Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:34, реферат
Практическое обеспечение безопасности жизнедеятельности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников. Безопасность жизнедеятельности на производстве необходима для того чтобы снизить риск и предотвратить получения травм.
ВВЕДЕНИЕ
1 Роль безопасности жизнедеятельности в подготовке специалиста
2 Цель, методы и средства профотбора.
2.1 Виды инструктажа
3 Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности
3.1 Методы обеспечения безопасности
4 Образование в области безопасности жизнедеятельности
5 Перспективы развития безопасности жизнедеятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1 |
Роль безопасности жизнедеятельности в подготовке специалиста |
5 |
2 |
Цель, методы и средства профотбора. |
7 |
2.1 |
Виды инструктажа |
8 |
3 |
Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности |
11 |
3.1 |
Методы обеспечения безопасности |
13 |
4 |
Образование в области безопасности жизнедеятельности |
16 |
5 |
Перспективы развития безопасности жизнедеятельности |
18 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
21 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
22 |
ВВЕДЕНИЕ
Основу научных и практических знаний, содержащихся в учебнике БЖД, составляют знания отдельных курсах: «Охрана труда», «Охрана окружающей среды» и «Гражданская оборона», имевших выраженную прикладную направленность.
Цель курса: сформировать у специалистов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Задачи курса: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
• создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
• идентификации опасностей среды обитания природного и антропогенного характера;
• разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
• проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями их безопасности и экологичности;
• обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
• прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
• принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
В результате изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" специалист должен знать:
Задачи дисциплины:
Научиться устанавливать опасность.
Не допустить опасность, ликвидировать угрозу её возникновения.
Ликвидировать её последствия с минимальными затратами для экономики и здоровья.
Знать:
Методы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Рациональные условия труда (трудовая деятельность).
Экологические, правовые
и организационные основы БЖ.
1 РОЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
Практическое обеспечение безопасности жизнедеятельности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников. Безопасность жизнедеятельности на производстве необходима для того чтобы снизить риск и предотвратить получения травм. Руководитель производственного процесса обязан:
Разработчик технических средств и технологических процессов на этапе проектирования и подготовки производства обязан:
Задачи специалиста в области безопасности жизнедеятельности сводятся к следующему:
2 ЦЕЛЬ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОФОТБОРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ И ПРИГОДНОСТЬ. ОТБОР И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ.
В настоящее время постоянно возрастает роль профотбора при приеме людей на работу. Многие предприятия, стремящиеся к повышению эффективности труда, пытаются использовать передовой зарубежный опыт, который свидетельствует, что успеха можно достичь не только за счет использования новых технологий, но и за счет более качественно отобранных кадровых ресурсов.
Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки ((проф.пригодности)) человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента:
Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в случае обнаружения у него необходимых задатков, достаточной физической и образовательной подготовки. Профотбору обычно предшествует профподбор. Профподбор служит для определения круга профессий, наиболее подходящих для данного человека, т. е. помогает ему подобрать профессию с помощью научно обоснованных методов и средств. Для целей профподбора (профотбора) используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.
Психофизиологическая диагностика. Психофизиологическая диагностика - это обобщенная оценка психофизиологических возможностей работника относительно эффективного выполнения конкретного вида деятельности и психофизиологической пригодности к выполнению работ повышенной опасности.
Виды психологических тестов применяемых при профотборе:
ОБЩИЕ - присущие всем людям основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить; а также в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности: игре, учению, труду, общению.
ЧАСТНЫЕ - присущие не всем людям способности: музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память; а также: профессиональные, специфические, особенные. оценка персонала является важной составляющей принятия объективного решения при найме персонала. Обычно предлагаются следующие процедуры отбора персонала: предварительная отборочная беседа — анкетирование — собеседование — тестирование — проверка рекомендаций послужного списка — медицинский осмотр; собеседование кандидата с сотрудниками отдела человеческих ресурсов — наведение справок о кандидате — собеседование с. руководителями подразделения — испытание и т. д. Для каждой категории сотрудников существуют свои наиболее оптимальные методы оценки.
2.1 Виды инструктажа
Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными работниками, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться со всеми вновь принятыми на работу работниками. Данный вид инструктажа проводится с каждым работником индивидуально с демонстрацией безопасных приемов труда.
Повторный инструктаж проводится с целью проверки и повышения уровня знаний работником правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии или бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Данный вид инструктажа должны проходить все работающие не реже чем через 6 месяцев после проведения очередного инструктажа, за исключением тех работников, которые не связаны с использованием в их трудовой деятельности инструментов и оборудования.
Внеплановый инструктаж должен проводиться в случае изменения правил по охране труда, при изменении технологических процессов, замене оборудования и других изменениях, влияющих на безопасность труда работников.
Целевой инструктаж необходимо проводить в случаях поручения работнику выполнения разовых работ, не связаны с прямыми трудовыми обязанностями работника по его основной специальности. Аналогичный инструктаж должен проводиться с работниками в случае поручения им выполнения работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производства работ, на которые необходимо оформлять наряд-допуск, специальное разрешение и иные документы, а также в других случаях, предусмотренных правилами по охране труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой осуществляется непосредственным руководителем работ (мастером, начальником бюро, лаборатории и т. д.). Инструктаж на рабочем месте должен завершаться проверкой знаний инструктируемого посредством устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также фактической проверкой приобретенных навыков безопасных приемов работы. Оценку знаний работников осуществляет тот же руководитель, который проводил соответствующий инструктаж.
Лица, показавшие неудовлетворительные знания при проведении проверки, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОПАСНОСТИ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.
Информация о работе Роль безопасности жизнедеятельности в подготовке специалиста