, смогут вернуться до 2000 года к уровню выбросов 1990 года. Смысл такого шага состоит в возможности маневрирования квотами внутри сообщества. Такую возможность следует иметь в виду и странам СНГ.
Рамочная конвенция об изменении климата была открыта для подписания 4 июня, а к концу работы Конференции ее подписали 153 страны, в том числе и США, добившиеся своих целей. Для вступления Конвенции в силу необходима ее ратификация по крайней мере 50 государствами.
Конвенция называется «рамочной», поскольку она обозначает лишь основные вехи, на которые должны ориентироваться государства при выработке мер, снижающих угрозу глобального изменения климата. Детализация и регламентация дальнейших шагов будет осуществляться путем подписания дополнительных протоколов.
В баталиях по вопросам выбросов углекислого газа в атмосферу администрация США понесла значительный моральный и политический урон, а Европейское экономическое сообщество, наоборот, укрепило свой авторитет на мировой арене.
Понимая, что отношение к двум упомянутым выше конвенциям сильно ослабляет позиции Соединенных Штатов, Дж. Буш решил «набрать очки», выдвинув инициативу форсирования подготовки достаточно развернутого документа по сохранению лесного покрова планеты и прежде всего - тропических лесов. Эта инициатива казалась достаточно эффективным ответом на причину позиции США в отношении Конвенции по сохранению биологического разнообразия и сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу, поскольку сохранение тропических лесов имеет исключительно важное значение в деле сохранения биологического разнообразия планеты и, кроме того, они выполняют функции мощного поглотителя углекислого газа из атмосферы в процессе фотосинтеза.
Покрывая всего лишь 7 процентов суши, тропические леса являются местом обитания 50-80 процентов видов живых организмов планеты. На площади тропического леса в 1000 гектаров можно насчитать около 2000 видов растений, 400 видов птиц, 150 видов бабочек и огромное множество разновидностей насекомых и микроорганизмов.
В XX веке уничтожено около половины тропических лесов планеты. В наше время человечество ежегодно теряет 16-17 миллионов гектаров тропических лесов, что вдвое превышает уровень потерь 1980 года и соответствует площади Японии. Масштабная вырубка тропических лесов обусловлена как внутренними нуждами соответствующих стран (расчистка территории под сельскохозяйственные угодья, использование древесины в качестве строительного материала и топлива), так и наращиванием экспорта лесной и сельскохозяйственной продукции, необходимого для покрытия внешних долгов***и решения своих социально-экономических вопросов. Международный валютный фонд и Всемирный банк во многих случаях обуславливали предоставление кредитов требованием наращивания производства кофе, какао, оливкового масла, природного каучука и т.д., что в связи с истощением почв вело к сведению лесов на все новых и новых территориях. Низкие цены на продукцию развивающихся стран на мировом рынке и протекционистская политика развитых стран по отношению к своим внутренним рынкам не позволяют большинству развивающихся стран ликвидировать или хотя бы стабилизировать свою внешнюю задолженность.
В связи с этим многие развивающиеся страны, особенно страны тропического пояса, встретили постановку со стороны США вопроса о проблеме лесов как приоритетного направления работы Конференции далеко не с «распростертыми объятиями», усмотрев в ней попытку перекладывания ответственности за стабилизацию, а в дальнейшем снижение накопления углекислого газа в атмосфере на их плечи. Поэтому еще в ходе подготовительного процесса развивающиеся страны настояли на принятии предложения Малайзии о том, что в документе речь должна идти о лесах всех зон - тропической, умеренной и бореальной.
Это правильно, поскольку сокращение площади и деградация лесов характерны в той или иной степени для всех стран мира. Ежегодно из лесов изымается 3,4 миллиарда кубометров древесины, причем половина объема заготовок приходится на долю Канады, США и бывшего СССР. Темпы обезлесения быстро нарастают. Половина всей потери покрытых лесом площадей приходится на последние 20 лет.
Большой ущерб лесам наносят пожары. В Канаде ежегодно гибнет от них около 2 млн. га, а в 1989 году выгорело 7 млн. га. Лесные пожары страшны не только потерей запасов древесины и лесного покрова как такового, - они вместе со сжиганием древесины в развивающихся странах в качестве топлива**** занимают второе место после сжигания ископаемого органического топлива по «поставкам» углекислого газа в атмосферу.
С точки зрения сохранения биологического разнообразия особенно велика роль первичных (девственных) лесов, которых на планете осталось немного. Например, в США утрачено 95 процентов девственных лесов. Поэтому, наряду с политикой рационального лесопользования и облесения части безлесных территорий, серьезное внимание должно быть уделено расширению зон охраняемых и заповедных первичных лесных массивов.
В связи с изложенным настоятельные предложения развивающихся стран расширить рамки проблемы сохранения лесов на все виды лесов не встретили большого сопротивления и были приняты еще в ходе подготовительного процесса.
Сложнее оказалось найти понимание в вопросе о либерализации международной торговли в плане возможностей получения развивающимися странами больших доходов от экспорта, что способствовало бы формированию финансовой основы для реализации мероприятий по сохранению и устойчивому развитию лесов. Острые дебаты по этому вопросу продолжались и в ходе работы Конференции в контактных группах и на заседаниях Главного комитета, но найти его приемлемое для развивающихся стран решение не удалось.
В итоге задуманная администрацией США контр-акция по отношению к критике со всех сторон должным образом в пропагандистском плане не сработала, несмотря на заявление Дж. Буша о том, что США выделит на следующий год дополнительно 150 миллионов долларов на поддержку международных усилий по защите лесов.
Посол Малайзии при ООН Тинг Вен Лян, игравший важную роль в выработке позиции группы 77 развивающихся стран, заявил: «Наши леса стали пешкой в шахматной партии, разыгрываемой в салонах северных стран».
Конференция сочла неприемлемой попытку США навязать форсированную подготовку в период ее работы глобального документа по лесам и приняла важное, но не имеющее обязательной силы Заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов. Предстоит большая кропотливая работа по подготовке на основе этих принципов документов обязательного характера, в ходе которой борьба интересов продолжится.
Информация о работе Работа Конференции ООН по окружающей среде и развитию