Тема: «Развитие воображения
у детей дошкольного возраста»
План:
Введение.
- Общая характеристика
воображения.
- Развитие воображения
в дошкольном возрасте.
- Практическая часть
(5 игр или консультативный материал для
родителей).
Выводы.
Введение
Сегодня перед дошкольными учреждениями
стоит важная задача развития творческого
потенциала подрастающего поколения.
Основой развития творческой и уникальной
личности уже с ранних этапов онтогенеза
является воображение.
В психологической литературе воображение
рассматривается как высший познавательный
психический процесс, с помощью которого
происходит отражение окружающей действительности
посредством создания новых образов из
образов восприятия и образов представления,
полученных в предшествующем опыте человека.
На протяжении такого сравнительно небольшого
отрезка времени, как дошкольное детство,
воображение ребенка проходит существенное
развитие и является центральным психическим
новообразованием этого периода (Л. С. Выготский,
О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев
и др.).
1. Общая характеристика
воображения.
Воображение - особая форма человеческой
психики, стоящая отдельно от остальных
психических процессов и вместе с тем
занимающая промежуточное положение между
восприятием, мышлением и памятью.
Воображение — психический
процесс, заключающийся в создании новых
образов (представлений) путем переработки
материала восприятия и представлений,
полученных в предшествующем опыте.
Воображение – психический
процесс создания образа предмета, ситуации
путем перестройки имеющихся представлений.
Образы воображения не всегда соответствуют
реальности; в них есть элементы фантазии,
вымысла. Если воображение рисует сознанию
картины, которым ничего или мало что соответствует
в действительности, то оно носит название
фантазии. Если воображение обращено в
будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения
всегда протекает в неразрывной связи
с двумя другими психическими процессами
– памятью и мышлением.
Виды воображения:
Активное воображение – пользуясь
им, человек усилием воли, по собственному
желанию вызывает у себя соответствующие
образы.
Пассивное воображение – его
образы возникают спонтанно, помимо воли
и желания человека.
Продуктивное воображение –
в нем действительность сознательно конструируется
человеком, а не просто механически копируется
или воссоздается. Но при этом в образе
она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение
– ставится задача воспроизвести реальность
в том виде, какова она есть, и хотя здесь
также присутствует элемент фантазии,
такое воображение больше напоминает
восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
Образное представление действительности;
Регулирование эмоциональных
состояний;
Произвольная регуляция познавательных
процессов и состояний человека;
Формирование внутреннего плана
действий.
Способы создания
образов воображения:
Агглютинация – создание образов
посредством соединения любых качеств,
свойств, частей.
Акцентирование – выделение
какой-либо части, детали целого.
Типизация – наиболее сложный
прием. Художник изображает конкретный
эпизод, который впитывает в себя массу
аналогичных и таким образом является
как бы их представителем. Так же формируется
и литературный образ, в котором концентрируются
типичные черты многих людей данного круга,
определенной эпохи.
Процессы воображения, как и
процессы памяти, могут различаться по
степени произвольности, или преднамеренности.
Крайним случаем непроизвольной работы
воображения являются сновидения, в которых
образы рождаются непреднамеренно и в
самых неожиданных и причудливых сочетаниях.
Непроизвольной в своей основе также является
деятельность воображения, развертывающаяся
в полусонном, дремотном состоянии, например
перед засыпанием.
Среди различных видов и форм
произвольного воображения можно выделить
воссоздающее воображение, творческое
воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется
тогда, когда человеку необходимо воссоздать
представление объекта, как можно более
полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется
тем, что человек преобразует представления
и создает новые не по имеющемуся образцу,
а самостоятельно намечая контуры создаваемого
образа и выбирая для него необходимые
материалы.
Особой формой воображения
является мечта – самостоятельное создание
новых образов. Главной особенностью мечты
является то, что она направлена на будущую
деятельность, т.е. мечта – это воображение,
направленное на желаемое будущее.
Если произвольное, или активное,
воображение преднамеренно, т.е. связано
с волевыми проявлениями человека, то
пассивное воображение может быть преднамеренным
и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное
воображение создает образы, не связанные
с волей. Эти образы получили название
грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается
связь воображения с потребностями личности.
Преобладание грез в психической жизни
человека может привести его к отрыву
от реальной действительности, уходу в
выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает
тормозить психическое и социальное развитие
этого человека.
Непреднамеренное пассивное
воображение наблюдается при ослаблении
деятельности сознания, его расстройствах,
в полудремотном состоянии, во сне и т.д.
Наиболее показательным проявлением пассивного
воображения являются галлюцинации, при
которых человек воспринимают несуществующие
объекты. При классификации видов воображения
исходят из двух основных характеристик.
Это степень проявления волевых усилий
и степень активности, или осознанности.
2. Развитие воображения
в дошкольном возрасте.
Проблема развития воображения,
хотя и привлекает к себе неослабевающий
интерес психологов, до сих пор является
одной из наименее разработанных и спорных
проблем психологии.
В психической
жизни дошкольника исключительно важную
роль играет воображение. На этом этапе развития оно проявляется
настолько ярко и интенсивно, что многие
психологи рассматривали его как изначально
заданную детскую способность, которая
с годами теряет свою силу. В общих чертах
воображение можно определить как способность
к перекомбинированию образов. Сущность
воображения заключается в том, что оно
«схватывает» целое раньше частей, на
основе отдельного намека строит целостный
образ. Отличительной особенностью воображения
является своеобразный «отлет от действительности»,
создание нового образа, а не простое воспроизведение
известных представлений, что характерно
для памяти или внутреннего плана действий.
Воображение отличается
тем, что оно: 1) подсознательно (ребенок
не осознает своих целей и мотивов); 2) направлено
на собственное удовольствие, а не на реальную
деятельность в окружающей действительности;
3) является образным, символическим мышлением,
оно не может быть выражено в словах и
сообщено другим людям.
Наблюдения показывают,
что задержки в речевом развитии всегда
ведут к недоразвитию воображения ребенка.
Известно, что больные, страдающие афазией
(т. е. больные, у которых вследствие какого-либо
мозгового заболевания нарушена речь),
обнаруживают резкий упадок фантазии
и воображения. Речь способствует формированию
и фиксации представлений о предмете;
именно речь дает ребенку возможность
представить себе тот или иной предмет,
которого он не видел, мыслить о нем и мысленно
преобразовывать его. Таким образом, главным
средством воображения, является речь.
Воображение становится возможным благодаря
речи и развивается вместе с ней. Следовательно,
оно является не первичной функцией, изначально
присущей ребенку, а результатом его психического
и главным образом речевого развития.
Первой формой
проявления детского воображения являются
игры со взрослым, включенные в воображаемую
ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется
в игре дошкольника (где дети наделяют
предметы воображаемыми функциями, берут
на себя роли воображаемых персонажей)
и в творческих видах деятельности (рисовании
и словесном творчестве). В младшем дошкольном
возрасте воображение всегда опирается
на реальные предметы или действия; к старшему
дошкольному возрасту становится возможным
воображение во внутреннем плане, в плане
представлений.
Выделяются две
главные функции воображения — познавательная
(воспроизведение и варьирование реальных
событий) и аффективная.
Познавательное воображение дошкольника
связано с бурным развитием ролевой игры,
рисования, конструирования. Однако оно
нередко носит воспроизводящий характер,
когда ребенок действует по образцам:
воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен
к рисованию шаблонных графических схем.
Аффективное воображение на этом этапе,
как и на предыдущем, направлено на преодоление
полученных психотравматических воздействий
путем их многократного варьирования
в игре, рисовании и других творческих
видах деятельности. Однако в случае устойчивого
конфликта с реальностью дети нередко
обращаются к замещающему воображению.
Обе функции имеют свою линию развития
в дошкольном возрасте.
В конце раннего возраста
(3,5 года) воображение начинает развиваться
тогда, когда ребенок начинает впервые
замещать одни предметы другими и использовать
одни предметы в роли других (символическая
функция). В дальнейшем развитие воображения
происходит в играх, где символические
замены совершаются довольно часто и с
помощью разнообразных средств и примеров.
Имея скудный практический
опыт, маленькие дети ещё плохо дифференцируют
образы воображения и представления.
Репродуктивное воображение
у ребенка преобладает в первой половине
дошкольного детства. Впечатления в виде
образов воспроизводятся механически.
Обычно то, что оказало на ребенка эмоциональное
впечатление, воспроизводится в образах.
Выготский подчеркивал, что «ход развития
детского воображения, как и ход развития
других высших психических функций, существенным
образом связан с развитием речи ребенка.
В дошкольном
детстве в развитии воображения ребенок
проходит
4 стадии:
1.На первой стадии
ребенок способен к преобразованию восприятия (в одном предмете он
начинает видеть другой).
2.На второй стадии
воображение проявляется в химизме-одушевлении
игрушек.
3. На третьей
стадии воображение ребенка проявляется в перевоплощениях
в играх.
4.И на четвертой
стадии развития воображения
ребенок может перекомбинировать
образы.
В начале у ребенка
нет границы между фантазией и реальностью.
Затем ребенку необходим вспомогательный
прием для того, чтобы перейти из сферы
фантазии в реальность. В последствие
граница между реальностью и фантазией
становится жесткой. И ребенок научается
контролировать сознательно эти переходы.
В конечном итоге происходит интегрирование
фантазии и реальности: ребенок все время
осознает, в какой сфере он находится.
Таким образом, постепенно ребенок научается
полностью контролировать процесс фантазии.
В дошкольном возрасте
игра является хорошим стимулом для развития
воображения. Игра через потребности,
желания и эмоции связывает ту реальность,
в которой действует ребенок. Это делает
воображение ребенка направленным на
разрешение определенных задач, достижение
определенных целей, реализацию потребностей,
возникающих в деятельности ребенка и
определяющих ее. Таким образом, в игре
зарождаются и развиваются такие значимые
стороны продуктивного воображения как,
его направленность на решение самых различных
открытых задач, возможность в специфической
форме (через соединение в одном образе
предметных содержаний двух объектов,
их символизацию) раскрывать существенные
характеристики реальности. Продуктом
воображения в данном случае выступает
сама воображаемая ситуация, содержание
которой совпадает с содержанием игры.