Реферат по «Технологии начального естественнонаучного образования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 11:29, реферат

Краткое описание

Начальная школа - это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатство, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, нужно использовать различные формы работы в этом направлении.

Содержание

1. Введение………...………………………………………………………..3
2. Понятие экологического образования детей младшего школьного возраста……………………..……………………………………………………...4
3. Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе………………………………………………………..…………8
4. Организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников……………………………………………………………16
5. Заключение……………………………………………………………..19
6. Библиография…………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

 

Экскурсия как эффективная форма

экологического образования и воспитания

Реферат

по дисциплине «Технологии начального естественнонаучного образования»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнила: студентка

                                 

 

                                                               

(подпись)

   Научный руководитель:

 

 

 

 

                                                                         Оценка  ________________

   «___» _______________ 20___г.

    ______________________

(подпись)

 

Омск, 2014

Содержание

1. Введение………...………………………………………………………..3

2. Понятие экологического образования детей младшего школьного возраста……………………..……………………………………………………...4

3. Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе………………………………………………………..…………8

4. Организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников……………………………………………………………16

5. Заключение……………………………………………………………..19

6. Библиография…………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начальная школа - это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств  и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы педагог  тесно связывал с тем, что природа - это наш край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.  Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатство, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, нужно использовать различные формы работы в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие экологического образования детей

младшего школьного возраста

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Обучение в начальной школе является одним из первых звеньев становления человека - гражданина, хозяина своей земли. Всестороннее развитие личности детей осуществляется различными средствами, а в частности средствами природы.

Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде [7].

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой.

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

  • знание экологических проблем и способов их разрешения;
  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек и целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды [10].

В основе построения современных курсов с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
  • обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [4].

Разработка новых учебных курсов проводится с учетом отражения в них всех аспектов содержания экологического образования: научно-познавательного, ценностного, нормативного, практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразия, связи между ними. Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношений детей к своему дому - природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие и сопереживание.

Нормативный аспект содержания экологического образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Практически-деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать.

Освоение познавательных, ценностных, нормативных аспектов содержания экологического образования предполагает вовлечение в разнообразную деятельность, что обеспечивает достижение обучающего, воспитывающего и развивающего эффектов экологического образования; формирование экологической ответственности [10].

Изучение природы включено почти во все учебные предметы объединяют их общность цели и общие исходные принципы построения учебных программ, учебников, а в частности сезонный и краеведческий.

Задачи экологического образования в начальной школе:

  • дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек - человек», «природа - природа», «природа - человек».
  • совершенствовать познавательную и практическую учебную деятельность детей.
  • развивать личностные качества ребенка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее [4].

На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи, и показывается, в какой помощи со стороны человека природа нуждается. Организуется практическое участие детей в охране природы.

Важнейшими условиями формирования ответственного отношения к природе является обеспечение взаимосвязей содержания экологического образования и воспитания; активизация разнообразной деятельности учащихся по изучению и охране природы: мобилизация всего педагогического коллектива на решение задач экологического воспитания.

В широком смысле экологическое образование представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они созревают как личности - представители особой экосистемы человек - природа - общество, приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно процессу социализации человека идет процесс экологизации личности - формирование его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром - культуры экологической. В более узком смысле процесс экологического воспитания мы рассматриваем как целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры личности [6].

Экологическая культура является составной частью общей культуры личности и отражает процесс и результат формирования экологического сознания личности. Формирование экологической культуры предполагает гармонизацию взаимосвязей в системе «природа-человек».

 

 

Место экскурсии в процессе экологического образования

 в начальной школе

Экскурсия – (от лат. excursio «поездка») является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, там самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе». Экскурсия основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. Ее содержание определяется учебными программами.

К специфическим признаками экскурсии относятся: а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний); б) экскурсионность объекта; в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа; г) способ предметного изучения; д) эмоциональность. Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; сообразительность суждения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания [1].

На современном этапе экскурсия имеет разнообразную типологию, с различными «признаками деления»:

1) по продолжительности: однодневная, однодневная с ночевкой, многодневная или один учебный час, целый рабочий день, многодневная;

2) по содержанию: естественно-географическая (природоведческая), гуманитарная, производственная (социальная);

3) по объему: на определенную тему, несколько близких тем, комплексная;

4) по характеру выполняемых экскурсантами заданий: исследовательская (активная – самостоятельное выполнение детьми заданий поискового характера), иллюстративная (пассивная – фронтальные наблюдения под руководством экскурсовода), комбинаторная (пассивно – активная);

5) по логическому построению: аналитическая, синтетическая;

6) по составу учеников: школьная, дошкольная, внешкольная (Б.Е. Райков);

7) по связи с другой просветительской работой: курсовая, внекурсовая;

8) по составу группы: детская (делится по возрасту), юношеская (по интеллектуальной подготовке), взрослая (по профессиям);

9) по количеству учащихся: коллективная (массовая), групповая, персональная (индивидуальная);

10) по месту проведения – учебная экскурсия: природоведческая (в природу – на водоем, в парк, лес, огород, поле, луг, на гору и т.д.), социальная (производственная – на объекты, связанные с деятельностью человека и относящаяся ко вторичной природе), краеведческая, экологическая;

11) по характеру наблюдений: фенологические (по Д.Н. Кайгородову), нацеленные на фиксацию сезонных изменений в природе; географические (наблюдение за географическими объектами), ботанические; комплексные; социальные – в виде прогулок по городу (ознакомление с улицами, видами транспорта и правилами дорожного движения), по общественным учреждениям (почта, поликлиника, библиотека) и нацеленные на накопление младшими школьниками социальных впечатлений и опыта;

12) по постоянству обустройства маршрута: экскурсия по экологической тропе, «спонтанно организованная» (первозданная природа, без какого либо оснащения местности и жестко фиксированных остановок);

Информация о работе Реферат по «Технологии начального естественнонаучного образования»